Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.
Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.
Оформление реферата
-
Работа выполняется в компьютерном варианте на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа. Шрифт Times New Roman 14, через полуторный межстрочный интервал. -
Все листы должны быть пронумерованы, начиная с № 2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится). Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу страницы. -
Введение, каждая глава (если предусмотрены), заключение, список источников, каждое приложение начинаются с новой отдельной страницы. -
Объем учебного реферата, как правило, составляет 15-20 страниц. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков. -
Поля: 25 мм – слева, 10 мм – справа, 20 мм – сверху, 20 мм – снизу. -
Работа должна быть сброшюрована или переплетена. -
Титульный лист является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На нем содержится следующая информация:
-
название профессиональной образовательной организации; -
наименование учебной дисциплины, тема реферата; -
Ф.И.О. исполнителя, курс, группа; -
Ф.И.О. проверяющего.
8. Список источников оформляется с указанием полных библиографических данных.
9. Приложение может содержать таблицы, графики, диаграммы, которые помещаются в конце работы и нумеруются отдельно. Каждая таблица должна иметь наименование и номер (если их в работе несколько). В правом верхнем углу пишется: Таблица № 1. Ниже в центре – заголовок, в конце которого (.) не ставится. Каждое приложение начинается с нового листа. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.
Иллюстрации в реферате – это фотоснимки, чертежи, рисунки. Они уместны в реферате, если они носят деловой и вспомогательный характер, подчинены тексту. Подписи под иллюстрациями ставятся внизу. Каждая иллюстрация (сокращенно “рис.”) должна быть пронумерована. В подписи под рисунками в приложении или в тексте обязательно делается указание на источник.
Критерии оценивания реферата:
-
объем проделанной работы; -
компетентность обучающегося в избранной области; -
самостоятельность в подходах, суждениях, выводах; -
оригинальность решений, речевая культура; -
ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи, простота и доступность изложения и пр.); -
культура оформления работы; -
грамотность; -
способность защитить реферат, в том числе способность обучающегося понять суть задаваемых ему вопросов по теме представленного реферата и формулировать точные ответы на них.
Каждый пункт оценивается по 5 бальной системе, выводится средняя оценка.
1.2 Подготовка доклада (устного сообщения)
Доклад (устное сообщение) – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо форме от пяти до пятнадцати страниц.
В таком докладе необязательно:
-
выделять структурные элементы работы в виде плана; -
выделять заголовки внутри текста; -
ссылаться на использованную литературу по ходу текста, но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.
Как подготовить доклад (устное сообщение)?
Получив тему доклада (сообщения), вы должны:
-
Вникнуть в формулировку, осмыслить тему, определить границы будущего высказывания, его основную мысль. -
Подобрать и изучить литературу по теме. Наиболее, важные фрагменты текста законспектировать, сделать выписки, цитаты, можно на отдельных карточках, чтобы во время выступления пользоваться ими. -
Составить рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей. -
Систематизировать собранный материал в соответствии с планом, окончательно подобрать соответствующие доказательства, факты, цифры. -
Записать текст доклада полностью или конспективно: начало, основные тезисы, главные части, переходы - "мостики" между мыслями, концовку.
Помните!
-
Написать хороший доклад и хорошо «прочитать» - не одно и то же. При чтении доклада необходимо использовать все богатства русской речи, интеллектуальность, интонацию, строгость, лаконичность мысли, убежденность, доступность и эмоциональность. -
Не усложняйте речь обилием сложных предложений (особенно с причастными и деепричастными оборотами), обилием научной терминологии. Преобладать должны простые предложения. Постоянно обогащайте активный словарь, боритесь с речевыми штампами. -
Не читайте постоянно текст перед слушателями, иногда своими словами разъясняйте то или иное понятие, явление. -
Во время выступления допускается использование конспекта доклада или тезисы, в которых содержатся направления главных вопросов, отдельные формулировки, даты, имена, цитаты, (продуманы мысли, факты проверены, логика изложения определена).
Критерии оценивания доклада (устного сообщения):
«5 (отлично)»:
-
содержание выступления соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют; -
речь плавная и ровная, без скороговорок и постоянного жестикулирования; -
использование выразительных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и т.п.); -
сделаны выводы и обобщения; -
эстетичное оформление.
«4 (хорошо)»:
-
содержание выступления соответствует теме, но допущено не более 1 фактической ошибки; -
речь в основном плавная и ровная; -
использованы выразительные средства языка; -
сделаны выводы и обобщения; -
эстетичное оформление.
«3 (удовлетворительно)»:
-
содержание выступления в основном соответствует теме, но допущено не более 2 фактических ошибок; -
в речи встречаются «слова–паразиты»; -
выразительные средства почти не использованы; -
студент затрудняется сделать выводы и обобщения или делает их в неполном объеме; -
работа оформлена небрежно.
«2 (неудовлетворительно)»:
-
содержание выступления не соответствует теме или допущено много фактических ошибок; -
отсутствуют выводы и обобщения.
1.3 Подготовка конспекта
Конспект – это письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Запись–конспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотой исходную информацию, поэтому при конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал. Связывать его со старым в соответствии с логикой изложения.
Виды конспекта:
-
План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного (краток, прост, быстро составляется и заполняется, однако через некоторое время работать с ним трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала. -
Цитатный конспект – это конспект, созданный из цитат (строится из высказываний автора, из изложенных им фактов). -
Опорный конспект – это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов – слов, условных знаков рисунков (краток, учит выбирать главное; наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию). -
Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов. - 1 2 3 4 5 6 7 8
Тематический конспект – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.
Рекомендации по составлению конспекта:
-
Определите цель составления конспекта. -
Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы. -
Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана. -
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат. -
Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания). -
Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения. -
Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета. -
Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты. -
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля. -
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.
При составлении конспекта следует избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Критерии оценивания конспекта:
«5 (отлично)»:
-
отражены принципиальные основные положения источника, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы; -
мысли изложены сжато, кратко; -
соблюдена форма ведения конспекта (указана фамилия автора, полное наименование работы, место и год издания); -
особо важные места, яркие примеры выделены цветным подчеркиванием.
«4 (хорошо)»:
-
в основном отражены основные положения источника, методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы; -
мысли изложены сжато, кратко; -
соблюдена форма ведения конспекта, но оформление не в полнее эстетичное -
(есть помарки, почерк небрежный и т.п.).
«3 (удовлетворительно)»:
-
отражены не все основные положения источника; -
мысли не всегда изложены лаконично или/и не соблюдена форма ведения конспекта; -
много исправлений.
«2 (неудовлетворительно)»:
-
основные положения источника в основном не отражены; -
мысли не изложены лаконично; -
конспект безликий, состоящий из сплошного текста; -
эстетическое оформление отсутствует.
1.4 Сочинением как вид ВСР
1.4.1 Рекомендации по написанию сочинения
Сочинение – один из видов самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
По литературе пишут чаще всего сочинения по тексту, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения (эссе) на заданные темы, сочинения по картине, сочинения-описания (например, какой-то личности), отзыв (рецензия) на прочитанное произведение.
Структура сочинения
Вступление – указывается цель сочинения, кратко эпоха, время создания произведения, особенности творчества писателя в связи с данным произведением.
Основная часть – основное содержание темы, даётся характеристика героев, раскрывается конфликт, проблематика произведения.
Заключение – содержит в себе выводы, итоги анализа темы сочинения. Оно должно быть кратким.
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
-
изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме; -
выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание); -
очень длинное, затянутое вступление.