Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий.

Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.
Оформление реферата

  1. Работа выполняется в компьютерном варианте на отдельных листах бумаги формата А-4, на одной стороне листа. Шрифт Times New Roman 14, через полуторный межстрочный интервал.

  2. Все листы должны быть пронумерованы, начиная с № 2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится). Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом нижнем углу страницы.

  3. Введение, каждая глава (если предусмотрены), заключение, список источников, каждое приложение начинаются с новой отдельной страницы.

  4. Объем учебного реферата, как правило, составляет 15-20 страниц. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.

  5. Поля: 25 мм – слева, 10 мм – справа, 20 мм – сверху, 20 мм – снизу.

  6. Работа должна быть сброшюрована или переплетена.

  7. Титульный лист является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа. На нем содержится следующая информация:

  • название профессиональной образовательной организации;

  • наименование учебной дисциплины, тема реферата;

  • Ф.И.О. исполнителя, курс, группа;

  • Ф.И.О. проверяющего.

8. Список источников оформляется с указанием полных библиографических данных.

9. Приложение может содержать таблицы, графики, диаграммы, которые помещаются в конце работы и нумеруются отдельно. Каждая таблица должна иметь наименование и номер (если их в работе несколько). В правом верхнем углу пишется: Таблица № 1. Ниже в центре – заголовок, в конце которого (.) не ставится. Каждое приложение начинается с нового листа. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Иллюстрации в реферате – это фотоснимки, чертежи, рисунки. Они уместны в реферате, если они носят деловой и вспомогательный характер, подчинены тексту. Подписи под иллюстрациями ставятся внизу. Каждая иллюстрация (сокращенно “рис.”) должна быть пронумерована. В подписи под рисунками в приложении или в тексте обязательно делается указание на источник.
Критерии оценивания реферата:

  • объем проделанной работы;

  • компетентность обучающегося в избранной области;

  • самостоятельность в подходах, суждениях, выводах;

  • оригинальность решений, речевая культура;

  • ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи, простота и доступность изложения и пр.);

  • культура оформления работы;

  • грамотность;

  • способность защитить реферат, в том числе способность обучающегося понять суть задаваемых ему вопросов по теме представленного реферата и формулировать точные ответы на них.


Каждый пункт оценивается по 5 бальной системе, выводится средняя оценка.
1.2 Подготовка доклада (устного сообщения)

Доклад (устное сообщение) – вид самостоятельной научно-исследовательской работы, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо форме от пяти до пятнадцати страниц.

В таком докладе необязательно:

  • выделять структурные элементы работы в виде плана;

  • выделять заголовки внутри текста;

  • ссылаться на использованную литературу по ходу текста, но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.


Как подготовить доклад (устное сообщение)?


Получив тему доклада (сообщения), вы должны:

  1. Вникнуть в формулировку, осмыслить тему, определить границы будущего высказывания, его основную мысль.

  2. Подобрать и изучить литературу по теме. Наиболее, важные фрагменты текста законспектировать, сделать выписки, цитаты, можно на отдельных карточках, чтобы во время выступления пользоваться ими.

  3. Составить рабочий черновой план, соблюдая последовательность и логическую связь отдельных мыслей.

  4. Систематизировать собранный материал в соответствии с планом, окончательно подобрать соответствующие доказательства, факты, цифры.

  5. Записать текст доклада полностью или конспективно: начало, основные тезисы, главные части, переходы - "мостики" между мыслями, концовку.


Помните!

  • Написать хороший доклад и хорошо «прочитать» - не одно и то же. При чтении доклада необходимо использовать все богатства русской речи, интеллектуальность, интонацию, строгость, лаконичность мысли, убежденность, доступность и эмоциональность.

  • Не усложняйте речь обилием сложных предложений (особенно с причастными и деепричастными оборотами), обилием научной терминологии. Преобладать должны простые предложения. Постоянно обогащайте активный словарь, боритесь с речевыми штампами.

  • Не читайте постоянно текст перед слушателями, иногда своими словами разъясняйте то или иное понятие, явление.

  • Во время выступления допускается использование конспекта доклада или тезисы, в которых содержатся направления главных вопросов, отдельные формулировки, даты, имена, цитаты, (продуманы мысли, факты проверены, логика изложения определена).




Критерии оценивания доклада (устного сообщения):
«5 (отлично)»:

  • содержание выступления соответствует теме, фактические ошибки отсутствуют;

  • речь плавная и ровная, без скороговорок и постоянного жестикулирования;

  • использование выразительных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и т.п.);

  • сделаны выводы и обобщения;

  • эстетичное оформление.


«4 (хорошо)»:

  • содержание выступления соответствует теме, но допущено не более 1 фактической ошибки;

  • речь в основном плавная и ровная;

  • использованы выразительные средства языка;

  • сделаны выводы и обобщения;

  • эстетичное оформление.


«3 (удовлетворительно)»:

  • содержание выступления в основном соответствует теме, но допущено не более 2 фактических ошибок;

  • в речи встречаются «слова–паразиты»;

  • выразительные средства почти не использованы;

  • студент затрудняется сделать выводы и обобщения или делает их в неполном объеме;

  • работа оформлена небрежно.


«2 (неудовлетворительно)»:

  • содержание выступления не соответствует теме или допущено много фактических ошибок;

  • отсутствуют выводы и обобщения.


1.3 Подготовка конспекта

Конспект – это письменная фиксация основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. Записьконспект позволяет восстановить, развернуть с необходимой полнотой исходную информацию, поэтому при конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал. Связывать его со старым в соответствии с логикой изложения.
Виды конспекта:

  1. План-конспект – это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного (краток, прост, быстро составляется и заполняется, однако через некоторое время работать с ним трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.

  2. Цитатный конспект – это конспект, созданный из цитат (строится из высказываний автора, из изложенных им фактов).

  3. Опорный конспект – это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов – слов, условных знаков рисунков (краток, учит выбирать главное; наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию).

  4. Свободный конспект – это сочетание выписок, цитат, тезисов.

  5.   1   2   3   4   5   6   7   8

Тематический конспект – это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определенной теме.


Рекомендации по составлению конспекта:

  1. Определите цель составления конспекта.

  2. Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

  3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

  4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

  5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

  6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

  7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

  8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

  9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

  10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.


Основные требования к написанию конспекта: системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

При составлении конспекта следует избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить систематическую особенность текста в ущерб его логике.
Критерии оценивания конспекта:
«5 (отлично)»:

  • отражены принципиальные основные положения источника, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы;

  • мысли изложены сжато, кратко;

  • соблюдена форма ведения конспекта (указана фамилия автора, полное наименование работы, место и год издания);

  • особо важные места, яркие примеры выделены цветным подчеркиванием.



«4 (хорошо)»:

  • в основном отражены основные положения источника, методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы;

  • мысли изложены сжато, кратко;

  • соблюдена форма ведения конспекта, но оформление не в полнее эстетичное

  • (есть помарки, почерк небрежный и т.п.).


«3 (удовлетворительно)»:

  • отражены не все основные положения источника;

  • мысли не всегда изложены лаконично или/и не соблюдена форма ведения конспекта;

  • много исправлений.


«2 (неудовлетворительно)»:

  • основные положения источника в основном не отражены;

  • мысли не изложены лаконично;

  • конспект безликий, состоящий из сплошного текста;

  • эстетическое оформление отсутствует.


1.4 Сочинением как вид ВСР
1.4.1 Рекомендации по написанию сочинения

Сочинение – один из видов самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.

По литературе пишут чаще всего сочинения по тексту, сочинения-миниатюры, сочинения-рассуждения (эссе) на заданные темы, сочинения по картине, сочинения-описания (например, какой-то личности), отзыв (рецензия) на прочитанное произведение.
Структура сочинения

Вступление – указывается цель сочинения, кратко эпоха, время создания произведения, особенности творчества писателя в связи с данным произведением.

Основная часть – основное содержание темы, даётся характеристика героев, раскрывается конфликт, проблематика произведения.

Заключение – содержит в себе выводы, итоги анализа темы сочинения. Оно должно быть кратким.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:

  • изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;

  • выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);

  • очень длинное, затянутое вступление.