Файл: Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по оуп. 02 Литература для студентов очной формы обучения.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА
для студентов очной формы обучения
специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Кемерово, 2022
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА : для обучающихся I курса ПОО специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений / сост. к.ф.н. Т. С. Мешкова. – Кемерово, 2022. – 56 с.
Рецензенты:
Рассмотрено на заседании ЦМК преподавателей
общеобразовательного, гуманитарного циклов
Протокол № ___ от «___» ___________ 2022 г.
Председатель ЦМК___________/ Т.С. Мешкова
Утверждено:
Зам. директора по НМР ___________________/ И.А. Дмитриева
«____» _____________2022 г.
РЕКОМЕНДОВАНО: Экспертным Советом ГАПОУ «Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства» в качестве дополнительного учебного пособия
Протокол №____от _______________
Председатель Экспертного Совета_____________
В методических рекомендациях описаны основные виды самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА. Приведены требования к содержанию и оформлению выполняемых работ, критерии оценивания заданий. Пособие адресовано обучающимся профессиональных образовательных организаций.
Содержание
I. Методические рекомендации по выполнению ВСР | | |
1.1 Подготовка реферата | 6 | |
1.2 Подготовка доклада (устного сообщения) | 9 | |
1.3 Подготовка конспекта | 11 | |
1.4 Сочинение как вид ВСР | 12 | |
| 1.4.1 Рекомендации по написанию сочинения | 17 |
| 1.4.2 План анализа прозаического произведения | 17 |
| 1.4.3 План анализа драматического произведения | 17 |
| 1.4.4 План отзыва на прочитанное произведение | 17 |
| 1.4.5 План анализа лирического произведения | 18 |
| 1.4.6 План характеристики литературного героя | 19 |
| 1.4.7 Рецензия на прочитанное произведение | 19 |
1.5 Подготовка пересказа | 21 | |
1.6 Рекомендации по заучиванию стихотворения | 22 | |
1.7 Подготовка мультимедийных презентаций | 23 | |
II. ВСР по ОДБ.02 ЛИТЕРАТУРА | | |
2.1 Задания для самостоятельной работы по ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА | 24 | |
2.2 Список литературы для обязательного чтения | 34 | |
2.3 Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету | 39 | |
2.4 Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы для обучающихся | 41 | |
Глоссарий | 43 | |
Заключение | 54 | |
Список используемых источников | 55 | |
Приложение 1 Титульный лист | 56 |
Уважаемый студент!
Внеаудиторная самостоятельная работа (далее – ВСР) по ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА представляет собой одну из форм учебного процесса и является обязательной для каждого обучающегося. Это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия, носящая индивидуальный характер. Преподаватель инструктирует обучающегося и устанавливает сроки выполнения задания.
ВСР проводится с целью становления личностных, метапредметных характеристик обучающихся, формирования, развития предметных знаний и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СОО и программой ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА.
Программой ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА предусмотрено выполнение ВСР в количестве 58 часов.
Для того чтобы сделать процесс обучения результативным, разработаны методические рекомендации по выполнению ВСР обучающихся по ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА. Кроме того, данным пособием можно воспользоваться для работы на уроках, при выполнении домашнего задания и подготовке к текущему и итоговому контролю по дисциплине.
Методические рекомендации включает теоретический блок, задания для ВСР, список литературы для обязательного чтения, вопросы для подготовки к дифференцированному зачету, список рекомендованной основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов, глоссарий и др.
Контроль выполнения ВСР осуществляется посредством оценки работы во время аудиторных занятий (ответы на вопросы), творческих работ, письменных заданий. Отметка выставляется в журнал теоретических занятий.
Критериями оценки результатов ВСР обучающихся являются:
-
уровень освоения учебного материала; -
уровень сформированности умения использовать теоретические знания при выполнении практических заданий; -
уровень сформированности общих знаний и умений; -
оформление материала в соответствии с предъявляемыми требованиями.
ВСР оформляется в специальных тетрадях (кроме устных работ) согласно следующим требованиям:
-
тетрадь для ВСР должна состоять из 18 листов в линию; -
титульный лист оформляется следующим образом:
Тетрадь для самостоятельных работ по ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА студента 1 курса группы 211-сэз Иванова Сергея Сергеевича 2021-2022 уч. г. |
-
задания, которые необходимо выполнить в данной тетради, оформляются с указанием числа и месяца, а также темы занятия; -
тетрадь должна содержать «красные» поля, ширина которых должна составлять не менее 2 см.
Обязательным требованием ведения тетради для ВСР является соблюдение норм оформления учебных задач:
-
запрещено выходить за поля; -
запрещается писать красной, чёрной и зелёной пастами, пользоваться разрешается оттенками синего; -
оформлять работу необходимо аккуратно, используя по мере необходимости простой карандаш или маркеры для выделения важной информации (для конспектов); -
в тетради не должны быть записи, не касающиеся ОУП.02 ЛИТЕРАТУРА и не относящиеся к самостоятельной работе обучающихся.
Цель методических рекомендаций состоит в обеспечении эффективности ВСР, определении ее содержания, установлении требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
I. Методические рекомендации по выполнению ВСР
1.1 Подготовка реферата
Реферат – это самостоятельно произведение, свидетельствующее о знании литературы по данной теме, ее основной проблематике. Он отражает точку зрения автора на данную проблему, умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний.
Цель написания рефератов –научить связывать теорию с практикой, пользоваться литературой, статистическими данными, привить умение популярно излагать сложные вопросы.
Реферат свидетельствует об информационной культуре, интеллектуальном уровне, креативности (творческом потенциале) обучающегося.
Реферат не копирует дословно книги и статьи, не является конспектом, не пишется по одному источнику, не является докладом. В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.
Зашита реферата– одна из форм проведения устной аттестации обучающихся. Защита реферата длится примерно 10-15 минут.
Этапы работы над рефератом
1 этап – подготовительный: поиск материалов по определенной теме; выбор литературы в конкретной библиотеке; определение круга справочных пособий для последующей работы по теме;
2 этап – исполнительский: чтение книг (других источников); ведение записей прочитанного (сканирование); отбор материалов; составление плана реферата;
3 этап – заключительный: обработка имеющихся материалов и написание реферата; составление списка использованной литературы.
Общие требования к реферату:
-
Точность и объективность в передаче информации из литературного источника, основной мысли автора (не относить к автору собственные мысли). -
Полнота раскрытия темы реферата. -
Доступность и ясность изложения. -
Возможность составить представление:
-
о мнении автора источника по рассматриваемой теме; -
о мнении автора реферата по этому же вопросу.
Таким образом, реферат должен содержать и концепцию авторов литературных источников, и концепцию автора реферата.
Структура реферата
Структура реферата:
-
титульный лист (см. Приложение 1); -
содержание (оглавление с указанием страниц); -
введение; -
основная часть (главы и параграфы); -
заключение; -
приложения; -
список источников.
Введение
Введение – одна из составных и важных частей реферата. В объеме реферата Введение составляет 1-2 страницы. Рационально построить работу над этой частью реферата следующим образом:
-
Вступление – это 1-2 абзаца, необходимые для начала. Желательно, чтобы вступление было ярким, проблемным. Можно начать с изложения какого-то определения: «политические отношения – это…». -
Обоснование актуальности выбранной темы – это ответ на вопрос: «Почему я выбрал эту тему реферата, чем она меня заинтересовала?» -
Формулировка цели и задач реферата. -
Краткий обзор литературы и источников по проблеме: здесь необходимо охарактеризовать основные источники и литературу, с которой работает автор, оценить ее полезность, доступность, высказать свое отношение к этим книгам. -
История вопроса – это краткое освещение того круга представлений, которые сложились в науке по исследуемой проблеме и стали известны обучающемуся. -
Вывод – это обобщение, которое необходимо делать при завершении работы над введением.
Введение – визитная карточка работы.
Текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.
Языковые клише, используемые во Введении:
-
Реферат посвящен теме, проблеме, актуальному вопросу… -
Реферат посвящен характеристике проблемы… -
Темой реферата является… -
В реферате… рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?) и т.д. -
А также используются, например, такие глаголы: изучить… выявить… установить… и т.п. -
В центре внимания автора находятся… -
На первый план автором выдвигаются… -
Главные усилия автора направлены на… -
В своей работе автор ставит (затрагивает, освещает) следующие проблемы… …останавливается на следующих проблемах и т.д. -
Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как… -
Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (на современном этапе)… -
Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) -
В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)… -
Автор привлекает к анализу следующие материалы… -
Материалом исследования послужили… -
В основе реферата лежат материалы исследований…
Требования к содержанию реферата
Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать, изложение должно быть ясным, простым, точным, выразительным.
Необходимо соблюдать общепринятые правила:
-
Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа, лучше в безличной форме. -
В реферате могут быть разработаны отдельные тематические главы, параграфы, в которых анализируется соответствующая литература. При этом каждая глава должна содержать выводы и переходный (логический) момент к следующей главе. -
Каждая глава (параграф) начинается с новой страницы.
Ссылки оформляются в квадратных скобках с указанием номера из списка источников и страниц (напр.: [4, с. 200-250]. Это означает, что цитата взята с 200 страницы источника, который в списке источников и литературы стоит под четвертым номером.
Заключение
Заключение – самостоятельная часть реферата. Оно должно быть переложением содержания работы, должно содержать основные выводы в сжатой форме, оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения, объем заключения – 1-2 листа формата А-4.
Заключение по объему не должно превышать Введение.
Языковые клише, используемые в заключении
-
Автор приходит к выводу (заключению) о том… -
В заключение можно сказать… -
Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что… -
Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?) -
Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чьё?) -
На основеэтих данных мы принимаем точку зрения (какую?) и т. д.
Приложение
Приложение помещается после заключения и включает материалы, дополняющие основной текст реферата. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки и т. д.
Список источников
Список использованных источников в реферате имеет большое значение: он отражает степень разработанности темы в литературе. Список может состоять как из литературных источников, так и содержать интернет-ресурсы.
Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов.