Файл: Законотворчество в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Принцип связи  с практикой. Этот принцип выражает задачу законо­дателя постоянно отслеживать общественные процессы, ориентироваться на практику применения уже действующих законов, своевременно устранять пробелы в праве, воспринимать все лучшее, что предлагается правопримени­тельными органами.

Гласность законотворчества. Результат законотворческой деятельно­сти - нормативные акты, в которых содержатся права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения последних. В этом плане государство, для того чтобы иметь моральное право привлечения к юридической ответст­венности, должно обеспечить гражданам возможность ознакомления с со­держанием нормативно-правовых актов. Поэтому необходимо опубликова­ние важных нормативных документов. Также распространена практика все­народного обсуждения законопроектов при помощи средств массовой ин­формации: печати, радио, телевидения. Это позволяет взглянуть на законо­проект с разных позиций»11.

В современной юридической литературе встречаются новые принципы законотворческой деятельности:

  • «Принцип адекватного отражения нормативно-правовых потребностей.

  • Принцип понятийной  определенности.

  • Принцип модальной  сбалансированности.

  • Принцип ретребутивной обеспеченности»12.

«Нарушение этих принципов  влечет за собой существенные недос­татки результатов законотворчества - законов, например, отражение  в них устаревших представлений о целесообразности правового регулирова­ния тех или иных общественных отношений, неправильный выбор предмета и метода правового регулирования тех общественных отношений, которые в этом нуждаются, необеспеченность правового регулирования соответст­вующими материальными, интеллектуальными и иными средствами, непра­вильное или искаженное отражение общественного мнения при правовом ре­гулировании соответствующих общественных отношений и т.д.

 В целях предотвращения  этих и подобных недостатков,  нормаль­ной организации и функционирования  законотворчество должно быть  обес­печено материальными, интеллектуальными и иными средствами. Необхо­димо обладать объективной, полной и своевременной информацией о факти­ческом состоянии подлежащих  правовому регулированию общественных  отношений, определить возможности  включения новых законодательных  положений в установившиеся системы  права и законодательства. Сущест­венное значение для обеспечения законотворчества имеет знание о мнениях, устремлениях и достижения согласия между различными социальными  и политическими силами. Важно иметь текущий и перспективный  планы законотворческой работы, в полной мере использовать  в этой работе компьютерную технику и т.д.»
13.

Таким образом, принципы законотворчества играют  важную роль. На них основывается процесс законотворчества, что и обеспечивает его эффективность и позитивность.
1.3 Виды законотворчества в РФ

«Законотворчество как универсальный процесс формирования и раз­вития правовых актов может быть разделено на несколько видов. Причем речь идет не об искусственной их классификации, поскольку в реальной жизни устойчиво существуют именно виды законотворческой деятельности. Они осуществляются постоянно, как бы сливаясь в общий правообразующий поток, но, не теряя своей специфики. Важно и то, что разновидности законо­творчества тесно связаны между собой, иногда – удачно, иногда – плохо. Их согласованность должна исключать противоречие и взаимное «пересечение», нарушающие общие принципы правотворчества»14.

«Виды правотворчества: законотворчество, делегированное право­творчество, подзаконное правотворчество.

  • Законотворчество - правотворчество высших представительные ор­ганов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с услож­ненной процедурой;

  • Делегированное  правотворчество - нормотворческая деятель­ность органов исполнительной власти, прежде всего правительства осущест­вляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию пред­ставительного органа;

  • Подзаконное правотворчество - здесь нормы права принима­ются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим пред­ставительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернато­рами, главами администраций, руководителями предприятии, учреждений, организаций. Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, норматив­ных договоров и в иных формах»15.

Кроме всего прочего, подзаконное  правотворчество характеризуется  большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей  компетентностью осуществляющих его  конкретных субъектов. Вместе с тем  подзаконное правотворчество связано  с «непрозрачностью» процесса приня­тия нормативных актов, с их громоздкостью.



Своеобразие правотворчества  субъектов Российской Федерации  представляет субъектам Федерации  право,  вне пределов ведения РФ, совме­стного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное право­вое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и измене­ния конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ16. Храм­цов Антон Владимирович считает, что «законотворчество субъектов Россий­ской Федерации представляет собой деятельность регионального народного представительства и непосредственно населения субъекта Российской Феде­рации по принятию, изменению и отмене правовых актов, имеющих обще­обязательную силу, нормативный характер, значительную степень регуля­тивного обобщения и более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам исполнительной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления»17.

Особенности правотворчества  субъектов РФ заключаются в следую­щем:

  • Значительно расширились полномочия в сфере правотворчества - регионы впервые получили право  принимать законы как акты высшей юриди­ческой силы. Это связано с общей тенденцией децентрализации российской государственности, с укреплением в ней подлинно федеративных начал. За последние годы субъектами РФ принято уже несколько сотен законов (на­пример, в Саратовской области - законы о государственной и муниципальной службе, о референдуме Саратовской области и т.п.);

  • Все большее место  в правотворчестве регионов начинают зани­мать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдель­ными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в соци­ально-экономической и культурной сферах;

  • Правотворчество субъектов  РФ отличает довольно значительная  самобытность, отражающая специфику  и статус того или иного региона (на­пример, в республиках в большей мере принимаются кодифицированные акты - кодексы, на Северном Кавказе особую роль играют национальные и религиозные обычаи). Перед субъектами РФ стоят цели - учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

  • Правотворчество субъектов  РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Между тем на практике в современных условиях более трети нормативных актов субъектов Федерации противоречат общефедеральным актам;

  • В рамках субъектов  РФ принимают нормативные акты  и много­численные негосударственные структуры - прежде всего органы местного самоуправления и т.д.


«Особым видом законотворчества является референдум (прямое все­народное голосование) - наиболее демократическая форма народного воле­изъявления. Этот вид законотворчества характеризуется тем, что проводится по инициативе определенно установленной численности граждан, в нем не­посредственно участвуют или могут беспрепятственно участвовать все изби­ратели, его итоги являются решающими и окончательными, не нуждаются в чьем-либо утверждении и имеют наивысшую юридическую силу. Организа­ция и проведение референдума возлагается на соответствующие государст­венные органы и общественные организации, избирательные комиссии или специально созданные комиссии. В результате референдум обеспечивает максимально полное и свободное голосование населением по поводу наибо­лее важных проблем жизнедеятельности общества, является главным законо­образующим фактором.

Процедура проведения референдума  не может быть также тщательно  регламентирована как парламентская  процедура законотворчества. Обычно  референдум включает ограниченное количество вопросов , предусматривающих  положительные или отрицательные  ответы на них. Это и понятно,  поскольку референдум – это  не обсуждение обширного текста  законопроекта, а голосование по поводу важнейшего, принципиального для  общества вопроса»18.

Таким образом, законотворчество (как вид правотворчества) -  весьма разнообразная деятельность, каждый вид которой имеет свою  природу, свое социальное значение.


Глава 2. Законотворческий процесс в РФ

2.1 Право законодательной  инициативы в РФ

«Законодательная инициатива - стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Круг лиц, обладающих правом законодательной инициативы, определяется национальным законодательством, при этом внесение предложения в законодательное учреждение таковым субъектом влечёт за собой обязанность рассмотреть данное предложение в соответствии с установленной процедурой»19.

 В Конституции РФ  закрепляется право законодательной  инициативы (ч.1 ст.104 Конституции РФ) , он принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения20. «Всего почти 700 субъектов этого права.

Законопроект – это  надлежащим образом оформленный  текст (в виде готового документа, содержащего  статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежаще оформленный законопроект должен иметь следующее:

  • Пояснительную записку , в которой указывается предмет  законодательного регулирования, и  излагаются концепции предлагаемого  законопроекта;

  • Текст законопроекта  с указанием на титульном листе  субъекта права законодательной  инициативы, внесшего законопроект;

  • Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими  силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

  • Финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта);

  • Заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.