Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности
1.1 Этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие, сущность и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи и цели оперативно-розыскной деятельности
2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности
2.2 Цели оперативно-розыскной деятельности
Глава 3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности
В начале XX века в Министерстве внутренних дел Российской Империи был разработан законопроект, который был согласован с Государственной думой и вступил в силу 6 июля 1908 г., «Об организации сыскной части». Данным законом оперативно-розыскная деятельность была признана как отдельная форма деятельности, отличная от дознания и следствия.
Таким образом, после принятия данного нормативно-правового акта любое губернской отделение Сыскной полиции состояло из: стола розыска (непосредственно обеспечивал проведение розыскных мероприятий); стола приводов (обеспечивал проверку личности и наличие факта совершенного преступления); справочного регистрационного бюро (обеспечивало систематизацию информации о преступниках и организацию негласного надзора за ними)[4]; летучего отряда (обеспечивал патрулирование улиц и задержание преступников).
При министре МВД П.А. Столыпине 9 августа 1910 г. была принята «Инструкция чинам сыскных отделений», где негласными источниками сведений при проведении розыска устанавливались: слухи; доносы; анонимные сообщения; справки; заявления преступников; сведения, полученные от секретных агентов. Методы работы с секретными агентами устанавливались совершенно секретным приложением к «Инструкции чинам сыскных отделений» и циркулярами Департамента полиции № 26314 от 9 февраля 1910 г. и № 37469 от 4 октября 1911 г.
Выдающимися руководителями Сыскной полиции Российской Империи были И.Д. Путилин и А.Ф. Кошко. При последнем Сыскная полиция России на Международном съезде криминалистов в Швейцарии (1913 г.) была признана лучшей в мире.
После поражения России в русско-японской войне руководством страны были сделаны определенные выводы о неоцененности роли контрразведывательной и разведывательной деятельности для успешного ведения военных кампаний. В академии Генерального штаба вводится курс тайной разведки, и подготовка военных разведчиков ставится на профессиональную основу. Что касается собственно военной контрразведки, то точную дату её создания установить довольно сложно, так как в зачаточном состоянии она существовала с момента зарождения государственности, в последствии долгое время сосуществовав с органами политического сыска как одна из их побочных функций, заключающихся не только в выявлении иностранных шпионов и их нейтрализации, но также и в отслеживании политических настроений в армейской среде.
Первым самостоятельным от Министерства внутренних дел органом военной контрразведки стало Разведочное отделение Главного управления Генерального штаба, созданное в январе 1903 года, костяк которого составили жандармские офицеры, имевшие сыскной опыт, так как собственно в среде армейских офицеров такого рода специалистов в «тайной войне» почти не было. К 1910 году конкуренция между армейской контрразведкой и контрразведками МВД и Министерства финансов достигла своего апогея, но победителем из данного конфликта вышла армия, именно ей были поручены руководящие функции в деле контрразведки[5].
Субъектами розыскных мероприятий к началу Первой мировой войны в Российской Империи являлись: Охранные отделения, Отдельный корпус жандармов, Сыскная полиция, Дворцовая полиция и Военная контрразведка. Что касается разведки, в России всегда существовала мощная и разветвленная разведывательная система, в интересы которой входила и политическая, и экономическая, и промышленная, и военная составляющие. Вопросами разведки занималось Министерство иностранных дел, Министерство финансов, Министерство внутренних дел и Генеральный штаб, но поскольку оперативная работа разведывательных органов была направлена на зарубежье как ближнее, так и дальнее, то, соответственно, эта деятельность не подпадала под регулирование законов Российской Империи и строилась на внутренних инструкциях и целесообразности. Поэтому назвать разведку субъектом оперативно-розыскной деятельности можно лишь с определенной долей условности.
После февральского переворота в 1917 году большая часть императорской нормативно-правовой базы об оперативно-розыскной деятельности была сохранена, зато пострадали структуры, занимавшиеся ею. Полностью в столице подверглись тотальному разграблению картотеки оперативно учета Сыскной полиции, Охранного отделения и Военной контрразведки, зачастую разграблением руководили сами преступники и шпионы, опасающиеся разоблачений, под видом революционных погромов[6].
Таким образом, мы видим, что в России на рубеже столетий менялась сама концепция политического сыска империи: если в 19 веке основной задачей было полное искоренение крамолы, то в начале 20 века появилась и успешно реализовывалась идея о полном контроле над подпольем, а для этого нужно было проводить или оперативное внедрение, или вербовку действующих членов революционных партий. И то, и другое осуществлялось весьма успешно, но в этом и заключалась концептуальная ошибка, используя свои связи с полицией, агенты, как и их курирующие офицеры из охранных отделений часто преследовали собственные цели и вместо искоренения революционного подполья всего лишь получалось ограничить их действия определёнными рамками.
• послереволюционный и советский периоды (1917-1991 года); Важным событием данного периода является упразднение института судебных следователей, который был закреплен в декрете Совета народных комиссаров от 24 ноября 1924 года. Функции данного института передавались рабоче-крестьянской милиции, учрежденной декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1920 г. Позднее производство предварительного расследования и сыскной деятельности было поручено НКВД положением «О следственно-розыскной милиции» август 1920 года. Для данного периода времени характерно отождествление розыскных и следственных функции в компетенции одного органа. Однако ситуация изменилась с принятием 25 мая 1922 года Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Новеллы включали в себя изменения, заключающиеся в организационной и процессуальной независимости следователя и органов дознания. Аналогичную концепцию восприняла и новая редакция УПК РСФСР 1923 года. Ранее названные этапы демонстрируют насыщенный путь развития правового регулирования оперативно-розыскной деятельности, в рамках данных периодов были как времена спада, так и подъема данного вопроса.
• современный период. В настоящее время в нашем государстве действует Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", который вступил в силу 14.08.1995 года (с момента официального опубликования).
Данный нормативно-правовой акт состоит из 6 глав (23 статей) и определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Таким образом, в результате проведенного исследования выяснилось, что исследуемые вопросы имеют правовую основу в виде специального федерального закона. В данном нормативно-правовом акте содержится официальное определение данной деятельности, ее цели и задачи.
Вопросы сущности и истории правового регулирования оперативно-розыскной деятельности раскрываются в трудах отечественных авторов, которые были проанализированы в данной работе.
1.2 Понятие, сущность и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Понятие оперативно-розыскной деятельности (далее: ОРД) неоднократно подвергалось научному анализу, что объясняется в первую очередь его важностью для всей теории и практики ОРД. Необходимо отметить, что в дореволюционный период использовался термин «сыскная работа», в 20–40-е гг. ХХ в. – «оперативно-чекистская работа» и «агентурно-оперативная работа».
Впервые термин «оперативно-розыскная деятельность» в 1966 г. ввел в научный оборот профессор А. г. Лекарь, который определил ОРД как основанную на законодательных и подзаконных актах систему разведывательных (поисковых) мероприятий, осуществляемых преимущественно негласными средствами и методами в целях предотвращения, раскрытия преступлений и розыска скрывшихся преступников[7].
В 1976 г. профессор В. А. Лукашов предложил следующую дефиницию понятия ОРД: это система регламентируемых подзаконными актами и взаимосвязанных по цели оперативно-розыскных и организационно-управленческих мероприятий, призванная в комплексе обеспечивать своевременное предотвращение, быстрое и полное раскрытие преступлений, а также розыск скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших[8].
В последующие годы к вопросу определения ОРД обращались многие известные отечественные ученые, такие как: В. М. Атмажитов, И. И. Басецкий, Д. В. Гребельский, И. А. Климов, г. К. Синилов, А. Ю. Шумилов, и др. Вместе с тем качественное изменение в определении рассматриваемого понятия произошло в 1993 г., когда оно получило свое закрепление в Законе Российской Федерации от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации». Этот закон предусматривал, что ОРД – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно уполномоченными на то настоящим законом государственными органами и оперативными подразделениями в пределах их компетенции путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Заметим, что ныне действующий Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[9] (далее: ФЗ об ОРД) сохранил указанное определение, лишь несколько уточнив отдельные термины: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
При анализе вышеприведенного законодательного определения, возникают вопросы, которые, по нашему мнению, в настоящий момент являются весьма актуальными. Так, в первую очередь следует отметить, что ФЗ об ОРД предоставляет право осуществлять ОРД гласно и негласно.
Полностью поддерживая указанную возможность, а также закрепленный в ст. 3 ФЗ об ОРД принцип сочетания гласных и негласных методов и средств, тем не менее приходится констатировать, что правоприменительная практика толкует возможность проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий (далее: ОРМ) весьма расширительно, подменяя ими следственные действия. Более того, приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 утверждены Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» и Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Указанная инструкция регламентирует действия должностных лиц при проведении гласного оперативного осмотра, при этом требование наличия согласия ответственного за объект лица (хозяина, арендатора и пр.) в рассматриваемом документе отсутствует. Вместе с тем ряд авторитетных ученых указывают на недопустимость подобных действий. В частности, профессор А. Е. Чечетин отмечает, что «правовое регулирование, направленное на ограничение прав и свобод граждан, допустимо лишь федеральным законом, но не подзаконным нормативным актом, да к тому же ведомственного характера… ФЗ об ОРД закрепляет в ст. 15 лишь право на гласное проведение ОРМ, но не предусматривает возможности принудительной реализации этого права»[10]. Полностью соглашаясь с приведенной позицией, мы считаем необходимым внести соответствующее изменение в законодательное определение ОРД: словосочетание «гласно и негласно» изложить в редакции «гласно (с согласия участников) и негласно».
Продолжая анализировать определение ОРД, необходимо остановиться на таком признаке ОРД, как осуществление ее «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий», т. е. иные действия, предпринимаемые оперативными подразделениями, ОРД не являются. Вместе с тем остается непонятным, к каким действиям следует отнести засаду, задержание с поличным и другие, если они осуществляются в ходе ОРД, однако в законодательно закрепленный перечень ОРМ не входят. В этот же перечень мы считаем возможным добавить разнообразные действия, проводимые в ходе различных этапов работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие оперативным подразделениям. Это, безусловно, часть ОРД, однако в ряде случаев к ОРМ их отнести невозможно, так как они, в отличие от ОРМ, перечисленных в ст. 6 ФЗ об ОРД, не решают конкретные задачи ОРД, предусмотренные ст. 2 ФЗ об ОРД. Указанный недостаток также неоднократно отмечался в научной литературе. Так, в частности, необходимость «предусмотреть дополнительно в ст. 6 Закона следующие оперативно-розыскные мероприятия: “Личный сыск”; “Использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека”; “Составление оперативного психологического портрета”; “Оперативные переговоры”» отмечалась профессорами В. М. Атмажитовым и В. г. Бобровым[11]. В свою очередь, профессор А. Ю. Шумилов писал, что «в научной литературе отдельные специалисты самостоятельными ОРМ также признают: агентурный сыск; использование служебно-розыскной (розыскной) собаки; использование экстраординарных психофизиологических возможностей человека (гипноз и т. п.); компьютерный поиск оперативно значимой информации, личный сыск; переговоры с лицом, совершившим преступление; применение полиграфа; составление оперативно-психологического портрета и др.»[12].
Таким образом, представляется необходимым, исходя из вышеизложенного, в законодательном определении ОРД словосочетание «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий» изложить в редакции «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности».
Еще одним значимым, по нашему мнению, недостатком является цель ОРД, сформулированная в ФЗ об ОРД как «защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств». В первую очередь мы отмечаем пассивный характер ОРД, что следует из вышеуказанной формулировки: защита не предусматривает наступательности.