Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности
1.1 Этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие, сущность и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи и цели оперативно-розыскной деятельности
2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности
2.2 Цели оперативно-розыскной деятельности
Глава 3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Неизменными задачами государства на всех этапах его развития остается поддержание порядка и стабильности, обеспечение безопасности общества, которые осуществляются соответствующими его цивилизационному развитию силами, средствами и методами.
Обращение к научной и специальной литературе показало, что, по мнению подавляющего большинства исследователей, эффективным способом решения названных задач является применение сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, основной характерной чертой которой является ее разведывательно-поисковая сущность, направленная главным образом на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений путем проведения оперативно-розыскных мероприятий специально на то уполномоченными оперативными подразделениями государственных органов
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России следует понимать совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Согласно воле законодателя, изложенной в ст. 4 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ОРД), правовую основу составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД»), другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти. Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, издают в пределах своих полномочий в соответствии с российским законодательством нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее — ОРМ).
Одним из факторов, влияющих на организацию оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России (далее — ТО МВД России) по раскрытию преступлений в современных условиях, является ее правовая регламентация, нормативное правовое закрепление компетенции и ответственности указанных органов.
Правовые нормы, входящие в систему правового регулирования, содержат различную юридическую силу. В специальной литературе имеются различные научные подходы к рассмотрению правового регулирования организации оперативно-розыскной деятельности, в широком смысле предлагаются разные классификации ее уровней.
Таким образом, правовое регулирование ОРД — это нормативно-властное воздействие российского государства на возникающие, длящиеся и прекращающиеся в данной деятельности и в связи с ней общественные отношения с целью их упорядочивания. Такое воздействие происходит путем установления правовых норм по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках оперативно-розыскных отношений.
Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Данное определение довольно громоздко, что объясняется стремлением законодателя выразить как можно более полно и всеобъемлюще сущность оперативно-розыскной деятельности. В то же время, на наш взгляд, для уяснения студентами наиболее важных признаков оперативно-розыскной деятельности целесообразно выделить в определении наиболее существенные черты, отличающие ее от других видов деятельности.
Предметом выступают нормы права, регулирующие оперативно-розыскную деятельность, правоприменительная практика.
Цель работы – изучение понятия и признаков оперативно-розыскной деятельности, целей и задач оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
- историю становления и развития оперативно-розыскной деятельности;
- рассмотреть понятие и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности;
- изучить цели и задачи оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности.
Методология научного исследования состоит из: общелогических методов исследования (анализ, синтез, индукция и дедукция, сравнение); общенаучных методов (эмпирическое исследование, методы теоретического познания); частно-научных методов (формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод).
Структура и объем работы определяются целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности
1.1 Этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная, агентурная или разведывательная деятельность не является новеллой современной эпохи, данная деятельность имеет свои корни в истории и развивалась на историческом пути. Жизнедеятельность рода, племени и государства, а также реализация их интересов предполагали постоянную разведку своего окружения с целью предотвращения и защиты от враждебных элементов.
К примеру, К.К. Горянов утверждает, что на одной из обожженных дощечек с древними письменами, найденной на территории Сирии и датированной XIII в. до н. э., имелось следующее содержание: «правитель одного города-государства жалуется правителю другого, что он отпустил его соглядатаев согласно уговору, но выкупа за них до сих пор не получил»[1].
Согласно материалам интернет-ресурса «Викисловарь» семантика данного слова раскрывается как тот, кто тайно наблюдает, следит за кем-либо, чем-либо. Как отмечает В.П. Илларионов, инстинкт самозащиты рода, племени, государственной общности выделил тех, кого в Библии называют «соглядатаями», относя к ним лиц, исполняющих тайное, скрытое выведывание, высматривание и розыск.
Процесс правового регулирования имеет прямую связь со становлением и развитием государственности в нашей стране. Предполагается выделить основные этапы развития правового регулирования и осветить наиболее значимые события в рамках этих временных эпох с целью освещения вопроса развития.
Так, основными этапами будут являться: Древняя Русь, период Российской империи, эпоха реформ, послевоенный (включая советский) период и настоящее время.
Древняя Русь и период Российской империи; Стоит подчеркнуть, что первоначально установление лица, совершившего преступление, и поиск похищенного имущества было обязанностью и заботой самого потерпевшего. Данное положение вещей основывалось на частном характере разбирательства конфликтов. Однако с принятие Русской Правды (XI—XII вв.) некоторые функции и обязанности были возложены на государственный аппарат. Примером может послужить должность «вирника» - представителя княжеской администрации, осуществляющего розыск лица, совершившего преступление и доказательств его вины, а также судили и исполняли наказание. В данном историческом памятнике содержались положения о некоторых сыскных методах того периода: «закличи», «свод» и «гонение следа».
В качестве официальной деятельности сыск был закреплен в Псковской Судной грамоте 1467 года. Данная деятельность получила последовательное развитие в Судебниках 1497 и 1550 годов, а также в Соборном уложении 1649 года. Согласно Соборному уложению процесс сыска начинался с «извета» (заявления пострадавшего), однако были возможны ситуации анонимных сообщений «подметные письма». Лица, осуществляющие сыскную деятельность в данном нормативно-правовом акте именуются «сыщиками» или «обыщиками».
При правлении Екатерины II были введены нормативные акты: «Учреждение для управления губерний» и «Устав Благочиния». Данные акты не вносили изменения в процесс сыскной работы (производством по уголовным делам осуществляла сыскная полиция, которая была учреждена в начале 18 века), однако ими формально отделялись судебная власть от управления. • эпоха реформ (19-20 вв.); 1802 год ознаменовался реформами государственного управления, в аспекте сыскной деятельности важным моментом является создание Министерства внутренних дел (объединение полиции и сыскной работы).
В рамках правовой реформы, проводимой в России с конца XX века, огромнейшее концептуальное значение получила цель создания эффективной системы уголовного судопроизводства. Происходит модернизация уголовно-процессуальных институтов, что требует постоянного сопоставления данных институтов с положениями оперативно-розыскной деятельности.
В 1864 году был принят Устав уголовного судопроизводства, в котором на полицию возлагалась функция по проведению дознания и розыскных мероприятий. Процедура дознания заключалась в розыске, опросе свидетелей и использовании негласных методов для получения информации, имеющей отношение к совершенному преступлению.
19 мая 1871 года были приняты «Правила о порядке действий чинов корпуса жандармов по исследованию преступлений», согласно которым они могли проводить не только розыскные мероприятия. На законодательном уровне расширялись их полномочия при проведении дознания по государственным преступлениям (в отличие от полиции они без специальных разрешений могли проводить обыски и выемки).
В 1880 году политический сыск переходит обратно в ведомство МВД в реформированный Департамент государственной полиции. Инициатором реформы выступил глава верховной распорядительной комиссии, министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов, так как III отделения императорской канцелярии с ростом революционного движения должным образом справиться не могло.
1 марта 1882 года Министром внутренних дел утверждается Положение «О негласном полицейском надзоре», который определяется как превентивная мера для предотвращения совершения преступлений различной направленности неблагонадежными лицами.
3 декабря 1883 года было утверждено Положение «Об устройстве Секретной полиции в Империи», благодаря нему регламентировалась розыскная деятельность охранных отделений на всей территории страны.
В 1898 году в составе Департамента полиции создается Особый отдел, призванный координировать сыскную работу губернских жандармских управлений, жандармско-полицейские управления железных дорог и охранных отделений.
Территориальными органами политического сыска и контрразведки изначально были губернские жандармские управления, созданные на основе положения об Отдельном корпусе жандармов от 16 сентября 1867 года и жандармско-полицейские управления железных дорог, но позднее к ним добавились и охранные отделения, что часто вызывало ненужную конкуренцию, хотя формально функции жандармерии и охранных отделений были разделены[2]. Для координации работы ГЖУ и губернских охранных отделений с ростом революционного движения были созданы 14 декабря 1906 года министром МВД П.А. Столыпиным районные охранные отделения, объединявшие по территориальному признаку губернские охранные отделения Положением МВД «О начальниках розыскных отделений» от 12 августа 1902 г. и положением «Об охранных отделениях» от 9 февраля 1907 г. было документально закреплено разделение полномочий между жандармами и охранными отделениями. На Отдельный корпус жандармов возлагалась функция по проведению дознания по политическим преступлениям, а на охранные отделения возлагалась функция по проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также составлению и ведению оперативных учетов (на преступников).
Многие из методов розыскных действий, использовавшихся против политических экстремистов и иностранных шпионов, были позаимствованы впоследствии сыскной полицией Российской империи.
Мощный фундамент для создания розыскной системы империи заложили министр МВД России М.Т. Лорис-Меликов, председатель совета министров П.А. Столыпин, руководитель Особого отдела Департамента полиции С.В. Зубатов, глава Московского охранного отделения А.П. Мартынов и многие другие.
Говоря о специальных службах Российской Империи, нельзя не упомянуть Собственную его величества охрану, позднее реформированную в Дворцовую полицию. Она была создана 3 сентября 1881 года и состояла из дворцовой полицейской команды, секретной части, гвардейского пехотного отряда почетного конвоя и железнодорожной инспекции.
Розыскная деятельность была возложена на секретную часть, так как именно она занималась проверкой благонадежности всех лиц, имеющих доступ во дворец, а также обеспечивала агентурную разработку террористических групп, потенциально угрожавших жизни императора и членов его фамилии.
До сих пор в историко-правовой литературе нет единого мнения о точной дате создания Сыскной полиции Российской Империи. Большая часть специалистов склоняется к мнению, что она была создана в 1866 году сразу после подачи императору докладной записки от петербургского Обер-полицмейстера генерал-лейтенанта Ф.Ф. Трепова. К концу XIX века отделения сыскной полиции появились во всех губернских и некоторых крупных уездных городах[3].