Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Скорее сама оперативно-розыскная деятельность является средством достижения цели. Обозначение целей путем их законодательного закрепления служит для оперативно-розыскной деятельности тем конечным ориентиром, на достижение которого собственно сама деятельность и направлена. Указанные в законодательной формулировке цели, выполняют также и роль обязательного и присущего оперативно-розыскной деятельности признака. В том виде, в котором цели закреплены законодателем, они представляют однозначно определенный конечный результат такой деятельности. Взяв за основу отмеченные обстоятельства и подводя промежуточный итог нашим рассуждениям, необходимо определить, что цели оперативно-розыскной деятельности представляют собой законодательно закрепленные конкретные предвидимые результаты на достижение, которых направлена оперативно-розыскная деятельность. Приведя собственную дефиницию понятия «цели оперативно-розыскной деятельности», нам следует отметить и то обстоятельство, что таковые являют собой неотъемлемый и ключевой признак данного рассматриваемого вида деятельности и их законодательное закрепление имеет вполне определенное и прагматическое значение.

Первое на что следует обратить внимание, цели, которые находят свое закрепление в законодательстве, позволяют четко разграничить оперативно-розыскную и иные смежные с ней виды деятельности.

По нашему глубокому убеждению, прав был Е. С. Дубоносов, отмечая, что именно цели «позволяют разграничить оперативно-розыскную деятельность с контрразведывательной и частной сыскной (детективной) деятельностью»[24].

Следующим моментом, определяющим значение целей оперативно-розыскной деятельности, является то, что они являются именно тем конечным и конкретно выраженным в законодательном установлении рубежом, к достижению которого должно привести осуществление оперативно-розыскной деятельности как формы правоохранительной деятельности государства. Собственно, именно этот признак нами и был положен в основу дефиниции целей оперативно-розыскной деятельности.

И наконец, при законодательном закреплении целей находят свое выражение ключевые приоритеты осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, в части 2 статьи 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» введен прямой запрет на осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей, не предусмотренных законом. Лишний раз подчеркивая это, мы выражаем полное согласие с позицией А. Ю. Шумилова, который указал на то, что «этот нормативный запрет выступает дополнительной гарантией соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности».


Подводя итог приводимым ранее рассуждениям, целесообразно сформулировать следующие выводы. Цели оперативно-розыскной деятельности представляют собой законодательно закрепленные конкретные предвидимые результаты на достижение, которых направлена оперативно-розыскная деятельность.

Законодательное закрепление целей позволяет разграничить оперативно-розыскную и иные смежные с ней виды деятельности. Цели являются конечным и конкретно выраженным в законодательном установлении рубежом, к достижению которого должно привести осуществление оперативно-розыскной деятельности как формы правоохранительной деятельности государства. При законодательном закреплении целей находят свое выражение ключевые приоритеты осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Глава 3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности

Борьба с преступностью является одним из приоритетных направлений любого государства, в том числе и России. Для достижения указанной цели государство создает соответствующий механизм, составной частью которого являются оперативно-розыскная деятельность (далее – ОРД). Несмотря на то, что мы часто слышим об этом виде деятельности, а иногда и непосредственно сталкиваемся с ними, к сожалению, до сих пор нет четкого ее понимания и разграничения от других видов деятельности.

Мы согласны с А.Ю. Шумиловым в том, что «оперативно-розыскную деятельность следует сравнивать:

1) с профессиональной детективной деятельностью, включая такие ее виды, как: контрразведка, разведка, частная детективная и охранная деятельность;

2) с административно-процессуальной деятельностью;

3) с уголовным процессом»[25].

В юридической литературе профессиональная детективная деятельность означает «совокупность смежных видов юридически значимых видов деятельности субъектов, разрешенных федеральным законом, объединенных общими принципами и объективно функционирующих в интересах человека, общества и (или) государства».

От контрразведывательной деятельности оперативно-розыскная отличается по следующим критериям[26]:

- по назначению: оперативно-розыскная деятельность обеспечивает защиту личности, общества и государства от преступных посягательств, а контрразведки - обеспечивает безопасность Российской Федерации путем противодействия разведывательно-враждебным действиям иностранных спецслужб;


- по числу субъектов деятельности: оперативно-розыскную деятельность осуществляет большее количество органов, чем контрразведывательную;

- на правовой основе: оперативно-розыскная деятельность регулируется Федеральным законом Об ОРД, а контрразведывательная регулируется Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» и подзаконными актами соответствующих ведомств.

От разведывательной деятельности оперативно-розыскная отличается тем, что первая имеет своим назначением добывание информации в интересах Российской Федерации, осуществляется, как правило, за пределами России и регулируется Федеральным законом «О внешней разведке».

Основными отличительными критериями оперативно-розыскной и детективной деятельности выступают:

1) оперативно-розыскная деятельность - это вид государственного сыска и носит публичный характер, а детективная деятельность является частной, и ее целью является получение прибыли за счет выполнения действий, направленных на защиту законных прав и интересов своих клиентов;

2) детективная деятельность осуществляется негосударственными организациями и частными лицами (детективами), оперативно-розыскная только уполномоченными государственными органами;

3) в рамках оперативно-розыскной деятельности возможно ограничение конституционных права граждан, чего не может быть в детективной деятельности[27].

Говоря о соотношении оперативно-розыскной деятельности и административно-процессуальной, следует отметить, что ряд правовых отношений, возникающих в рамках ОРД, регулируются административно-процессуальным законодательством. Например, в связи с решением вопроса о допуске лиц к работе с секретной информацией (ст. 7 Федерального закона об ОРД).

Наиболее спорным является вопрос о соотношении оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности.

Следует согласиться с Н.П. Водько, который считает, что «различия между оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью состоят в следующем:

1. независимый характер правовых основ их функционирования, поскольку уголовно-процессуальные действия осуществляются на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность основывается на Федеральном законе Об ОРД;

2. различия в начале и в пределах производства по вышеуказанным видам деятельности: уголовное судопроизводство начинается с возбуждения уголовного дела, а оперативно-розыскная деятельность может быть проведена до возбуждения уголовного дела;


3. различия в документации по обоим видам деятельности (в уголовном процессе это в основном постановления и протоколы следственных действиях, а в оперативно-розыскных мероприятиях - это решения о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, документы, содержащие фактические данные;

4. различия в результатах этих видов деятельности: в ходе уголовно-процессуального расследования выявляются и фиксируются доказательства вины лиц, совершивших преступления, а в ходе оперативно-розыскной деятельности обычно выявляется и используется ориентирующая информация, которая может стать доказательствам после е закрепления в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством»[28].

Подобные различия уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности отмечают и другие авторы[29]:

- оперативно-розыскные мероприятия осуществляются оперативными подразделениями государственных органов, в соответствии с Федеральным законом «Об ОРД», а уголовно-процессуальные действия относятся к компетенции субъектов, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

- оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об ОРД и ведомственными нормативными актами, а уголовно-процессуальная в соответствии с УПК РФ;

- в оперативно-розыскной деятельности используются негласные силы и средства, а в уголовном процессе их использование не допускается (за исключением статей 185 и 186 УПК РФ, предусматривающих такие следственные действия как наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления, а также контроль и запись переговоров);

- в результате следственных действий могут быть получены доказательства, а в результате оперативно-розыскных мероприятий - информация, не имеющая доказательственного значения.

Говоря о взаимосвязи между уголовным процессом и оперативно-розыскной деятельностью, следует отметить подчинение оперативно-розыскной деятельности уголовному процессу и необходимость согласования определенных норм этих видов деятельности, регулирующих использование результатов оперативно-розыскной деятельности и доказательств в уголовном процессе[30].

Оперативно-розыскная деятельность отличается от уголовно-процессуальной деятельности прежде всего использованием специальных сил, средств и методов (объективный момент), а объединяют эти виды деятельности цель защиты от преступных посягательств (субъективный момент).


Таким образом, несмотря на внешнюю схожесть от других видов деятельности оперативно-розыскная в основном отличается правовой основой, субъектами осуществления, а также средствами и силами достижения цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность в качестве особой разновидности юридической деятельности на протяжении всего развития советского, а впоследствии Российского государства, подлежала осуществлению в целях обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью, специально созданными для этого государственными органами, их службами и уполномоченными должностными лицами.

Главным ее предназначением была и остается, по сей день - эффективная защита (посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий) охраняемых законом прав и интересов физических и юридических лиц, а также государства.

В современном обществе эффективная борьба с преступностью — это весьма сложный комплекс правовых, организационных, социально-экономических, специальных и других мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями.

К данным специальным мероприятиям следует относить и те, которые проводятся оперативно-розыскными методами и средствами. В теории права предпринималось немало попыток обозначить суть негласной работы понятиями «оперативная», «сыскная» деятельность.

Используемый в настоящее время термин «оперативно-розыскная деятельность» в практический оборот был введен только с принятием в 1958 году Основ уголовного судопроизводства СССР и союзных республик 2 , а также УПК РСФСР от 27 октября 1960 г.

Для раскрытия сущности оперативно-розыскной деятельности (далее ОРД) необходимо учитывать следующее.

Во-первых, рассматриваемая деятельность социально обусловлена, так как ориентирована на исполнение социально значимых задач и является разновидностью правоохранной функции государства. Только Российская Федерация в рамках компетенции исполнительной, законодательной и судебной власти способна наделять определенных субъектов правом осуществлять этот вид деятельности.

Следовательно, ОРД представляет собой одну из государственно-правовых форм борьбы с преступлениями.

Во-вторых, оперативно-розыскной деятельности свойственны специфические правоотношения. Оперативно-розыскные отношения от иных правоотношений, прежде всего, отличаются субъектами.

В качестве последних выступают специальные уполномоченные государством органы, а также их должностные лица.