Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности (Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и правовая природа оперативно-розыскной деятельности
1.1 Этапы становления и развития оперативно-розыскной деятельности
1.2 Понятие, сущность и правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Задачи и цели оперативно-розыскной деятельности
2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности
2.2 Цели оперативно-розыскной деятельности
Глава 3. Соотношение оперативно-розыскной деятельности со смежными видами деятельности
Так, толковый словарь русского языка [13] понимает защиту как то, что служит обороной. Вместе с тем характер преступности обусловливает наступательность как важное условие эффективности ОРД. Вместе с тем более значимым представляется законодательная ориентированность ОРД исключительно на противодействие преступности. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал это обстоятельство, о чем свидетельствуют, в частности, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. № 86-О, от 22 апреля 2005 г. № 198-О и от 9 июня 2005 г. № 327-О. Между тем современная ОРД решает ряд иных, хотя и связанных с противодействием преступности, задач. Так, мы считаем, что лишь опосредованно относятся к защите от преступных посягательств такие действия, предусмотренные ст. 7 ФЗ об ОРД, как, например, сбор данных, необходимых для принятия решений о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Сомнительной в борьбе с преступностью представляется нам также правомочность добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений, которые предоставляют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами граждане, претендующие на замещение, например, должностей муниципальной службы.
Мы считаем возможным, вслед за профессором А. Ю. Шумиловым[14], констатировать, что современная ОРД переросла рамки защиты от преступности и осуществляется в целях противодействия противоправным посягательствам, в связи с чем законодательное определение ОРД также нуждается в соответствующей корректировке.
Обобщая вышеизложенное, мы предлагаем определение, по нашему мнению, более объективно отражающее сущность современной ОРД: это вид деятельности, осуществляемой гласно (с согласия участников) и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно- розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение задач оперативно-розыскной деятельности, в целях противодействия противоправным посягательствам
Глава 2. Задачи и цели оперативно-розыскной деятельности
2.1 Задачи оперативно-розыскной деятельности
В нашем государстве совершается большое количество преступлений, об этом свидетельствует статистика министерства внутренних дел и других государственных органов. Причем, важно будет заметить не только количественный рост преступной деятельности, но и ее качественное развитие. В результате совершения преступных посягательств нарушаются провозглашенные основным законом страны (Конституцией РФ) права и свободы. Государство, в лице его органов, несомненно, должно осуществлять деятельность по предупреждению и пресечению преступлений, как на стадии приготовления, так и покушения на их совершение. Характеризуя подобную деятельность, стоит подчеркнуть ее позитивный социальный характер, способствующий укреплению законности и непосредственному приближению к идеалу правового государства[15].
Аналогичные выводы содержатся и в учебной литературе. В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин утверждают, что высокая эффективность борьбы с преступностью при использовании правоохранительными органами негласных возможностей определяет социальную значимость оперативно-розыскной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность позволяет инициативно и с высокой эффективностью выявлять наиболее опасные замаскированные преступления, устанавливать лиц, совершивших неочевидные преступления, предупреждать преступления[16].
В действующем законодательстве содержится определение оперативно-розыскной деятельности. Согласно статье 1 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ)[17] под ней понимается вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Несмотря на наличие законодательного определения данного понятия, исследователи предлагают свои интерпретации. К примеру, В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин понимают под ней регламентированную законом деятельность специально уполномоченных на то должностных лиц (оперативных аппаратов), осуществляемую посредством проведения преимущественно негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[18].
Несмотря на наличие иных определений оперативно-розыскной деятельности, данных современными исследователями, предполагается актуальным проанализировать положения закона в данном аспекте.
При анализе легального определения оперативно-розыскной деятельности становится возможным выделить: формы ее осуществления, ее субъектов и цели. В качестве форм можно назвать гласную и негласную деятельность.
Целями оперативно розыскной деятельности являются: защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности от преступных посягательств; обеспечение безопасности общества и государства от данных посягательств. Общая формулировка определения включает круг субъектов, которые уполномочены совершать оперативно-розыскную деятельность - оперативные подразделения уполномоченных государственных органов.
Задачи оперативно-розыскной деятельности закреплены в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Согласно данной статье задачами данной деятельности являются:
✓ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
✓ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
✓ добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
✓ установление имущества, подлежащего конфискации.
При анализе задач оперативно-розыскной деятельности выявляется несовершенство формулировки, содержащейся в статье 2 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ[19]. Так, логичнее было бы сформулировать первую задачу следующим образом «предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений, а также обнаружение лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших».
2.2 Цели оперативно-розыскной деятельности
Для обеспечения стабильного инновационного развития страны в целом, и региона в частности, необходимо обеспечить защиту субъектов экономической деятельности от преступных посягательств. Важная роль в решении указанной задачи отводится оперативно-розыскной деятельности как одной из «мер, применяемых государством по борьбе с преступностью[20].
В содержании статьи 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года №144-ФЗ[21] приводится следующая дефиниция понятия «оперативно-розыскная деятельность» – это «вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
Анализ, приведенной в законе формулировки, позволяет сделать вывод о том, что сущность оперативно-розыскной деятельности раскрывается через цели, которые ставятся перед таковой.
Однако, само понятие «цели оперативно-розыскной деятельности» в содержании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не приводится. Данное обстоятельство требует, по нашему глубокому убеждению, формирование собственного подхода в данном вопросе. Для раскрытия понятия «цели оперативно-розыскной деятельности» путем логической операции дефиниции первоначально обратимся к научным публикациям по теории оперативно-розыскной деятельности. Такое обращение позволило выделить следующие подходы в определении понятия «цели оперативно-розыскной деятельности».
А. Ю. Шумилов предлагает под понятием «цели оперативно-розыскной деятельности» понимать «осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, агента и других лиц, участников оперативно-розыскной деятельности»[22].
Аналогичное определение приводит также В. Ю. Голубовский. По его мнению «цель оперативно-розыскной деятельности – осознанный образ прогнозируемого результата, на достижение которого направлено действие (действия) оперативника, конфидента и других лиц – участников оперативно-розыскной деятельности». Подобная позиция разделялась ранее также и нами.
Очевидным недостатком рассмотренной позиции, по нашему мнению, является то, что цели оперативно-розыскной деятельности в целом определяются через цели деятельности отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности.
Некоторую ограниченность формулировки понятия «цели оперативно-розыскной деятельности» снимают И. А. Климов и Г. К. Синилов, определяя, что «под целью оперативно-розыскной деятельности понимается ее конечный результат, на достижение которого направлено активное поведение ее субъектов (органов, ее осуществляющих)».
Для определения собственной позиции, на наш взгляд, целесообразно обратиться к более широкому понятию «цель». В Толковом словаре русского языка под целью понимается «предмет стремления, то, что надо, необходимо осуществить».
Данную формулировку следует взять за основу и соотнести ее, прежде всего с тем, каким образом цели закреплены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Статьей 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» определено, то, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется «в целях защиты жизни здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств».
О. А. Вагин и А. В. Федоров указывают на то, что цели «сформулированы в обобщенном виде. Законодателем указаны лишь приоритетные объекты защиты – личность, собственность, общество и государство, и обеспечение их безопасности от преступных посягательств. В качестве инструмента, средства достижения этой цели законодатель обозначил и определенные формы – защиту и обеспечение. Эти формы дифференцированы в зависимости от объекта. Защита относится к человеку и гражданину, иначе говоря, речь идет о защищаемых интересах отдельной личности или групп лиц, а обеспечение отнесено к обществу и государству, т.е. к сфере более емкой, одинаково важной для всех членов общества, граждан государства»[23].
Анализируя положения статьи 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», А. Ю. Шумилов выделяет следующие цели оперативно-розыскной деятельности:
«а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);
б) защита собственности от преступных посягательств;
в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления)».
В раскрытии внутреннего содержания указанных целей ключевым является определение именно того, что понимается под терминами «защита» и «обеспечение». Термин «защита» понимается двояко. С одной стороны это деятельность, направленная на то, чтобы «оградить от посягательств, от враждебных действий». С другой стороны защита – это то, что оберегает, охраняет от чего-либо. Также двояко понимается и термин «обеспечение». Это может быть оценено как деятельность по снабжению чем-либо в достаточном количестве и в то же время – то чем обеспечивают.
Целью деятельности не может являться деятельность, как не совсем корректно, на наш взгляд, указывали О. А. Вагин и А. В. Федоров, определяя защиту и обеспечение как формы и средства достижения цели.