Файл: Цель работы получить навыки работы по созданию, редактированию и расчетам с помощью электронных таблиц.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6) Отформатировать таблицу. Для этого выделить таблицу (диапазон A3:F17) и провести горизонтальные и вертикальные линии, выполнив команду Главная → Формат → Формат Ячеек→ вкладка Граница. В открывшемся диалоговом окне выбрать тип и цвет линии, внешние и внутренние границы.
7) Защитить таблицу.Таблица должна быть защищена таким образом, чтобы пользователь мог вводить в нее только исходные данные, но не иметь доступ к ячейкам, значение которых не должно изменяться (шапка таблицы, формулы). В данной таблице область исходных данных расположена в диапазоне А5:Е16. Для этого необходимо:
• выделить диапазон ячеек А5:Е16;
• выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Защита– убрать флажок Защищаемая ячейка;
• выполнить команду Главная → Формат Ячейки → Защитить лист.
8) Закрепить шапку таблицы для фиксации заголовков столбцов, которые будут оставаться на экране при прокрутке листа. Для этого:
• установить курсор в ячейку, находящуюся в левом верхнем углу под шапкой таблицы, т.е. в ячейку А5;
• выполнить команду Окно → Закрепить области.
9) Заполнить таблицу исходными данными, которые приведены в документе. Для расположения данных в столбцах таблицы по центру необходимо выделить ячейки соответствующего столбца и выполнить команду Формат → Ячейки → вкладка Выравнивание-по горизонтали установить – по центру.
Таблица в режиме формул выглядит:
10) Установить режим отображения на экране значений, выполнив команду Формулы → Зависимости Формул – снять флажок Показать Формулы.
11) Сохранить таблицу на диске под именем ПСФ_Иванов.xlsх.
Таблица Список – "Список студентов группы ПМФ 1-го курса" формируется аналогичным образом на листе Список. Необходимо создать ее самостоятельно в соответствии с приведенной формой.
Контрольные вопросы
1. Копирование и перемещение методом перетаскивания?
2. Как копировать и перемещать данные через буфер обмена?
3. Что такое автозавершение?
4. Как произвести автозаполнение?
5. Использование стандартных функций.
6. Категории функций.
7. Относительный и абсолютный адрес ячейки.
8. Настройки числовых форматов.
9. Как защитить таблицу?
10. Формулы в Excel.
Варианты заданий
Заполнить таблицы задания 5.1 по принципу:
– список начинается со своей фамилии;
– группа 1130 + n, где n – номер по журналу.
– номер зачетки – поставить № номер своей зачетки, остальные – произвольно.
Построение диаграмм в Excel
Теоретические сведения
Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых была построена, и при их изменении немедленно меняет свой вид.
Для создания большинства диаграмм, например для линейчатых диаграмм и гистограмм, можно воспользоваться данными из строк и столбцов листа. Однако для некоторых типов диаграмм, например, для круговых и пузырьковых, требуются специально организованные данные.
Выбор типа диаграммы.На первом этапе работы выбирается форма диаграммы.
Втрой этап служит для выбора данных.
Третий этап состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках задаются:
• заголовок диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки);
• отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси);
• отображение сетки дополнительных линий (вкладка Линии сетки);
• описание построенных графиков (вкладка Легенда);
• отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данных на графике (вкладка Подписи данных);
• представление данных, использованных при построении графика, в виде таблицы (вкладка Таблицы данных);
Размещение диаграммы.Диаграмма может располагаться на этом же или отдельном листе.
Редактирование диаграммы.Готовая диаграмма состоит из набора отдельных элементов (ряды данных, оси, подписи, область построения и пр.), каждый из которых можно изменить.
Практическая часть
1. На вкладке Вставкав группе Диаграммы выполните одно из следующих действий.
– Выберите вид диаграммы и затем, подвид диаграммы, который необходимо использовать.
– Для просмотра доступных видов диаграмм выберите вид диаграммы и затем, щелкните пункт Все виды диаграмм для вызова диалогового окна Вставка диаграммы, используйте стрелки для просмотра имеющихся видов и подвидов диаграмм, и затем выберите нужный.
Диаграмма размещается на листе в виде внедренной диаграммы. Если необходимо поместить диаграмму на отдельный лист диаграммы, то измените ее размещение:
1. Щелкните внедренную диаграмму или лист диаграммы для отображения инструментов для работы с диаграммой.
2. На вкладке Конструктор в группе Расположение нажмите кнопку Переместить диаграмму.
3. В разделе Разместить диаграмму выполните одно из следующих действий:
– Для вывода диаграммы на лист диаграммы выберите параметр на отдельном листе.
– Чтобы заменить предложенное имя диаграммы, введите новое имя в поле на отдельном листе.
– Для вывода диаграммы в виде внедренной диаграммы на листе выберите параметр на имеющемся листе и выберите лист в поле на имеющемся листе.
Чтобы быстро создать диаграмму на основе типа диаграммы по умолчанию выберите данные, которые следует использовать для ее построения, и нажмите клавиши ALT+F1 или F11. При нажатии клавиш ALT+F1 диаграмма будет отображена как внедренная диаграмма; при нажатии клавиши F11 — на отдельном листе диаграммы.
Если при создании диаграмм часто используется определенный тип диаграмм, можно установить этот тип в качестве типа диаграмм по умолчанию. После выбора типа и вида диаграммы в диалоговом окне Вставка диаграммы нажмите кнопку Сделать стандартной.
При создании диаграммы открывается доступ к инструментам для работы с диаграммой: отображаются вкладки Конструктор, Макет и Формат. Команды этих вкладок можно использовать для изменения представления данных на диаграммах. Например, вкладка Конструктор используется для отображения рядов данных по строкам или по столбцам, внесения изменений в исходные данные, изменения размещения диаграммы, изменения типа диаграммы, сохранения диаграммы в качестве шаблона или выбора предварительно определенных параметров макета и форматирования. Вкладка Макет используется для изменения таких элементов диаграммы, как заголовки диаграмм и подписи данных, использования инструментов рисования, а также добавления к диаграмме текстовых полей и рисунков. Вкладка Формат позволяет добавлять заливку цветом, изменять тип линий или использовать специальные эффекты.
Для построения используют группа Диаграммы на вкладке Вставкаглавного меню.
Задание 5.2. Построить объемную круговую диаграмму, иллюстрирующую сведения о средних баллах, полученных студентами в экзаменационную сессию.
Выполнение.
Основными элементами для построения диаграммы являются: область диаграммы, область построения диаграммы, ряды данных, оси координат, заголовки, легенда, линии сетки, подписи данных.
Для построения диаграммы необходимо выполнить следующие действия:
1) Выделить в таблице диапазон ячеек с исходными данными (область данных диаграммы). Для примера на листе Успеваемость(задание 5.1.) выделить диапазон ячеек F5:F16 (на круговой диаграмме можно отобразить значения только одного ряда данных).
Если выделен диапазон ячеек, содержащий более 1 строки или более 1 столбца, то Excel интерпретирует строки или столбцы как отдельные ряды, содержащие элементы данных.
Замечание. Для выделения несвязанных диапазонов ячеек таблицы необходимо выполнить эти действия при нажатой клавише Ctrl.
2)Вставить диаграмму, выполнив команду: вкладке Вставка → Диаграммы → Круговая.
В списке выбрать – Объемная круговая. Нажать кнопку [Ok]. Появится следующая диаграмма в заданном месте рабочего листа.
3)Определить названия рядов и подписи категорий.
– Перейти на вкладку Работа с диаграммами.
– Выбрать вкладку Выбрать данные. Откроется диалоговое окно Выбор источника данных.
– Позиционировать курсор в поле Изменить, щелкнуть по кнопке свертывания, находящейся в правой части поля, и выделить ячейки С5:С16 на листе Список с фамилиями студентов для задания текста легенды.
– Выполнить щелчок по кнопке свертывания. В поле Подписи категорий появится ссылка: =Список!$C$5:$C$16.
– Нажать кнопку [OK].
4) Задать заголовок диаграммы, указать расположение легенды, отобразить подписи значений рядов.Для этого выполнить действия:
– перейти на вкладку Макет → Название диаграммы;
– в поле Название диаграммы выбрать позицию Над диаграммой
и ввести текст Сравнительный анализ среднего баллауспеваемости студентов по фамилиям;
– перейти на вкладку Легенда, включить параметр Добавить легенду и установить флажок Справа для указания расположения легенды;
– перейти на закладку Подписи данных;
– в группе переключателей выбрать параметр У вершины внутри для отображения на диаграмме значения среднего балла каждого студента;
– нажать левую клавишу мыши.
При необходимости можно откорректировать размер диаграммы с помощью маркеров размера.
Вид построенной диаграммы представлен на рисунке.
После активизации диаграммы (щелчка левой клавиши мыши внутри диаграммы) можно выделить любой из ее элементов для корректировки, которая заключается в удалении либо изменении свойств элемента. Изменение вида элемента (цвета фона, выбор узора, использование рамок и т.д.) или шрифта (типа, стиля и размера используемых символов текста) выполняется с помощью форматирования. Окно форматирования для любого элемента диаграммы можно открыть с помощью двойного щелчка мыши на нем.
Задание 5.3. Построить диаграмму, отображающие оценки, полученные студентами по всем предметам в экзаменационную сессию, используя таблицы Задания 5.1.; выбрать тип диаграммы Гистограмма. Для области диаграммы установить размер шрифта - 8, для оси категорий изменить способ выравнивания подписей.
Выполнение.
Указываем диапазон ячеек, в котором располагаются данные:
– установить курсор в нужном месте листа;
– выделить на листе Успеваемость диапазон ячеек С5:Е16, содержащий оценки студентов по трем предметам;
– рядом сВставка → Диаграммынажмите на Кнопку вызова диалогового окна и в окне выберите Гистограмма → Гистограмма с группировкой.
Отображаемподписи значений элементов ряда:
– выполнить команду Конструктор → Выбрать данные;
– в окне Изменить щелкнуть по кнопке свертывания, находящейся в правой части поля, и выделить ячейки С5:С16 на листе Список с фамилиями студентов для задания;
– нажать кнопку [ОК].
Отображаемназвания рядов в легенде:
– в списке Элементы легенды окна Выбор источника данных выделить значение Ряд 1, в окне Изменить щелкнуть по кнопке свертывания и ввести текст