Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2734
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Звонче жаворонков пенье, ярче вешние цветы, сердце полно вдохновенья, небо полно красоты (А.К.Т.). 7. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день (П.). 8. Солнце уж село, из леса наползал туман (Крут.). 9. Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря (П.). 10. Накануне выпал небольшой снежок, подморозило, от снега было светло вокруг (Фад.). 11. В глазах у меня потемнело, голова закружилась (Лерм.). 12. До вокзала солдаты шли с песнями, их закидывали цветами и подарками (А. Гайд.). 13. Потом что-то стукнуло, откуда-то издалека донесся мелодичный звон (А. Гайд.). 14. Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (К. Фед.). 15. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими (Пауст.). 16. Луна уже стояла высоко над домом и освещала спящий сад, дорожки; георгины и розы в цветнике перед домом были отчетливо видны и казались все одного цвета (Ч.). 17. За чистыми окошками краснела герань; казалось, воздух был пропитан назойливым сладким запахом ее листьев (Пауст.). 18. В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю плывет (П.). 19. Мчатся тучи, вьются тучи; невидимкою луна освещает снег летучий; мутно небо, ночь мутна (П.). 20. Одето небо черной мглою, в тумане месяц чуть блестит; лишь на сухих скалах травою полночный ветер шевелит (Лерм.).
2. Подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между предикативными единицами и объясните постановку двоеточия. Перечислите все случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении и опишите интонацию.
1. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч (П.). 2. Далеко на том берегу, потухая и переливаясь, змейками ползли огни: это жгли прошлогоднюю траву (Ч.). 3. А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы (М.-С.). 4. Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля (Пришв.). 5. Вот так иногда поворачивается жизнь: то темь беспросветная, то снова улыбается солнце (Н. Остр.). 6. Ясно было одно: зной за эти дни продолжал свое страшное иссушающее действие, выпив, может быть, самые последние капельки влаги (Сол.). 7. Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья (П.). 8. Он видит: Терек своенравный крутые роет берега (П.). 9. Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезнет (М.Г.).
3. Определите структурно-семантические признаки бессоюзных предложений, между предикативными единицами которых стоит двоеточие.
1. Идти было трудно частые колючие кусты разрослись густо и нужно было обходить их или пробираться через них (Гарш.). 2. Я оглянулся у дороги под ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке с котомкой за плечами (М.-П.). 3. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лерм.). 4. Наконец вижу из перелеска соседнего отрога словно привидение выходит бык-марал небольшой но рогастый (Федос.). 5. Скоро все угомонилось притихли птицы застыл воздух потух костер (Фад.). 6. Учись мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни (П.). 7. Дома Фому встретили торжественно отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем а тетка шарф собственного вязания (М.Г.). 8. Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил себе лазейку и сквозил то в плечо то в ноги (Арс.). 9. Поверь меня как и вас пленяет и водопад и темный лес (Лерм.). 10. У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают (Купр.).
4. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях, определите смысловые отношения между предикативными частями и объясните постановку тире. Назовите все случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении и опишите интонацию.
1. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи (Тург.). 2. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад – дорога промерзает (П.). 3. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некр.). 4. Это не люди лихие, не басурманская рать – это колосья ржаные, спелым зерном налитые, вышли со мной воевать! (Некр.). 5. Не кукушки загрустили – плачет Танина родня (Ес.). 6. Я говорил правду - мне не верили…(Лерм.). 7. Прошло две-три недели – не было писем от Алексея Степаныча (Акс.). 8. Ты целый день в кругу старшин, в пирах, разъездах – я забыта (П.). 9. Вы богаты – мы бедны (Л.Т.). 10. Погода была тихая – Волга неслась ровно и спокойно (П.).
5. Составьте или подберите (по 3-5 примеров) из художественных текстов бессоюзные сложные предложения, используя приведенные схемы:
Занятия 27. Тире в простом и сложном бессоюзном предложении (2 час.).
Бессоюзное сложное предложение, его отличие от других типов сложного предложения.
Смысловые отношения между предикативными частями сложного бессоюзного
предложения, предопределяющие выбор знаков препинания.
Тире в простом и сложном предложении.
Практическая часть
1. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях, расставьте знаки препинания. Определите смысловые отношения в бессоюзных предложениях, между предикативными частями которых стоит тире.
1. Хотел рисовать кисти выпадали из рук пробовал читать взоры его скользили между строками (Лерм.). 2. Ехал сюда рожь начинала желтеть (Пришв.). 3. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться (К. Фед.). 4. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки (Пауст.). 5. Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был (Лерм.). 6. Улыбнется солнце красное взойдет (Некр.). 7. От города на запад шли войска за переправой клубилась стена пыли (Сим.). 8. Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел застонал затрещал (Некр.). 9. Прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.). 10. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось (М.Г.). 11. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она себе молчит (П.). 12. Я бы в летчики пошел пусть меня научат (Маяк.). 13. Ключ потерян ломайте дверь (А. Гайд.). 14. Победим каменный дом построишь (А.Н.Т.). 15. Пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лерм.). 16. На глаз поверишь криво отмеришь (М.Г.).
2. Замените сложносочиненные и сложноподчиненные предложения бессоюзными сложными; определите, какие смысловые отношения передаются на письме постановкой двоеточия и тире; составьте схемы бессоюзных сложных предложений.
1. Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено. 2. Я напрягал зрение, но туман все-таки не позволял мне видеть противоположный берег. 3. Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом. 4. Прервалось сообщение с городом, так как река вышла из берегов. 5. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 6. Если проголодаешься, то хлеба достать догадаешься. 7. Светает, так что надо вставать. 8. Надо вставать, потому что светает. 9. Мы решили остаться дома, так как на улице был сильный ветер. 10. На улице был сильный ветер, так что мы решили остаться дома. 11. Я оглянулся и увидел, что впереди простирается прорезанная выступами каменных обрывов мертвая пустыня. 12. Когда вырвешься из городской тесноты на природу, душа не устает радоваться простору, солнцу, зелени и чистому небу. 13. Обед трактористам привозили в поле, так как работали они без перерыва. 14.
Трактористы работали без перерыва, так что обед им привозили в поле. 15. Если упустишь огонь, то не потушишь. 16. Об одном прошу вас, а именно приехать вовремя. 17. Сад погибает, в нем хозяйничают чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся отец. 18. В саду есть помещения для разных животных, а именно: настроено много башенок для голубей, поставлена огромная клетка для фазанов и других птиц. 19. Я чувствовал, что не смогу удержаться от поездки в тайгу. 20. Хозяйка выглянула за калитку и увидела, что долгожданный почтальон направляется к их дому. 21. Сережка помолчал, потому что не любил словесных клятв и заверений. 22. Смелые побеждают даже в безвыходных ситуациях, а трусы гибнут всегда. 23. Когда прилетают птицы, лес мгновенно оживает. 24. Если будете в нашем городе, то заходите непременно. 25. Катер не вышел в море, потому что синоптики обещали штормовую погоду. 26. Синоптики обещали штормовую погоду, так что катер не вышел в море.
3. Выполните синтаксический разбор предложений и объясните постановку тире и двоеточия.
1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок (Гог.). 2. Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей (посл.). 3. Впереди нас сетью на небе были цветы неодетых деревьев: сережки ольхи, желтые цыплятки ранней ивы, полураскрытые почки черемухи – словом, самые разные бутоны весенних цветов (Пришв.). 4. Все говорили разное: одни советовали рискнуть, другие пугали, третьи – сулили орден, четвертые – тюрьму (С. Ант.). 5. Вижу: из дальней лощины вырвались белые комочки и замерли на скалистом пригорке (Федос.). 6. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону (Ф. Абр.). 7. И произошло, как повествует древняя легенда, великое чудо: начался тропический ливень и гора, нависшая над Нилом, сползла в реку (Мез.). 8. Вано снял рюкзак и замер: с запада прогремел орудийный удар. Вано посмотрел на небо: облаков не было (Пауст.). 9. В памяти ее вставало все, пережитое со Степаном: длинные зимние вечера, вспугнутая куропатка близ реки, легкая звезда, падавшая с неба, счастье долгих спокойных дней (Г. Ник.). 10. Кряхтели рамы, стекла звякали, И все казалось мне: вот-вот Уснувший дом сорвется с якоря И в ночь, ныряя, поплывет (В. Тушина). 11. Есть праздник у русской природы: Опустится шар огневой – И будто прохладные воды Сомкнутся над жаркой землей (Д. Гран.). 12. Все понимают: если согласиться принять иную научно-техническую идею, то это вызовет массу хлопот (Е. Велихов). 13. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки (Сок.-Мик.).
4. Составьте или подберите (по 3-5 примеров) из художественных текстов бессоюзные сложные предложения, используя приведенные схемы:
Занятие 28. Выполнение итоговых контрольных заданий (4 час.).
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Выполнение итоговых контрольных заданий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ »
031000.62 - « Филология »
2. Подчеркните грамматические основы, определите смысловые отношения между предикативными единицами и объясните постановку двоеточия. Перечислите все случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении и опишите интонацию.
1. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч (П.). 2. Далеко на том берегу, потухая и переливаясь, змейками ползли огни: это жгли прошлогоднюю траву (Ч.). 3. А теперь, в конце июня, в лесу было особенно хорошо: трава красиво пестрела распустившимися цветами, в воздухе стоял чудный аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое летнее солнышко, обливавшее ярким светом и лес, и траву, и журчавшую в осоке речку, и далекие горы (М.-С.). 4. Поздней осенью бывает иногда совсем как ранней весной: там белый снег, там черная земля (Пришв.). 5. Вот так иногда поворачивается жизнь: то темь беспросветная, то снова улыбается солнце (Н. Остр.). 6. Ясно было одно: зной за эти дни продолжал свое страшное иссушающее действие, выпив, может быть, самые последние капельки влаги (Сол.). 7. Замечу кстати: все поэты – любви мечтательной друзья (П.). 8. Он видит: Терек своенравный крутые роет берега (П.). 9. Я верил: если говорить о грустном весело, печаль исчезнет (М.Г.).
3. Определите структурно-семантические признаки бессоюзных предложений, между предикативными единицами которых стоит двоеточие.
1. Идти было трудно частые колючие кусты разрослись густо и нужно было обходить их или пробираться через них (Гарш.). 2. Я оглянулся у дороги под ракитой сидел старичок в изношенном сюртуке с котомкой за плечами (М.-П.). 3. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лерм.). 4. Наконец вижу из перелеска соседнего отрога словно привидение выходит бык-марал небольшой но рогастый (Федос.). 5. Скоро все угомонилось притихли птицы застыл воздух потух костер (Фад.). 6. Учись мой сын науки сокращают нам опыты быстротекущей жизни (П.). 7. Дома Фому встретили торжественно отец подарил мальчику тяжелую серебряную ложку с затейливым вензелем а тетка шарф собственного вязания (М.Г.). 8. Как ни старался я укрыться плотнее ничего не помогало холодный воздух находил себе лазейку и сквозил то в плечо то в ноги (Арс.). 9. Поверь меня как и вас пленяет и водопад и темный лес (Лерм.). 10. У собак есть рыцарское правило собаку лежачую или на привязи не трогают (Купр.).
4. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях, определите смысловые отношения между предикативными частями и объясните постановку тире. Назовите все случаи постановки тире в бессоюзном сложном предложении и опишите интонацию.
1. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи (Тург.). 2. Октябрь уж наступил – уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей; дохнул осенний хлад – дорога промерзает (П.). 3. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Некр.). 4. Это не люди лихие, не басурманская рать – это колосья ржаные, спелым зерном налитые, вышли со мной воевать! (Некр.). 5. Не кукушки загрустили – плачет Танина родня (Ес.). 6. Я говорил правду - мне не верили…(Лерм.). 7. Прошло две-три недели – не было писем от Алексея Степаныча (Акс.). 8. Ты целый день в кругу старшин, в пирах, разъездах – я забыта (П.). 9. Вы богаты – мы бедны (Л.Т.). 10. Погода была тихая – Волга неслась ровно и спокойно (П.).
5. Составьте или подберите (по 3-5 примеров) из художественных текстов бессоюзные сложные предложения, используя приведенные схемы:
| : | Пояснение | ; | | : | изъяснение | ; | | : | Дополнение | ; | ||
| |||||||||||||
| : | причина | ; | | : | | ? | | |||||
| | | | | | | | |
Занятия 27. Тире в простом и сложном бессоюзном предложении (2 час.).
Бессоюзное сложное предложение, его отличие от других типов сложного предложения.
Смысловые отношения между предикативными частями сложного бессоюзного
предложения, предопределяющие выбор знаков препинания.
Тире в простом и сложном предложении.
Практическая часть
1. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях, расставьте знаки препинания. Определите смысловые отношения в бессоюзных предложениях, между предикативными частями которых стоит тире.
1. Хотел рисовать кисти выпадали из рук пробовал читать взоры его скользили между строками (Лерм.). 2. Ехал сюда рожь начинала желтеть (Пришв.). 3. Мартовские ночи длинные можно успеть отдохнуть и наговориться (К. Фед.). 4. Красоту только тронь небрежной рукой она исчезнет навеки (Пауст.). 5. Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был (Лерм.). 6. Улыбнется солнце красное взойдет (Некр.). 7. От города на запад шли войска за переправой клубилась стена пыли (Сим.). 8. Вдруг мужики с топорами явились лес зашумел застонал затрещал (Некр.). 9. Прошла неделя другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска (П.). 10. Дунул ветер все дрогнуло ожило и засмеялось (М.Г.). 11. Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она себе молчит (П.). 12. Я бы в летчики пошел пусть меня научат (Маяк.). 13. Ключ потерян ломайте дверь (А. Гайд.). 14. Победим каменный дом построишь (А.Н.Т.). 15. Пройдет молодец приосанится пройдет девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лерм.). 16. На глаз поверишь криво отмеришь (М.Г.).
2. Замените сложносочиненные и сложноподчиненные предложения бессоюзными сложными; определите, какие смысловые отношения передаются на письме постановкой двоеточия и тире; составьте схемы бессоюзных сложных предложений.
1. Птица жалобно кричит, так как ее гнездо разорено. 2. Я напрягал зрение, но туман все-таки не позволял мне видеть противоположный берег. 3. Река вышла из берегов, так что прервалось сообщение с городом. 4. Прервалось сообщение с городом, так как река вышла из берегов. 5. Образовалась течь, и лодка стала погружаться в воду. 6. Если проголодаешься, то хлеба достать догадаешься. 7. Светает, так что надо вставать. 8. Надо вставать, потому что светает. 9. Мы решили остаться дома, так как на улице был сильный ветер. 10. На улице был сильный ветер, так что мы решили остаться дома. 11. Я оглянулся и увидел, что впереди простирается прорезанная выступами каменных обрывов мертвая пустыня. 12. Когда вырвешься из городской тесноты на природу, душа не устает радоваться простору, солнцу, зелени и чистому небу. 13. Обед трактористам привозили в поле, так как работали они без перерыва. 14.
Трактористы работали без перерыва, так что обед им привозили в поле. 15. Если упустишь огонь, то не потушишь. 16. Об одном прошу вас, а именно приехать вовремя. 17. Сад погибает, в нем хозяйничают чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся отец. 18. В саду есть помещения для разных животных, а именно: настроено много башенок для голубей, поставлена огромная клетка для фазанов и других птиц. 19. Я чувствовал, что не смогу удержаться от поездки в тайгу. 20. Хозяйка выглянула за калитку и увидела, что долгожданный почтальон направляется к их дому. 21. Сережка помолчал, потому что не любил словесных клятв и заверений. 22. Смелые побеждают даже в безвыходных ситуациях, а трусы гибнут всегда. 23. Когда прилетают птицы, лес мгновенно оживает. 24. Если будете в нашем городе, то заходите непременно. 25. Катер не вышел в море, потому что синоптики обещали штормовую погоду. 26. Синоптики обещали штормовую погоду, так что катер не вышел в море.
3. Выполните синтаксический разбор предложений и объясните постановку тире и двоеточия.
1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок (Гог.). 2. Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей (посл.). 3. Впереди нас сетью на небе были цветы неодетых деревьев: сережки ольхи, желтые цыплятки ранней ивы, полураскрытые почки черемухи – словом, самые разные бутоны весенних цветов (Пришв.). 4. Все говорили разное: одни советовали рискнуть, другие пугали, третьи – сулили орден, четвертые – тюрьму (С. Ант.). 5. Вижу: из дальней лощины вырвались белые комочки и замерли на скалистом пригорке (Федос.). 6. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону (Ф. Абр.). 7. И произошло, как повествует древняя легенда, великое чудо: начался тропический ливень и гора, нависшая над Нилом, сползла в реку (Мез.). 8. Вано снял рюкзак и замер: с запада прогремел орудийный удар. Вано посмотрел на небо: облаков не было (Пауст.). 9. В памяти ее вставало все, пережитое со Степаном: длинные зимние вечера, вспугнутая куропатка близ реки, легкая звезда, падавшая с неба, счастье долгих спокойных дней (Г. Ник.). 10. Кряхтели рамы, стекла звякали, И все казалось мне: вот-вот Уснувший дом сорвется с якоря И в ночь, ныряя, поплывет (В. Тушина). 11. Есть праздник у русской природы: Опустится шар огневой – И будто прохладные воды Сомкнутся над жаркой землей (Д. Гран.). 12. Все понимают: если согласиться принять иную научно-техническую идею, то это вызовет массу хлопот (Е. Велихов). 13. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки (Сок.-Мик.).
4. Составьте или подберите (по 3-5 примеров) из художественных текстов бессоюзные сложные предложения, используя приведенные схемы:
действие | - | неожиданный результат | ; | | - | Резкое противопост. | ; |
причина | - | следствие | ; | условие | - | | ; | время | - | | ; |
| - | сравнение | ; | | - | эллипсис | . |
Занятие 28. Выполнение итоговых контрольных заданий (4 час.).
Подготовка к итоговой контрольной работе.
Выполнение итоговых контрольных заданий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
по дисциплине «ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ »
031000.62 - « Филология »