Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2733

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





г. Владивосток

2011
Виды самостоятельной работы


  1. Работа с учебниками и учебными пособиями (см.список основной и дополнительной литературы).

  2. Выполнение заданий из пособия «Материалы по орфографии…» и «Материалы по пунктуации…» (см. прилагаемые пособия).

  3. Работа (при изучении орфограмм) с толковым, орфоэпическим, этимологическим и словообразовательным словарями и со словарем иностранных слов (см.список словарей).

  4. Выполнение работ над ошибками по схеме со строгим соблюдением алгоритма анализа

  5. Выполнение индивидуальных заданий по недостаточно усвоенным темам (см.задания в указанных пособиях).

  6. Подготовка к диктантам (словарные диктанты из орфографического минимума, из домашних упражнений, контрольные тематические диктанты, итоговые диктанты).

  7. Подготовка к контрольным работам, в том числе состоящим из 1-2 вопросов по изученной теме плюс задания: назвать 2-3 орфограммы и применить орфографическое правило и т.п.; (см. тексты контрольных работ в разделе «Контрольно-измерительные материалы»).

  8. Разработка алгоритмов орфографического и пунктуационного анализа (см.список изучаемых тем).


Методические указания

к выполнению заданий из пособий по орфографии (часть I)

и пунктуации (часть II)
I.Понятие об орфографии и орфографическом анализе.
ОРФОГРАФИЯ (от греч. orthos—прямой, правильный и grapho— пишу)—это раздел науки о

языке, изучающий правила правописания слов.

Русская орфография как система правил распадается на пять разделов:

Правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем.

Правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов.

Правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв.

Правила переноса слов с одной строки на другую.

Правила графического сокращения слов.

Каждый из этих разделов представляет собой систему правил, строящихся на определённых

принципах. Основной раздел орфографии—первый. При обозначении на письме

звуков речи пишущий сталкивается с двумя случаями: с отсутствием вариантов на письме

(например: дом, шум, дым, том, кон, лом и т.д.) и с наличием таких вариантов

(например: ко/аро/ава, ко/ас/зьба и т.д.). Выбор возникает не только при передаче на письме

звучащей речи, но и в случае слитного / полуслитного / раздельного написания слов, при


употреблении большой или малой буквы, при сокращении слова. Проблема выбора создаёт

основной объект орфографии—орфограмму. ОРФОГРАММА (от греч. orthos—правильный

и gramma—буква)— это написание, выбранное или ещё искомое, в том случае, где пишущему

предоставлен выбор букв для обозначения того или иного звука; выбор слитного / раздельного /

полуслитного написания и т.д. Поскольку пишущий при выборе написания руководствуется

орфографическим правилом, то и орфограмма—это написание, соответствующее

орфографическому правилу. ;

В школьном курсе орфографии изучаются следующие типы орфограмм: БУКВЫ (гласные, согласные, Ъ, Ь, большие и строчные), ДЕФИС (полуслитное написание), КОНТАКТ-ПРОБЕЛ (слитное и раздельное написание), ЧЁРТОЧКА (конец строки).
II. Понятие о пунктуации и пунктуационном анализе.

ПУНКТУАЦИЯ ( от лат. Рunctum - точка) изучает нормы и правила употребления знаков препинания, исторически сложившиеся в русской письменности. Знаки препинания обеспечивают пунктуационную организацию написанного предложения, основное назначение которой – способствовать пониманию читателем синтаксической и смысловой структуры письменного текста. Пунктуация как система организована на разграничении трех функций знаков препинания: 1) отграничение в тексте одной синтаксической структуры или ее элемента от другой (разделение);

2) установление в тексте левой и правой границ синтаксической структуры (выделение); 3) объединение нескольких синтаксических структур в одно целое. В осуществлении функции разделения участвуют одиночные знаки препинания, функции выделения – парные знаки препинания, функции объединения – комплекс знаков препинания.

ПУНКТОГРАММА – знак препинания или отсутствие знака препинания, регулируемые пунктуационными правилами, то есть место в предложении, где нужно применить пунктуационное правило.

ПУНКТУАЦИОННОЕ ПРАВИЛО – это определение синтаксических условий постановки знаков препинания или запрета на их постановку. Применение пунктуационного правила предполагает анализ предложения.

ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ – это анализ пунктограмм. Название пунктограммы включает в себя синтаксическую терминологию, например: тире между подлежащим и сказуемым, запятые при обособленных определениях, запятые при однородных членах предложения, скобки при вставных конструкциях

, двоеточие в сложном бессоюзном предложении, отсутствие запятой между двумя придаточными предложениями, соединенными союзом и. Это говорит о том, что базой пунктуационного анализа является синтаксический анализ.

Порядок синтаксического анализа, являющегося базой пунктуационного анализа

1.Находим грамматические основы и по их количеству определяем структурный тип предложения (простое или сложное).

2.Если предложение сложное, находим союзы, союзные слова, указывающие на границу предикативных частей. Союзы и союзные слова – это пограничные сигналы, свидетельствующие о наличии пунктограммы. Определяем тип сложного предложения и описываем его структуру словами или построением схемы. Ставим знаки препинания, применяя нужные пунктуационные правила. Если предложение простое, этот вид анализа невозможен.

3. Определяем синтаксическую структуру отдельных предикативных частей (т. Е. простых предложений, находящихся в составе сложного предложения) или синтаксическую структуру самостоятельного простого предложения. Для этого производим разбор по членам предложения, выявляем особенности в выражении главных членов, находим однородные и обособленные члены предложения, вводные слова и предложения, обращения, междометия. Опираясь на этот анализ, ставим или не ставим знаки препинания, применяя нужное пунктуационное правило.

ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА

Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени, но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается: нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (Л. Мигдал)

1.В этом предложении пять грамматических основ, следовательно, оно сложное.

Отмечаем союзы и союзные слова на границе предикативных частей и находим

пунктограммы между ними. Предикативные части связаны с помощью союзов (2-3: союз но) и союзных слов (1-2: что, 3-4: к которой), интонации (4-5), поэтому связь между частями предложения сочинительная, подчинительная и бессоюзная. Строим схему предложения. Применяем пунктуационные правила: 1) отделяем придаточные предложения от главных в сложноподчиненном предложения запятой; 2) разделяем части сложноподчиненного предложения запятой; 3) ставим двоеточие в бессоюзном предложении с пояснительным отношением между предикативными частями.


2.Вторая, третья и пятая предикативные части осложнены однородными членами предложения: дополнениями, определениями и подлежащими соответственно. Применяем пунктуационное правило: связанные одиночным союзом и однородные члены предложения запятой не разделяются, не связанные союзом – отделяются друг от друга запятыми.


Материалы по орфографии современного русского языка: Учебное пособие / Колл. авторов.; Отв. ред. Л. М. Овдей, М. А. Леоненко – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 156 с.
РАЗДЕЛ I

Задание 93. Замените одним словом с начальным ПРЕ-.

  1. Преобладать, иметь перевес, преимущество.

  1. Предупреждающий, предохранительный. 3. Обнаружить превосходство. 4. Изменчивый, непостоянный. 5. Злоключение, резкая перемена, поворот в событиях. 6. Пространственная или временная граница. 7. Отдаться в чью-нибудь власть, перейти на чью- либо сторону. 8. Воплотить в жизнь. 9. Притязание, заявление права на обладание чем-либо. 10. Иметь успех. 11. Случай, служащий оправданием для последующих случаев этого же рода. 12. Проступок, грех. 13. Подарок. 14. Предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. 15. Ад.

Слова для справок: прецедент, предел, превалировать, превзойти, превентивный, прегрешения, предаться, презент, превратность, претворить, преисподняя, преходящий, претензия, преуспевать, презумпция.

Задание 94. Напишите словарный диктант, объясните правописание ПРЕ- или ПРИ-.

Превратиться в лёд, пр...воротное зелье, пр...возносить знаменитость, беспр.. .пятственное пр...бывание в городе, пр.-.сутствовал на приёме, пр...вольное житьё, пр...следование преступника, пр...мелькавшиеся лица, сердечная привязанность, пр...старелый сторож, пр...обрести радиопр...ёмник, пр...учайтесь пр...одолевать препятствия, пр...амурский регион, пр...добрый человек, пр...чудливое пр...вращение облаков, непр...рекаемое превосходство, пр...ключилась пр...непр...ятная история, пр...горела пр...права, пр...тихший пр...морский город, пр...хворнул и прилёг, пр...лестный пр...усадебный участок, пр...открыть тайну, пр...бывать в столице, пр...бывать в столицу, пр...переть к стенке, пр...терпеться к неудобствам, нецр...ступные горы, пр...вратности судьбы, пр...пираться из-за мелочей, пр...глупый пёс, пр...вокзальная площадь, пр...миряющая роль природы, пр...ползти в нору, пр...рвать переговоры, пр... строить веранду, пр... винтить шуруп, пр...франтиться перед свиданием, пр...забавный случай, пр...ломление лучей, пр...высить скорость, пр...свистывать в такт, пр...озёрная долина, пр...исковый посёлок, пр...ёмные экзамены, пр...хлопнуть форточку, пр...станционный посёлок, пр...скверная вешь, пр...уставшие лошади.


Задание 95. Найдите в предложениях изученную орфограмму, объясните написание.

  1. I. 1. Молодеческая слава Витеньки после этого ещё больше пр...украсилась (Фед.). 2. Повернувшись к окошку, пр...льнула к мокрому стеклу (А.Н. Т.). 3. Он толкнул дверь, вышел на мороз и пр...слонился к столбику под навесом (А.Н. Т.). 4. Пр...клонись перед величием души моей (Черн.). 5. С пр...бойной волной шлюпка врезалась в береговую гальку (А.Н. Т.). 6. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не пр...зрели (П.). 7. Пороки юности преступной я мнил страданьем искупить (Лерм.). 8. Вот то-то мне и духу пр...даёт, что я совсем без драки могу попасть в большие забияки (Кр.). 9. Старушки говорили о ней, что она пр...хитрая и пр...лукавая, пр...ятельницы— что она пр...глупенькая, соперницы—что она пр...добрая, молодые женщины—что она кокетка (Лерм.). 10. Некормленые лошади пр...устали (А.Н. Т.).

  2. 1. Всё яростнее разливалась огненная река, пр...вращая труды рук людских в прах (М. Г.). 2. В начале мая пр...были на двух возах со станции большие чемоданы (Чех.). 3. Извилистую тропинку преградила огромнейшая берёза (Тург.). 4. Наращивание плотины шло со скоростью, превышавшей все расчёты (Пауст.). 5. Острый нос пр...давал его лицу строгое, сухое и пр...непр...ятное выражение (Чех.). 6. Все мальчики опять пр...тихли, потом засмеялись, но снова пр...умолкли (Тург.). 7. А хозяюшкой она в тереме меж тем одна, пр...берёт и пр...готовит (П.). 8. Из дворецкого, по пр...казанию барыни, он пр...образился в дворника (Тург.). 9. Препятствия и пр...грады существуют для того, чтобы их пр...одолевать (Фед.).

  3. 1. Адмирал пр...следовал нас каких-нибудь пятнадцать минут (Нов.-Пр.). 2. Мы не имели пр...имущества в быстроте хода (Нов.- Пр.). 3. Корабль со всего разбегу ударился в пр...брежные скалы (Нов.-Пр.). 4. Ноги беспр...станно путались и цеплялись в длинной траве, пр...сыщенной горячим солнцем (Тург.). 5. Чичиков стал пр...мечать, что бричка качалась во все стороны и наделяла его пр...сильными толчками (Гог.). 6. Из-за грозы пр...шлось выключить радиопр...ёмник (Д. Гран.). 7. Но беспр...страстное пр...данье твой славный подвиг сохранит (Лерм.). 8. Пр...творное веселье было ещё хуже скуки (JI. Т.). 9. Для молодёжи любое его мнение было непр...ложно (К. Фед.). 10. Я тебе это дело пр...поручаю, Дашка.

  4. 1. Я видел лишь белое платье да чей-то пр...вздёрнутый нос (Ес.). 2. К моей любви, к моей святыне не пролагай пр...ступный след (Лерм.). 3. Когда пр...тухала печка, я радовался (Аст.).