Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2741

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
буТОН...ЧИК, ВСКОЛ...З..., гон...щик, бан...щик, колен...чатый, бревен...чатый, вер...ф..., сел...д..., фал...шь, чер...в..., Вяз...ма, Кляз...ма, мен...ший, мощ...ный, печ...ник, булоч...ка, луч...ший, кулач...ный, чулоч...ный, смен...щик, времен...щик, пар...човый, тон...чайший, ал...пинизм, ел...ник, лен...тяй, ал...манах, отсроч...ка, вес...ма, пал...ма, ран...ше, мос.-.тик, бюл...летень, гвоз...дик, пол...за, прос...ба, тес...нить, тон...ше, ноч...ной, реч...ной, гос...ть, бан...тик, кос...т..., трос...т..., пороз...н..., жиз.-.н..., поч...товый, рез...ба, ил...люзия.

Задание 106. Образуйте посредством суффикаса -ЩИК имена существительные со значением лица, объясните правописание Ь.Образец: : выборвыборщик.

Камень, сварить, барабан, стеклить, чеканка, бетон, набор, фонарь, текстиль, домна, чистить, копировать, контора, загон, арматура, котёл, сигнал, пилить.

Задание 107. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -СК-, объясните правописание Ь.

Казань, моль, Урал, январь, октябрь, Русь, декабрь, день, богатырь, Сибирь, конь, гавань, село, июнь, зверь.

Задание 108. Напишите словами следующие числа, объясните правописание Ь.

472, 667, 50, 65, 17, 575, 985, 811, 88, 666.
Задание 109. Образуйте форму род. пад. мн. ч. от данных существительных, объясните правописание Ь.

Туча, дыня, пастбище, кухня, конюшня, лужа, яблоня, читальня, готовальня, пожарище, купальня, сушильня, песня, барышня, вишня, деревня, черешня, пашня, спальня, няня, штольня, башня, Женя, боярышня, баржа, лесопильня.

Задание 110. Образуйте от данныйх слов следующие формы и объясните написание:

  1. прилагательные в краткой форме мужского рода:

свежий, хороший, могучий, дремучий, колючий, жгучий, пахучий, горючий, тощий, вещий, куцый;

  1. глаголы в неопределённой форме:

стриг, берёг, пеку, теку, помог, достиг, волок, мог, увлёк.

Задание 111. Замените синонимами на шипящую следующие слова и словосочетания, вставьте пропущенный Ь и объясните написание.

Предмет—..., выступление—..., вид верхней одежды—..., маленький ребёнок—..., граница—..., вихрь—..., пробоина—..., вид местности—..., доктор—..., неправда—..., сила—..., прибыль—..., родник—..., ерунда— ..., слабость—..., друг—..., засуха—..., пустырь—..., беспорядок—..., штиль—..., дебри—..., вахтёр—..., поддержка—..., мелкие деньги—..., молодые люди—..., поклажа—..., сильный человек ... .


Слова для справок: вещ..., реч.., плащ..., макинтош..., малыш..., рубеж..., смерч..., бреш..., пейзаж..., врач..., лож..., мощ..., барыш..., ключ..., чуш..., немощ..., товарищ..., суш..., пустош..., ералаш..., тиш..., глуш..., сторож..., помощ..., мелоч..., молодёж..., багаж..., силач... .

Задание 112. Назовите формы глагола, объясните правописание Ь.

Выспиш...ся, развлеч...ся, увековеч...ся, отреж..., обжеч...ся, развлечёт...ся, еш...те, испеч...ся, поднимет...ся, злиш...ся, расплач...ся, намаж..., обожжёт...ся, потревож...ся, расплачеш...ся, подстрижёт...ся, подстереч... .

Задание 113. Перестройте предложения, заменив глаголы в неопределённой форме глаголами в форме 3-го лица ед. числа и наоборот. Объясните написание. Образец: Он ни о ком не беспокоится. Ему не о ком беспокоиться.

Он ни к кому не обратит...ся. Ему не на что надеят...ся. Он ни к чему не стремит...ся. Ему не с кем поделит...ся своими планами. Рассеянный ученик не может ни на чём сосредоточит…ся.
Задание 114. Объясните правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

  1. Придёт...ся вам убедит...ся, что со мной справит...ся не удаст...ся. 2. Мне нравит...ся, что вы больны не мной (М. Цвет.).

  1. Опять может повторит...ся старая история. 4. Мне удаст...ся пройти здесь. 5. Хочет...ся возвратит...ся пораньше, б. Не сидит...ся в хате тесной, не лежит...ся на печи (Некр.). 7. К городу приходит...ся спускат...ся по отлогому шоссе (Кор.). 8. На дворе смеркает...ся, но нам не хочет...ся возвращат...ся в избу (Кор.). 9. Ему начинало казат...ся, что все отдельные звуки тихо влетают в окно и долго кружат...ся над его постелью (Кор.). 10. Кто любит трудит...ся, тому без дела не сидит...ся (поел.). 11. Что летом родит...ся, то зимой пригодит...с.я (поел.). 12. Чем сердит...ся, лучше помирит...ся (поел.).

  1. Кто смерти не боит...ся, того и пуля сторонит...ся (поел.).

Задание 115. Употребите в предложениях следующие формы.

Стремиться—стремится, чудиться—чудится, причудиться— причудится, справиться — справится, заботиться — заботится, печалиться—печалится, садиться—садится, строиться—строится, охотиться—охотится, обмануться-—обманутся, бояться—боятся, мчаться—мчатся.



Задание 116. Замените слова, используя наречия-синонимы на шипящую, объясните правописание Ь.

Лошади мчались быстро, распахнуть до конца, уйти в сторону, засеять густо, ударить размахнувшись, нет терпения, невмоготу, вверх лицом.

Слова для справок: вскач..., настеж... проч..., сплош..., наотмаш... невтерпёж... невмоч..., навзнич... .

Задание 117. Вставьте, где нужно, Ь и запишите слова в две колонки: 1) с Ь и 2) без Ь. Устно назовите случаи, когда Ь употребляется для указания на грамматическую форму и когда не пишется.

Реч..., достич..., крыш..., дач..., фалып..., тиш..., сторож..., стелеш..., пахуч..., щелоч..., стрич...ся, блиндаж..., хвощ..., превозмоч..., пожарищ..., навзнич..., настеж..., невтерпёж..., равняет...ся, ветош..., пригож..., назнач...те, трубач..., увлеч...ся, похож... сплош..., уж..., бреш..., могуч..., днищ..., шипуч..., ажиотаж..., жгуч..., иривлеч..., клещ..., фиксаж..., дремлет..., береч...ся, лиш..., виш..., отреж...те, дач..., училищ..., колюч..., радиопередач..., афиш..., тираж..., чертёж..., выскочиш..., кирпич..., вскач..., меч..., гореч..., замуж..., сильная теч..., угрожающ..., певуч..., сотни тысяч..., плющ..., картеч..., точ...-в-точ..., сбереч..., дремуч..., смерч..., обнаружите, широкоплеч.,., чудовищ..., рассееш...ся, назнач...те, дрож..., умнож...те, полноч..., щёлоч..., не плач...те, не тревож...ся, вояж..., пейзаж..., ёж..., колюч..., испеч... .

Задание 118. Запишите под диктовку пословицы и поговорки, объясните написание Ь.

  1. Как мороз ни скрипуч..., да не больно жгуч... .2. Осенняя суш... что острый нож… . 3. Грамоте учит...ся—всегда пригодит...ся.

  1. С ним водит...ся что в крапиву садит...ся. 5. Как верёвочка ни вьётся, а кон...чику быть. 6. День да ноч... и сутки проч.... 7. Повинную голову и меч... не сечёт. 8. Игра не стоит свеч... . 9. Чем бы дитя ни тешилось, лиш... бы не плакало. 10. Чужая сторона—дремуч... бор.

  1. Под гору вскач..., а на гору хоть плач... . 12. Взялся за гуж...—не говори, что не дюж... .13. Каждый зряч..., но не каждый врач... 14. Обожжёш...ся на молоке—дуеш... на воду. 15. Не натопиш...—не погрееш...ся. 16. Тощ... как хвощ... . 17. Не тот хорош..., кто лицом пригож..., а тот, кто для дела гож... . 18. Матушка-рож... кормит всех сплош.... 19. Хлеб-соль еш..., а правду реж... . 20. Что посееш..., то и пожнёт... . 21. Еш..., пока рот свеж...; завянеш...— ни на что не взглянеш... . 22. Как постелет...ся, так и выспиш...ся.


Задание 119. Запишите текст под диктовку, вставьте, где нужно, Ь, объясните написание.

Воздух после дождя свеж... и пахуч Из-за густых туч... проскальзывает

луч... солнца. В лесу глуш... и тшн... . Мы строим шалаш... и собираем хворост, чтобы разжеч... костёр. Нагнёш...ся и увидиш..., как ползёт ёж... . Туш... залила сплош... весь чертёж... . Мне нужна помощ... в решении задач . В полноч... окна распахнули настеж... . Врач оказал помощ... . С барж... сгружали кирпич.... В багаж... сдана партия лыж... .Уж... уполз в роле.... Уж... невтерпёж... пуститься вскач... .Вид хорош... лиш... с крыш... дач.... Я ударил лазутчика наотмаш,.., и он от неожиданности упал навзнич. .. . Сын ТОЧ...-В-ТОЧ... похож... на отца. Не обреж...ся, когда будеш... точить нож... . Он был вездесущ... и всезнающ... .

2. Разделительные Ъ и Ь

Задание 120. Объясните написание данных слов, укажите, какую функцию выполняют Ъ и Ь.

Объяснение — обязательство, межъярусный — межэтажный, трехъярусный-—трёхосный, семя—семья, лисий—лисьи, объезд— обеднеть, предъюбилейный—предупредить, вьюн—вулкан.
Задание 121. Раскройте скобки и объясните правописание слов.

Пред- (юбилейный, уборочный, усматривать, являть, экзаменационный); двух- (атомный, ярусный, этажный); сверх- (естественный, опытный, урочный); из- (ездить, язвить, обильный); об- (есть, являть, устроить); от- (ездить, ужинать, юлить, явленный); с- (ехать, экономить, язвить, узить, есть, острить, уметь, организовать, агитировать).

Задание 122. Соедините корневые части слов с подходящими по смыслу приставками, образуйте как можно больше глаголов, существительных, прилагательных.

в-, с-, об-, от-, под-, , -езд-, -един-, -ясн-, -язв-,

пред-, из-, раз- -явл-, -ём-, -ест- (-ел), -юб-,-ябед-
Задание 123. Запишите слова в три колонки: 1) с разделительным Ъ, 2) с разделительным Ь, 3) без Ъ и Ь. Устно объясните употребление разделительных Ъ и Ь, а также их отсутствие.

Предъявитель, п...едестал, интерв...ю, интер...ер, из...ян, почтал...он, без...ёмкостный, без...языкий, меж...ярусный, меж...областной, транс...европейский, пан...-Европа, с...ябедничать, бур...ян, с...ёжиться, в...явь, фельд...егерь, ад...ютант, суб...ект, ик...екция, бар...ер, кар...ер, пред...юбилейный, прем...ера, вол...ер, нав...ючить, трёх...ярдовый, под...ячий, рел...еф, медал...он, обез...янничать, син...ор, ш...ющий, в...южный, меж...этажный, контр...удар, транс...океанский, пан...американский, контр...ярус, пан...европейский, с...экономить, аэрос...ёмка, внич...ю, без...ядерный, вин...етка, п...еса, порт...ера, гнездов...е, фел...етон, транс...арктический, н...юанс, ар...ергард, от...езд, дву...язычный, четырёх...осный, под...язычный, об...ятия, полын...я, изголов...е, сер...ёзно, уст...е, рант...е, пен...юар, мыш...яковый, с...уметь, мелколес...е, эскадрил...я, р...яный, восем...ю, выб...ют, с...ёмочный, пас...янс, руж...ишко.


Задание 124. Запишите сложные слова, объясните написание.

Дет...ясли, трёх...аршинный, ком...ячейка, трёх...язычный, цех...ячейка, глав...ювелирторг, тред-...юнион, двух...окись, дву...окись, трёх...электродный, трёх...этажный, двух...оконный, четырёх...осный.

Задание 125. Напишите словарный диктант, устно объясните правописание Ъ и Ь.

  1. С...ёмные детали, субъективное мнение, без...ядерная держава, предс...ездовское совещание, опытный воен...юрист, в...ючное животное, с...ёмки фильма, заросли бур...яна, международный ал...янс, остроумный фел...етон, мурав...иная кислота, пред...юбилейные торжества, четырёх...актная п...еса, кур...ерский поезд, сверх...естественный прыжок, неот...емлемое право, четырёх...ядерный реактор, пред...обеденный сон, из...ясняться по- французски, казачий раз...езд, п...янящий аромат, по щуч...ему велению, сверх...одарённый суб...ект, под...ёмно-транспортный, из...ян, павил...онные кинос...ёмки, Трет...яковская галерея, дворянское помест...е, транс...европейский перелёт, в...ездная виза, трет...есортный товар, остроумный конферанс...е.

  1. Старинная п...еса, об...ём шара, сер...ёзная ошибка, пред...явить справку, р...яный работник, с...экономленные средства, с...узить тему, суб...ективное отношение, гремяченская ком...ячейка, быстрая контр...атака, меж...ярусные перекрытия, золотой медал...он, п...дестал почёта, транс...европейский экспресс, ад...ютант командующего, пред...угадать развитие событий, волеиз...явление народа, меж...областные связи, раз...ёмная деталь, об...ездить пол- ...Европы, в...ющиеся волосы, шелковые порт...еры, солов...иный сад, кружевной пен...юар, навести фотооб...ектив, увидеть в...явь, д...ячок с под...ячим, разложить пас...янс.