Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2672

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глагольные основы инфинитива и настоящего времени, методика их нахождения.

Правописание суффиксов причастий настоящего времени.

Суффиксы основы инфинитива в составе причастий прошедшего времени.

Адъективация причастий. Адвербиализация деепричастий.

Занятие 12. Н и НН в отглагольных прилагательных и страдательных причастиях прошедшего времени (4 час.).

Н и НН в отглагольных прилагательных

Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени;

Методика разграничения омонимичных причастий и отглагольных прилагательных.

Занятие 13. Синтаксис простого предложения. Грамматические правила обособления определений (4 час.).

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Основные способы осложнения простого предложения.

Понятие обособления.

Грамматические правила обособления определений.

Модуль V. Обособленные обстоятельства. Семантика и правописание Не и НИ.

Занятие 14. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах (4 час.).

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах, выраженных деепричастными оборотами;

Пунктуация при обстоятельствах, выраженных предложными оборотами;

Пунктуация при уточняющих обстоятельствах;

Занятие 15. Обороты с союзом КАК (2 час.).

Пунктуация при обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами.

Обороты с союзом КАК.

Факторы, влияющие на пунктуацию: значение союза, устойчивые сочетания, особенности структуры предложения.

Занятие 16. Употребление частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ со словами разных частей речи (6 час.).

Правописание частиц НЕ и НИ: усилительная функция частиц НЕ и НИ, условия их употребления;

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, причастиями и наречиями на –О,

Признаки, позволяющие разграничить частицу НЕ и приставку НЕ;

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях.

Модуль VI. Синтаксический анализ сложного предложения.

Занятие 17. Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений (8 час.).

Сложное предложение.

Основные деления сложного предложения на три структурных типа.

Сложноподчиненное предложение.

Пунктуация сложноподчиненного предложения (основное правило).

Типы придаточных. Методика их определения.

Занятие 18. Двоеточие и тире в простом и сложном бессоюзном предложении (6 час.).

Смысловые отношения между предикативными частями сложного бессоюзного предложения, предопределяющие выбор знаков препинания.


Двоеточие в простом и сложном предложении.

Тире в простом и сложном предложении.

Занятие 19. Выполнение итоговых контрольных заданий (4 час.).

Подготовка к итоговой контрольной работе.

Выполнение итоговых контрольных заданий.



  1. контроль достижения целей курса


Вопросы к зачету (промежуточный контроль).

I семестр

I модуль

1. Почему глагол – спрягаемая часть речи?

2. Какие формы глагола являются спрягаемыми?

3. Привести парадигму настоящего времени изъявительного наклонения глаголов бежать, бегать, молоть, молотить..

4. Привести парадигму сослагательного наклонения любого из вышеперечисленных глаголов. Чем она отличается от парадигмы настоящего времени?

5. Привести парадигму повелительного наклонения глаголов бежать и бегать.

6. Что положено в основу деления глаголов на I и II спряжение?

7. Правописание каких глагольных морфем зависит от типа спряжения?

8. Как определяется тип спряжения для глаголов с ударными и безударными личными окончаниями? Ответ иллюстрировать.

9. Перечислить личные и родовые окончания спрягаемых форм глагола.

10. Какие глаголы с безударными личными окончаниями относятся ко II спряжению?

11. Дать понятие морфемы. Как соотносятся морфема и слово?

12. Перечислить формообразующие суффиксы прилагательных.

13. Перечислить формообразующие суффиксы глаголов.

14. В какую основу (слова или словоформы) входят формообразующие суффиксы?

15. Что такое основа слова? Как ее найти?

16. Что такое основа словоформы? Как найти основу словоформы в тех случаях, когда она отличается от основы слова?
II модуль

1.Что такое склонение?

2. Что такое тип склонения имен существительных?

3. Чем различаются существительные разных типов склонения?

4.Что нужно знать для определения типа склонения?

5.Какие существительные не входят в типы склонения и почему?.

6. Какой методический прием используется для правильного написания безударных падежных окончаний существительных? Ответ иллюстрировать. К каким существительным данный прием не может быть применен?

7. Какой методический прием используется для правильного написания окончаний прилагательных и причастий? Ответ иллюстрировать. Правописание каких глагольных морфем зависит от типа спряжения?

8. Просклонять любое существительное, ставя падежные вопросы.

9. Какое из слов, образующих словообразовательную пару, называется производным, а какое – производящим?



10. Описать алгоритм словообразовательного анализа. Проиллюстрировать его применение.

11.Перечислить явления морфемного шва.

12.Какие прилагательные называются отыменными? От чего зависит написание Н и НН в отыменных прилагательных?.

13.Изложить правила написания Н и НН в полных отыменных прилагательных.

14. Изложить правила написания Н и НН в кратких формах прилагательных.
III модуль

1.Какой методический прием позволяет выявить подчинительные связи между словами? Какое из слов является главным, а какое зависимым?

2.Дать определения а) согласования, б) управления, в) примыкания.

3. С помощью какого методического приема различают согласование и управление?

4. Доказать, что прилагательное согласуется с существительным, Ане существительное с прилагательным

5. Чем отличается согласование и управление от примыкания?

6. Какие слова и формы слов примыкают и почему?

7. Какие члены предложения оцениваются как компоненты грамматической основы двусоставного предложения? Почему? Назвать их формальные признаки.

8. Перечислить типы сказуемых. Описать их структуры. Чем отличается составное сказуемое от простого?

9. Назвать глаголы связки, входящие в составное именное сказуемое.

10. Назвать вспомогательные глаголы, входящие в составное глагольное сказуемое.

11. Что такое второстепенные члены предложения? Чем они отличаются от главных?

12. Чем различаются между собой второстепенные члены предложения?

13. Описать значение второстепенных членов предложения? Какой методический прием используется для выявления этих значений?

14. Чем различаются формы косвенных падежей существительного в функциях дополнения и несогласованного определения? Как влияет семантика главного слова на синтаксическую функцию косвенного падежа существительного?

15. На какие вопросы отвечают обстоятельства образа действия? места? времени? причины? цели? уступки? условия? меры и степени?
II семестр

IV модуль

1. В чем состоит семантическое и формальное различие между действительными и страдательными причастиями?

2.Почему от непереходных глаголов не образуются страдательные причастия?

3.Почему от глаголов совершенного вида не образуются причастия настоящего времени?

4.От какой глагольной основы образуются причастия настоящего времени? прошедшего? Как найти эти основы?

5.Чем определяется выбор суффиксов у причастий настоящего времени?

6.От каких глаголов страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффикса –ЕНН-? Проиллюстрировать.


7.Как отличить отглагольные прилагательные от омонимичных им причастий? Дать алгоритм анализа.

8.Изложить правила употребления Н и НН в причастиях.

9.на какие две группы делятся правила, регулирующие употребление Н и НН в прилагательных?

10.В чем состоит принципиальное различие между правилами написания Н и НН в отыменных и в отглагольных прилагательных?

11.Изложить правила употребления Н и НН в отглагольных прилагательных.

12.Как отличить прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного, от омонимичных им причастий?

13.Есть ли у отглагольных прилагательных и причастий суффиксы – АН (ЯН), АНН (ЯНН)? Докажите.

14.Перечислить компоненты простого предложения. Назвать основные способы осложнения простого предложения.

15.Что такое обособление? Почему неправильно выражение «обособить запятыми»?

16.Изложить грамматические правила обособления согласованных определений.

V модуль

1. Какие неспрягаемые формы называют деепричастиями?

2. Как образуются деепричастия? Сколько деепричастий можно образовать от одного глагола?

3. Изложить правила обособления обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

4. Изложить правила обособления обстоятельств, выраженных предложными оборотами. Какими предлогами они могут вводиться?

5. При каком условии обстоятельство является уточняющим? Привести примеры.

6. Назовите союзы при обстоятельствах, выраженных сравнительными оборотами.

7. Что влияет на постановку знаков препинания с оборотами, вводимыми союзом КАК? Ответ иллюстрировать.

8. Изложить правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными. С причастиями.

9. Как влияет наличие /отсутствие зависимых слов на слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, причастиями и наречиями на –О?

10. Что такое противопоставление совместимых и несовместимых признаков? Как эти два вида противопоставления влияют на написание НЕ с прилагательными?

11. Изложить правила правописания НЕ и НИ с местоимениями и местоименными наречиями

12. Изложить правила, регулирующие слитное/раздельное написание НЕ и НИ с местоимениями.

13. Доказать, что в сочетаниях «не кто иной, как» и « не что иное, как» НЕ надо писать раздельно.

14.Описать синтаксическую структуру предложений, в которых частица НИ усиливает утверждение.

15. Описать отличительные особенности предложений, в которых частица НЕ усиливает утверждение.

VI модуль

1. Что положено в основу деления сложных предложений на три структурных типа?

2. В чем состоит основное правило постановки знаков препинания в сложном предложении?

3. Назвать компоненты сложноподчиненного предложения. Что является формальным признаком придаточной части?

4. Какому разделу грамматики принадлежит термин союзное слово? При каком виде анализа им пользуются? Какие слова знаменательных частей речи могут выполнять функцию союзных слов?

5. Функцию каких членов предложения выполняют союзные слова? Ответ иллюстрировать.

6. Какие вопросы ставятся к придаточным предложениям цели? причины? уступки? условия?

7. Назвать причинные союзы.

8. Назвать условные союзы и подчинительный союз со значением следствия.

9. Назвать средства связи придаточных уступительных.

10. Какие знаки препинания могут стоять между частями сложного бессоюзного предложения? Чем определяется выбор знака препинания в сложном бессоюзном предложении?

11. Какие методические приемы позволяют выявить характер отношений между частями сложного бессоюзного предложения?

12. Какие отношения между частями сложного бессоюзного предложения передаются на письме двоеточием? Ответ проиллюстрировать.

13. Назвать случай постановки двоеточия в простом предложении.

14. Какие отношения между частями сложного бессоюзного предложения передаются на письме постановкой тире? Ответ проиллюстрировать

15. Какими знаками препинания передаются на письме пояснительные отношения в простом предложении? в сложном бессоюзном предложении?
IV/ Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная

1. Ахметзакиева Л.А. Практикум по орфографии и пунктуации:учебно-методический комплекс.-Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2010, – 40 с

2.Белик Э.В. Орфографический словарь современного русского языка: 70000 слов/Э.В. Белик. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 767 с

3.Кузнецова Т.В. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка: Учеб. Пособие для студ. ф-та рус. слов-ти. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009.

4.Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]/ [гл. ред. В. Н. Ярцева]. - Москва: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

5.Лингвистика и школа- IV. К 90-летию со дня рождения Михаила Викторовича Панова (1920 – 2001) [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Л.Б. Парубченко. – Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2011. – 223 с. Статьи, например: Перфильева Н.П. Интонационный принцип пунктуации или обучения пунктуации? С. 126-133, а также Леоновой, Логиновой, Шкуропацкой