Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2685

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Розенталь, Д. В. Справочник по правописанию и литературной правке/Д. Э. Розенталь; под ред. И. Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 361 с.

7.Русский язык [Электронный ресурс]: энциклопедия. – М.: Хорошая погода, 2008.

8. Современный русский язык: учебник для филологических специальностей вузов /В. А. Белошапкова, В. Н. Белоусов, Е. А. Брызгунова и др.; под ред. В. А. Белошапковой. – М.: Альянс, 2011. – 926 с. .
Дополнительная литература (к каждой теме):

Материалы по орфографии современного русского языка: Учебное пособие / Колл. авторов.; Отв. ред. Л. М. Овдей, М. А. Леоненко – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 156 с.

Материалы по пунктуации современного русского языка: Учебное пособие / Колл. авторов.; Отв. ред. М. А. Леоненко, Н. Т. Окатова. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. – 272 с.

.Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе; Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590с

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под. Ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. – 480 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.knigafund.ru/books/114200/read Заика В.И. Орфография и пунктцация: Правила и практикум: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ / В.И. Заика, Г.Н. Гиржева. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 160 с.

  2. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/269/62269/32199 Никонова М.Н. Современный русский язык: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 164 с.

  3. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/851/77851/58826 Русский язык: Теоретическое описание: учебное пособие для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» / Д.А. Галай, Н.В. Гутова, И.Л. Замяткина и др.; Под ред. А.А. Курулёнка, Е.Д. Черневой. – Куйбышев: Барабинская типография, 2012. – 191 с.

  4. http://window.edu.ru/library/pdf2txt/852/77852/58827 Русский язык: Практический анализ: методическое пособие для студентов специальности 050301 "Русский язык и литература" / Д.А. Галай, И.Л. Замяткина, И.В. Зензеря и др.; Под ред. А.А. Курулёнка, Д.А. Галая. - Куйбышев: Барабинская типография, 2012. - 115 с.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)



ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДВФУ

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине «Практикум по орфографии и пунктуации»

031000.62 - «Филология»




г. Владивосток

2011
Модуль I. Глагол. Спрягаемые формы.
Занятие 1. Глагол. спрягаемые формы глагола, морфемная структура глагола (4 час.).

Система спрягаемых форм глагола.

Глагольные основы; методика выделения основы инфинитива и основы настоящего времени.

Типы спряжения глаголов.

Методика разграничения глаголов I и II типов спряжения (алгоритм).

Правописание личных окончаний глагола.

Практическая часть

1. Подберите инфинитив к глаголам, составляющим видовую пару, определите тип спряжения; выделите личные окончания, укажите лицо и число. Подготовьте устный рассказ о правописании безударных личных окончаний глаголов.

Образец: утеша-ем (1 лицо, мн. ч.)—утешать (I спр.); утеш-им (1 лицо, мн. ч.)—утешить (II спр.).

Решимся — решаемся, обидишься—обижаешься, отличает— отличит, отпускает—отпустит, оставляем—оставим, уступаешь— уступишь, кончают—кончат, объявляем—объявим, совершить— совершаешь, заставляем — заставим, отделяются — отделятся, прекращаете—прекратите, расширяем—расширим, уделяете— уделите, повысишь—повывгаешь, улучшаем—улучшим, отойдут— отходят, ляжем — ложимся, обидите—обижаете, уточнишь — уточняешь, заполняем—заполним, нарушат—нарушают, отличает— отличит, смените—сменяете, ударит—ударяет, отойдёшь—отходишь, отложите—откладываете.

2.Вставьте пропущенные буквы, определите тип спряжения глаголов, выделите личные окончания, укажите лицо и число.

Отряд отправляется в лес, и ты отправля...шься с ним. 2. Если получа...шь журнал, то получ...шь и приложение. 3. Как вый...те из леса, выход...те прямо на шоссе. 4. Он всегда привоз...т книги—привезёт и сегодня. 5. Брат утеша...т сестрёнку, но никак не утеш...т. 6. Он никого не обиж...т, не обид...т и тебя. 7. Машины очища...т от снега железнодорожные пути; когда они их очист...т, двин...тся поезда.

  1. Когда вывод...шь формулу, будь внимателен, иначе вывед...шь её неверно. 9. Нападающий гон...т мяч уверенно, так как гоня...т его уже третий сезон. 10. Ты ничего не слыш...шь, потому что не слуша...шь.


Ты вид...шь, что там видне...тся вдали? 12. Как ни заставляем мебелью эту комнату, а всё не застав...м так, как хочется. 13. Мы расширя...м этот участок, а когда расшир...м, то начнём застраивать.

3. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего или простого будущего времени, выделите окончания, определите лицо и число, объясните правописание безударных гласных в окончании глагола.

Хозяин каждый вечер (холить, нелсить, лечить) стайку яблонь и кудрявых груш (Татьян.). 2. (Катиться) степной, обычный гром, но уже (визжать, скрежетать) мины (С. Орл.). 3. Белым пухом (сыпать) тополя (С. Орл.). 4. Мне снова (мерещиться) скалы, руины (С. См.).

Здесь лаврами (колыхаться) листва (В. Карп.). 6. Вообще не (клеиться) мой фельетон (Чех.). 7. Если вас не (быть), то актёры (обидеться) (Чех.). 8. А тут человек душой (маяться), да какой человек! (Чех.). 9. Вас (читать, любить, хвалить), ваши пьесы (ставиться) и (смотреться) (Чех.). 10. Метель в поле с визгом (стелиться) по земле, а в городе (метаться) в тесном тупике, как заблудившаяся (Вс. Кочет.).

  1. (Дремать) хаты, (гаснуть) день. 12. Иль (выскользнуть) эта змея у меня из рук, иль меня (задушить) самого (Тург.). 13, Скоро сказка (сказываться), да не скоро дело (делаться) 14. Пламя (рдеть), пламя (пыхать), искры (брызгать) и (лететь), а на них прохладой (дышать) из-за речки тёмный сад (Тютч.) 15. Еще в полях (белеть) снег, а воды уж весной (шуметь)—(бежать) и (будить) сонный брег, (бежать) и (блестеть) и (гласить) (Тютч.). 16. Море ... и (бунтовать), и (клокотать), (хлестать), (свистать) и (реветь) ... (Тютч.). 17. За окном (хлестать) дождь, ты (слышать), как (кудахтать) на насесте куры, (мурлыкать) сонно на лежанке кот (Сол.). 18. Отец (вырастить) жеребёнка, и конь (вырасти) на славу. 19. Едва (брезжиться), а мать уже (хлопотать) по дому (Шол.). 20. Утро (брезжить), а дождик всё (брызгать).


Литература: Литневская, раздел Морфология (глагол).

Занятие 2. Правописание спрягаемых форм глагола и инфинитива (4 час.).

Морфемный анализ глагольных форм. Методика морфемного анализа глагольных форм.

Правописание форм повелительного наклонения. Морфемный состав форм 2 л. мн.ч. изъявительного наклонения и 2 л. мн.ч. повелительного наклонения (реш-ите, реши-те; пиш-ете, пиш-ите).

Методика разграничения форм инфинитива и 3 л. ед.ч. изъявительного наклонения возвратных глаголов (постановка вопроса, возможность замены форм 3лица е.ч. спрягаемой формой среднего рода).


Морфемный состав основы инфинитива. Правописание суффиксов инфинитива: -ОВА, -ЫВА; -Е, -И; -ЕНЕ (ТЬ), -ЕНИ (ТЬ).

Практическая часть

1.Образуйте от данных глаголов форму 2-го лица множественного числа настоящего или будущего времени и форму 2-го лица множественного числа повелительного наклонения. Выделите в первой форме окончание, определите тип спряжения; во второй форме выделите формообразующий суффикс и окончание множественного числа. Отметьте глаголы, которые имеют особую форму повелительного наклонения. Образец: вспахатьвспаш-ете (I спр.)вспаш-и-те.

Стукнуть, выслать, подышать, вынести, прыгнуть, отпилить, похлопотать, лечь, класть, окликнуть, вымести, выполоть, ехать, бежать, выйти, ходить, расколоть, указать, смотреть, потерпеть, заглянуть, торопиться, подарить, поддержать, крикнуть, вывести, разбудить, свиснуть, носить, привыкнуть, расписаться, брызнуть, вычесть, выдернуть, сказать, выскользнуть, выпрыгнуть, положить, искать, писать, доказать, взглянуть, бороться, выбрать, умолкнуть.
2.Образуйте от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов ИВА- / -ЫВА- глаголы несовершенного вида, составьте с ними словосочетания.

Захлебнуться, записать, выиграть, запугать, вспахать, захватить, оглянуться, втянуть, воспитать, высказать, окутать, покачать, захлопнуть, откусить, завоевать, испытать, смешать, показать, оправдать, возделать, предсказать, придумать, вздрогнуть, задуматься.

3. От данных существительных образуйте глаголы с суффиксом -ОВА- / ЕВА-, составьте с ними словосочетания.

Команда, польза, расход, зависть, волнение, горе, беседа, участие, сочувствие, проба, исследование, атака, вражда, действие, шествие, путешествие, след, радость, присутствие, содействие.

4. Напишите словарный диктант, объясните правописание суффиксов ОВА- / -ЕВА-, -ЫВА- / -ИВА-.

Запазд...вать, заведовать, развед...вать, команд...вать, размежёв...вать, ухаж...вать, обслед...вать, закап...вать, гор...вать, обрад...вать, завид...вать, навед...ваться, потч...вать, отта...вать, проповед...вать, гарц...вать, танц...вать, облиц...вать, похаж...вать, размеж...вать, корч...вать, развед...вать, застра...вать, обусловл...вать, обур...вать, вытяг...вать, настораживаться, успока... вать, коч...вать, группир...ваться.