Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2745
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Раздел II.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тире в простом неосложненном предложении
1. Тире между подлежащим и сказуемым
Задание 1. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены, объясните постановку тире. Устно назовите все случаи, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Музыка – могучий источник мысли (Сух.). 2. Услуга в дружбе – вещь святая (Кр.). 3. Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения (учеб.). 4. Ведь жалость – сестра презрения (Купр.). 5. Любовь и деятельность – счастье (Л.Т.). 6. Завтра эти школьники – инженеры, врачи, учителя (газ.). 7. Верить сплетням – удел неумных женщин (Пауст.). 8. Наша задача – укреплять Родину (Н. Остр.). 9. Отнять у человека любимое дело – все равно что птице крылья отрезать (посл.). 10. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! (Ч.). 11. Понять – значит простить. 12. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга (Герц.). 13. Двадцать семь лет неудач – пустяки, если мир в честь любви украсили флаги (Я. Смел.). 14. Чтение – вот лучшее учение (П.). 15. Ведь бросить семью – это значит думать только о себе (Бун.). 16. Один в поле не воин – устаревшая пословица (Пауст.). 17. Десять, умноженное на три, – тридцать. 18. Самое важное в походе – уметь предохранить спички от сырости (Арс.). 19. Жертва – это ответ невинного за ошибку другого (Пришв.). 20. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Брюс.). 21. Посейдон – в древнегреческой мифологии бог морей (учеб.). 22. Жизнь прожить – не поле перейти (посл.).
Задание 2. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
Наш дар бессмертный речь (Бун.). 2. Венера самое яркое небесное тело после Солнца и Луны. (Андр.). 3. Соловей несравненный мастер, артист; дрозд художник, композитор. Его вечерние песни похожи на вдохновенное творчество (К.Давыдов). 4. Безумство храбрых вот мудрость жизни (М. Г.). 5. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе (А.Н.Т.). 6. Заставить рассмеяться аудиторию наполовину убедить ее в своей правоте (Д.Лихачев). 7. Нравственность это разум сердца (Г.Гейне). 8. Лучшее в добрых делах это желание их утаить (Б. Паскаль). 9. Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно (П.). 10. Побеждать глупейшее занятие. Не победить, а убедить вот что достойно славы (В. Гюго). 11. Обучать значит вдвойне учиться (Ж. Жубер). 12. Скрытничать перед ней это был бы грех (Л.Т.). 13. Век мой яд мой, век мой вред мой, век мой враг мой, век мой ад (Цвет.). 14. Юность моя удалая цоканье звонких копыт (А.Жар.). 15. Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперед (М. Алиг.). 16. Талант великих душ талант узнавать великое в других людях (В. Карамзин). 17. Он и граф пятак пара (Ч.). 18. Расставанья и встречи две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Евг. Долмат.). 19. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас величайший дар, доставшийся нам от детства (Пауст.).
Задание 3. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.
Расставьте знаки препинания.
1. Противоречить моя врожденная страсть… (Лерм.). 2. Критика это целеустремленный напряженный мозг искусства. Критика составляющая часть искусства (А.Твард.). 3. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (И.Сельвинский). 4. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Л.Кондырев). 5. Гриб в природе это архитектурное творение (Пришв.). 6. Идти на шестерке без руля под двумя веслами дело не очень простое (Л.Соб.). 7. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твард.). 8. В лесных тенях разведчик тень, в снегу он словно снег (Н.Тихонов). 9. Сейчас он хочет помочь нам, и оттолкнуть его значит навредить себе (Ю.Крым.). 10. Она сказала Круглову: «Главная задача искусства подымать в людях чувство собственного достоинства (В.Кетл.). 11. Мир это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков. Разнообразие принцип, лежащий в основе жизни (Е.Вин.). 12. Избавить мир, планету от чумы вот гуманизм! И гуманисты мы (Инб.). 13. Чай пить не дрова рубить (посл.). 14. Пять лет после Хельсинки годы борьбы за мир, безопасность, сотрудничество (газ.). 15. Двое людей, он и она, шли рядом: он молодой человек в темной комбинезоне, она молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье (Л.Соб). 16. Долг наш защитить крепость до последнего нашего издыхания (П.). 17. Противника изучить ключ к победе добыть (посл.). 18. Кавказ с самолета каменные судороги земли (Ф.Абр.).
Задание 4. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, указывая, чем выражены главные члены предложения. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
I
1.Самое прекрасное слово на земле мама (З. Воскрес.). 2. Главный герой повести «Золотая роза» Константина Паустовского творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя (А. Петр.). 3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость… (Забол.). 4. Книги лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни (А. Доде). 5. Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твард.). 6. Чтение лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная (П.). 7. Переводчики почтовые лошади просвещения (П.). 8. Сухая, крепкая осень самое лучшее, поэтическое время года, и только одним охотникам доступна эта поэзия осенних листьев. Да, бродить по лесу с ружьем в это время редкое и единственное удовольствие (М-С.). 9. Наша литература наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией (М.Г.). 10. Язык у народа свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения (Н.Лобач.). 11. Мозаика вечерних огней одно из чудес Москвы (Б.Евг.). 12. Черные вороны санитары леса (М.Дем.). 13. Музыка, воображение, фантазия, сказка, творчество такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы (Сухомл.). 14. Школа колыбель народа, колыбель духа и культуры народной (Сухомл.). 15. Двадцатый век время научного синтеза (И.Шев.). 16. Повалил крупный снег, каждая снежинка чуть не с ладонь (Ю.Наг.). 17. Мать от радости прослезилась, а отец хоть бы что! (Крут.). 18. Один в поле не ратник (посл.). 19. Слово не стрела, а хуже стрелы разит (посл.).
II
1.Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне (Щип.).2. Юрта как юрта, вроде бы ничем особенным не примечательная (газ.). 3. Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Слад.). 4. Ласковое слово что весенний день (посл.). 5. Поэзия моя держава, я вечно подданный ее (М.Свет.). 6. Кто ты? О, кто ты?.. (Пауст.). 7. Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М.Г.). 8. Земля велика и прекрасна (Ч.). 9. Мода прошлых лет далека и одновременно на удивление близка нам (газ.). 10. Детская любовь лучшая награда учителю (Сераф.). 11. И песня, и стих это бомба и знамя (Маяк.). 12. Правильное воспитание это счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми (Макар.). 13. Говорить с вами только слова тратить (Н.Остр.). 14. Риск благородное дело (посл.). 15. Свой глаз алмаз (посл.).
16.Думать и стараться понять окружающее отныне моя цель (Н. Миклухо— Маклай). 17. О том, что отыскать егеря в Подевятье дело сложное, Воронцов узнал от старухи, перевозившей его через През (Ю.Нагиб.). 18. Традиция русской литературы о детстве видеть истинное становление человека не в одном лишь его личном самоутверждении, а прежде всего в упрочении внутренних, духовных связей с людьми (В.Рыб.). 19. Известно всем, что дважды два четыре, но первому, кто это вывел это в мире, какая радость разум обожгла! (С.Орл.). 20. Площадь этой комнаты двадцать четыре квадратных метра.
Задание 5. Найдите главные члены предложения, определите средства их выражения. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
1. Кит крупнейшее на Земле млекопитающее. Судите сами. Гренландский кит: длина восемнадцать метров, вес сто тонн, размах лопастей хвоста шесть метров, вместимость желудка тысяча литров, параметры сердца метр на метр (газ.). 2. Самый большой в мире алмаз был найден в Южной Африке. Его масса 3026 карат (газ.). 3. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге (Арс.). 4. Вода настолько прозрачна, что дно как на ладони. 5. Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два стеариновая свечка (Тург.). 6. Цель наша правду отстоять, мир для людей (С.Мих.). 7. Какой у вас тут воздух прелестный! (В.Вер.). 8. Закон как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет (посл.). 9. И в то же время замечал, что он не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М.Г.). 10. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом (Ч.). 11. Семенов, по-видимому, хороший специалист. 12. «Дети взрослые, все при деле. Сын охотник, одна дочь учительница, младшая на бухгалтера выучилась» - рассказывает охотник-тунгус (газ.). 13. Какой чудак этот ваш Антон Антоныч! (В.Вер.). 14. Что это? Что это, я вас спрашиваю? (Шмел.). 15. Грач, конечно,
птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет (Пауст.). 16. «Вы хозяин?» - спросил меня чиновник (Шмел.). 17. Отказаться значило прослыть трусом (Пришв.). 18. Он знает: ошибка шаг к истине. Главное вовремя поддержать возникшее усилие мысли (газ.). 19. Почти все паромщики люди словоохотливые, острые на язык и бывалые (Пауст.). 20. Знание орудие, а не цель (Л.Т.). 21. А моя мать степь широкая, мой отец небо далекое; они меня воспитали, кормили, поили, ласкали (Лерм.). 22. Весна время планов и предположений (Л.Т.). 23. Листать не спеша лоцию все равно что путешествовать (Песк.). 24. Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела большое счастье (Пауст.).
Задание 6. Подчеркните главные члены в каждом предложении, объясните отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Устно назовите все случаи, когда между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
Славное место эта долина (Лерм.). 2. Писательство не ремесло и не занятие. Писательство – призвание (Пауст.). 3. Следы на песку как красивое обещание (Песк.). 4. Мирская молва что морская волна (посл.). 5. Костя у них сейчас вроде как знамя (П.Нилин). 6. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии (Лерм.). 7. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего (М.Г.). 8. Географы, как я замечал, всегда странные люди… (Пришв.). 9. «Твоя сестра разве учительница?» - «Да, филолог. Брат тоже учитель. Физик» (газ.). 10. …Но ведь и моя жизнь тоже как озеро (Пришв.). 11. Брат давно хирург (газ.). 12. Сегодня месяц как светлый серп (Г.). 13. Бедность не порок (посл.). 14. Варвара мне тетка, а правда сестра (посл.). 15. Книга всегда подарок. 16. Поэзия не мирная молельня (Е.Евтушенко). 17. Глаза что синие озера. 18. Доверие всегда самый дорогой подарок (посл.). 19. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Т.). 20. Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.). 21. Дело труба. 22. Заря как пожар на снегу (Ес.). 23. Эта книга чья? 24. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 25. Земля велика и прекрасна (Ч.). 26. Вишневый сад мой! (Ч.). 27. Небо без единого облачка. 28. Отец у меня хороший человек. 29. Большая умница ваш профессор. 30. Попытка не пытка, а спрос не беда (посл.).
Задание 7. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены. Поставьте, где необходимо, тире между главными членами и объясните пунктуацию.
1. О решенном говорить только путать (М.Г.). 2. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Пауст.). 3. Поэзия моя держава, я вечный подданный ее (М.Свет.). 4. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет (Евт.). 5. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (В.Фед.). 6. Электрический свет словно жидкий янтарь (Я.Смел.). 7. Увы, я не пророк. Я лишь поэт, который славит время (Луг.). 8. Россия теперь не убогая нищенка, не странник, стоящий и ждущий подачки, Россия теперь не весенняя вишенка, и нет на земле государства богаче (В.Боков). 9. Ненависть сердца последний холод (Эренб.). 10. Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.). 11. Человек неученый что топор неточеный (посл.). 12. Без дела жить только небо коптить (посл.). 13. Хлеб в пути не тяжесть (посл.). 14. Конный пешему не попутчик (посл.). 15. Наш девиз не бояться трудностей (газ.). 16. Нерль вблизи замечательная река (газ.). 17. Ртуть тоже металл (учеб.). 18. Зубр, действительно, редкий зверь. 19. Век прожить не нитку исшить (посл.). 20. Голод, как известно, лучший повар. 21. Молодость не грех, да и старость не смех (посл.). 22. Пруд как изумруд, только берег крут (С.Марш.). 23. Помнить значит предвидеть. 24. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха (Март.). 25. Для школы семья, несомненно, первый учитель ребенка (Макар.). 26. Освобождение себя от труда есть преступление (Тург.). 27. Волосы словно настоящий шелк, глаза как две незабудки. 28. Все пороки, как известно, плоды невежества (В. Карамзин). 29. Какое счастье сына обнимать! (Евг.Долмат.). 30. После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К.Фед.). 31. Выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года, согласитесь, это не великодушно (Ч.). 32. Ребятишки ведь это люди в будущем. Их надо уметь ценить, надо любить (М.Г.). 33. Грушницкий юнкер…(Лерм.). 34. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней (Некр.). 35. Ведь, если вдуматься, человек весьма несовершенное существо (Инб.). 36. Боец без шапки не боец. Как без ремня (Твард.). 37. Я поблагодарил его и сказал, что Севастополь, очевидно, город чудес (Пауст.). 38. Индюшка птица нежная (Ч.). 39. Но память тоже сила, и я ее без боя не отдам (М.Алиг.).
Задание 8. Подчеркните главные члены в каждом предложении и поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните пунктуацию при стечении знаков.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Тире в простом неосложненном предложении
1. Тире между подлежащим и сказуемым
Задание 1. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены, объясните постановку тире. Устно назовите все случаи, когда между подлежащим и сказуемым ставится тире.
Музыка – могучий источник мысли (Сух.). 2. Услуга в дружбе – вещь святая (Кр.). 3. Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения (учеб.). 4. Ведь жалость – сестра презрения (Купр.). 5. Любовь и деятельность – счастье (Л.Т.). 6. Завтра эти школьники – инженеры, врачи, учителя (газ.). 7. Верить сплетням – удел неумных женщин (Пауст.). 8. Наша задача – укреплять Родину (Н. Остр.). 9. Отнять у человека любимое дело – все равно что птице крылья отрезать (посл.). 10. Поймать ерша или окуня – это такое блаженство! (Ч.). 11. Понять – значит простить. 12. Природа и наука – два вогнутые зеркала, вечно отражающие друг друга (Герц.). 13. Двадцать семь лет неудач – пустяки, если мир в честь любви украсили флаги (Я. Смел.). 14. Чтение – вот лучшее учение (П.). 15. Ведь бросить семью – это значит думать только о себе (Бун.). 16. Один в поле не воин – устаревшая пословица (Пауст.). 17. Десять, умноженное на три, – тридцать. 18. Самое важное в походе – уметь предохранить спички от сырости (Арс.). 19. Жертва – это ответ невинного за ошибку другого (Пришв.). 20. Без тебя я – звезда без света. Без тебя я - творец без мира (Брюс.). 21. Посейдон – в древнегреческой мифологии бог морей (учеб.). 22. Жизнь прожить – не поле перейти (посл.).
Задание 2. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
Наш дар бессмертный речь (Бун.). 2. Венера самое яркое небесное тело после Солнца и Луны. (Андр.). 3. Соловей несравненный мастер, артист; дрозд художник, композитор. Его вечерние песни похожи на вдохновенное творчество (К.Давыдов). 4. Безумство храбрых вот мудрость жизни (М. Г.). 5. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе (А.Н.Т.). 6. Заставить рассмеяться аудиторию наполовину убедить ее в своей правоте (Д.Лихачев). 7. Нравственность это разум сердца (Г.Гейне). 8. Лучшее в добрых делах это желание их утаить (Б. Паскаль). 9. Презирать суд людей нетрудно, презирать суд собственный невозможно (П.). 10. Побеждать глупейшее занятие. Не победить, а убедить вот что достойно славы (В. Гюго). 11. Обучать значит вдвойне учиться (Ж. Жубер). 12. Скрытничать перед ней это был бы грех (Л.Т.). 13. Век мой яд мой, век мой вред мой, век мой враг мой, век мой ад (Цвет.). 14. Юность моя удалая цоканье звонких копыт (А.Жар.). 15. Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперед (М. Алиг.). 16. Талант великих душ талант узнавать великое в других людях (В. Карамзин). 17. Он и граф пятак пара (Ч.). 18. Расставанья и встречи две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье (Евг. Долмат.). 19. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас величайший дар, доставшийся нам от детства (Пауст.).
Задание 3. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.
Расставьте знаки препинания.
1. Противоречить моя врожденная страсть… (Лерм.). 2. Критика это целеустремленный напряженный мозг искусства. Критика составляющая часть искусства (А.Твард.). 3. Быть счастливым это ведь и значит не бывать несчастным (И.Сельвинский). 4. Пробуждать на борьбу сердца это лучший удел певца (Л.Кондырев). 5. Гриб в природе это архитектурное творение (Пришв.). 6. Идти на шестерке без руля под двумя веслами дело не очень простое (Л.Соб.). 7. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь (Твард.). 8. В лесных тенях разведчик тень, в снегу он словно снег (Н.Тихонов). 9. Сейчас он хочет помочь нам, и оттолкнуть его значит навредить себе (Ю.Крым.). 10. Она сказала Круглову: «Главная задача искусства подымать в людях чувство собственного достоинства (В.Кетл.). 11. Мир это лес, в котором нет и двух одинаковых листочков. Разнообразие принцип, лежащий в основе жизни (Е.Вин.). 12. Избавить мир, планету от чумы вот гуманизм! И гуманисты мы (Инб.). 13. Чай пить не дрова рубить (посл.). 14. Пять лет после Хельсинки годы борьбы за мир, безопасность, сотрудничество (газ.). 15. Двое людей, он и она, шли рядом: он молодой человек в темной комбинезоне, она молодая, очень хорошенькая девушка в цветастом платье (Л.Соб). 16. Долг наш защитить крепость до последнего нашего издыхания (П.). 17. Противника изучить ключ к победе добыть (посл.). 18. Кавказ с самолета каменные судороги земли (Ф.Абр.).
Задание 4. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, указывая, чем выражены главные члены предложения. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
I
1.Самое прекрасное слово на земле мама (З. Воскрес.). 2. Главный герой повести «Золотая роза» Константина Паустовского творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя (А. Петр.). 3. В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость… (Забол.). 4. Книги лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни (А. Доде). 5. Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека (Твард.). 6. Чтение лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная (П.). 7. Переводчики почтовые лошади просвещения (П.). 8. Сухая, крепкая осень самое лучшее, поэтическое время года, и только одним охотникам доступна эта поэзия осенних листьев. Да, бродить по лесу с ружьем в это время редкое и единственное удовольствие (М-С.). 9. Наша литература наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией (М.Г.). 10. Язык у народа свидетельство его образованности, верное доказательство степени его просвещения (Н.Лобач.). 11. Мозаика вечерних огней одно из чудес Москвы (Б.Евг.). 12. Черные вороны санитары леса (М.Дем.). 13. Музыка, воображение, фантазия, сказка, творчество такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои духовные силы (Сухомл.). 14. Школа колыбель народа, колыбель духа и культуры народной (Сухомл.). 15. Двадцатый век время научного синтеза (И.Шев.). 16. Повалил крупный снег, каждая снежинка чуть не с ладонь (Ю.Наг.). 17. Мать от радости прослезилась, а отец хоть бы что! (Крут.). 18. Один в поле не ратник (посл.). 19. Слово не стрела, а хуже стрелы разит (посл.).
II
1.Любовь не вздохи на скамейке и не гулянье при луне (Щип.).2. Юрта как юрта, вроде бы ничем особенным не примечательная (газ.). 3. Каждый кленовый лист как дождевая тучка! (Слад.). 4. Ласковое слово что весенний день (посл.). 5. Поэзия моя держава, я вечно подданный ее (М.Свет.). 6. Кто ты? О, кто ты?.. (Пауст.). 7. Мы с мужем люди небогатые, но образованные (М.Г.). 8. Земля велика и прекрасна (Ч.). 9. Мода прошлых лет далека и одновременно на удивление близка нам (газ.). 10. Детская любовь лучшая награда учителю (Сераф.). 11. И песня, и стих это бомба и знамя (Маяк.). 12. Правильное воспитание это счастливая старость, плохое воспитание это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми (Макар.). 13. Говорить с вами только слова тратить (Н.Остр.). 14. Риск благородное дело (посл.). 15. Свой глаз алмаз (посл.).
16.Думать и стараться понять окружающее отныне моя цель (Н. Миклухо— Маклай). 17. О том, что отыскать егеря в Подевятье дело сложное, Воронцов узнал от старухи, перевозившей его через През (Ю.Нагиб.). 18. Традиция русской литературы о детстве видеть истинное становление человека не в одном лишь его личном самоутверждении, а прежде всего в упрочении внутренних, духовных связей с людьми (В.Рыб.). 19. Известно всем, что дважды два четыре, но первому, кто это вывел это в мире, какая радость разум обожгла! (С.Орл.). 20. Площадь этой комнаты двадцать четыре квадратных метра.
Задание 5. Найдите главные члены предложения, определите средства их выражения. Расставьте знаки препинания в соответствии с правилами пунктуации.
1. Кит крупнейшее на Земле млекопитающее. Судите сами. Гренландский кит: длина восемнадцать метров, вес сто тонн, размах лопастей хвоста шесть метров, вместимость желудка тысяча литров, параметры сердца метр на метр (газ.). 2. Самый большой в мире алмаз был найден в Южной Африке. Его масса 3026 карат (газ.). 3. Конец августа и начало сентября самое интересное время в тайге (Арс.). 4. Вода настолько прозрачна, что дно как на ладони. 5. Мужчина может, например, сказать, что дважды два не четыре, а пять или три с половиной; а женщина скажет, что дважды два стеариновая свечка (Тург.). 6. Цель наша правду отстоять, мир для людей (С.Мих.). 7. Какой у вас тут воздух прелестный! (В.Вер.). 8. Закон как паутина: шмель проскочит, а муха увязнет (посл.). 9. И в то же время замечал, что он не господин в своем доме, а лишь составная часть его (М.Г.). 10. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом (Ч.). 11. Семенов, по-видимому, хороший специалист. 12. «Дети взрослые, все при деле. Сын охотник, одна дочь учительница, младшая на бухгалтера выучилась» - рассказывает охотник-тунгус (газ.). 13. Какой чудак этот ваш Антон Антоныч! (В.Вер.). 14. Что это? Что это, я вас спрашиваю? (Шмел.). 15. Грач, конечно,
птица умная и самостоятельная, но голоса у нее нет (Пауст.). 16. «Вы хозяин?» - спросил меня чиновник (Шмел.). 17. Отказаться значило прослыть трусом (Пришв.). 18. Он знает: ошибка шаг к истине. Главное вовремя поддержать возникшее усилие мысли (газ.). 19. Почти все паромщики люди словоохотливые, острые на язык и бывалые (Пауст.). 20. Знание орудие, а не цель (Л.Т.). 21. А моя мать степь широкая, мой отец небо далекое; они меня воспитали, кормили, поили, ласкали (Лерм.). 22. Весна время планов и предположений (Л.Т.). 23. Листать не спеша лоцию все равно что путешествовать (Песк.). 24. Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела большое счастье (Пауст.).
Задание 6. Подчеркните главные члены в каждом предложении, объясните отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Устно назовите все случаи, когда между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
Славное место эта долина (Лерм.). 2. Писательство не ремесло и не занятие. Писательство – призвание (Пауст.). 3. Следы на песку как красивое обещание (Песк.). 4. Мирская молва что морская волна (посл.). 5. Костя у них сейчас вроде как знамя (П.Нилин). 6. Страсти не что иное, как идеи при первом своем развитии (Лерм.). 7. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из чудес, сотворенных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего (М.Г.). 8. Географы, как я замечал, всегда странные люди… (Пришв.). 9. «Твоя сестра разве учительница?» - «Да, филолог. Брат тоже учитель. Физик» (газ.). 10. …Но ведь и моя жизнь тоже как озеро (Пришв.). 11. Брат давно хирург (газ.). 12. Сегодня месяц как светлый серп (Г.). 13. Бедность не порок (посл.). 14. Варвара мне тетка, а правда сестра (посл.). 15. Книга всегда подарок. 16. Поэзия не мирная молельня (Е.Евтушенко). 17. Глаза что синие озера. 18. Доверие всегда самый дорогой подарок (посл.). 19. Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Т.). 20. Он порча, он чума, он язва здешних мест (Кр.). 21. Дело труба. 22. Заря как пожар на снегу (Ес.). 23. Эта книга чья? 24. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 25. Земля велика и прекрасна (Ч.). 26. Вишневый сад мой! (Ч.). 27. Небо без единого облачка. 28. Отец у меня хороший человек. 29. Большая умница ваш профессор. 30. Попытка не пытка, а спрос не беда (посл.).
Задание 7. Подчеркните подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены. Поставьте, где необходимо, тире между главными членами и объясните пунктуацию.
1. О решенном говорить только путать (М.Г.). 2. Пейзаж не привеска к прозе и не украшение (Пауст.). 3. Поэзия моя держава, я вечный подданный ее (М.Свет.). 4. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы как история планет (Евт.). 5. Поэзия не профессия, поэзия как любовь: если уж есть, так есть она, а нет – и не суесловь (В.Фед.). 6. Электрический свет словно жидкий янтарь (Я.Смел.). 7. Увы, я не пророк. Я лишь поэт, который славит время (Луг.). 8. Россия теперь не убогая нищенка, не странник, стоящий и ждущий подачки, Россия теперь не весенняя вишенка, и нет на земле государства богаче (В.Боков). 9. Ненависть сердца последний холод (Эренб.). 10. Уссурийский тигр совсем не сказка, явь почти (Март.). 11. Человек неученый что топор неточеный (посл.). 12. Без дела жить только небо коптить (посл.). 13. Хлеб в пути не тяжесть (посл.). 14. Конный пешему не попутчик (посл.). 15. Наш девиз не бояться трудностей (газ.). 16. Нерль вблизи замечательная река (газ.). 17. Ртуть тоже металл (учеб.). 18. Зубр, действительно, редкий зверь. 19. Век прожить не нитку исшить (посл.). 20. Голод, как известно, лучший повар. 21. Молодость не грех, да и старость не смех (посл.). 22. Пруд как изумруд, только берег крут (С.Марш.). 23. Помнить значит предвидеть. 24. Расстояние не помеха ни для смеха, ни для вздоха (Март.). 25. Для школы семья, несомненно, первый учитель ребенка (Макар.). 26. Освобождение себя от труда есть преступление (Тург.). 27. Волосы словно настоящий шелк, глаза как две незабудки. 28. Все пороки, как известно, плоды невежества (В. Карамзин). 29. Какое счастье сына обнимать! (Евг.Долмат.). 30. После школы печать, несомненно, первый учитель языка (К.Фед.). 31. Выражать недовольство жизнью в шестьдесят два года, согласитесь, это не великодушно (Ч.). 32. Ребятишки ведь это люди в будущем. Их надо уметь ценить, надо любить (М.Г.). 33. Грушницкий юнкер…(Лерм.). 34. Красивые, ровные зубы что крупные перлы у ней (Некр.). 35. Ведь, если вдуматься, человек весьма несовершенное существо (Инб.). 36. Боец без шапки не боец. Как без ремня (Твард.). 37. Я поблагодарил его и сказал, что Севастополь, очевидно, город чудес (Пауст.). 38. Индюшка птица нежная (Ч.). 39. Но память тоже сила, и я ее без боя не отдам (М.Алиг.).
Задание 8. Подчеркните главные члены в каждом предложении и поставьте, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым. Объясните пунктуацию при стечении знаков.
-
Сидеть и пассивно переживать, ничего не видя и не зная, занятие унизительное (Твард.). 2. Часов в пять утра город, покрытый снегом, зимняя сказка. 3. Мы, люди, дети солнца (М.Донской).3. Учитель центральная фигура педагогического процесса в школе. Он, по меткому определению К.Д. Ушинского, посредник между наукой и школой (Н.Прокопович). 4. Лавочка, совмещенная с мастерской, частью и с жильем, это наиболее частая картина. 5. Кажется, что Санта-Крус, виденный еще утром, только сказочный мираж, неожиданно возникший на каменистом острове посреди океана и пропавший в тумане (М.Рав.). 6. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, вот цель и смысл нашей жизни (Ч.). 7. Канберра, ставшая столицей Австралии из-за давнего непримиримого спора между Сиднеем и Мельбурном, город весьма своебразный (В.Овчинников). 8. Анна Даниловна, дочь очень достойных людей, находящихся сейчас в эвакуации, отличная девушка, смирная и строгая (Б.Полев). 9. Сказка о том, как люди работали на земле, вот самая интересная сказка мира (газ.). 10. Ученые установили, что родина валунов, находимых даже на Украине, Финляндия (газ.). 11. Первое, что я сейчас хочу сделать, сбегать к речке и окунуться в прохладную воду. Второе, о чем я мечтаю, позагорать, лежа на белом, чистом песке. 12. Человек, который так и не повзрослел, самый опасный человек: думает, что ему все дозволено. 13. Один из важнейших типов бесконечности, являющийся предметом философского анализа и исследования, неисчерпаемость реального мира (В.Комаров). 14. Такие неразговорчивые люди, на самую искреннюю помощь которых можно рассчитывать в любых обстоятельствах, неотъемлемая часть этого былинного края (газ.). 15. По его мнению, самое умное, что можно было сделать, это выпустить больных на волю, а больницу закрыть (Ч.). 16. Чайка, когда она птица, а не символ, злющее существо: клюет на лету собратьев по профессии, вырывает у них добычу (газ.). 17. Произведения народных умельцев Кавказа, известные чуть ли не по всему миру, чудесная чеканка (газ.). 18. Настоящие друзья человека, которые всегда с ним, это книги. 19. Шестой континент, где еще много неизведанного, это Антарктида (газ.). 20. Татьяна, по мнению всех литературоведов, любимая героиня Пушкина. 21. Самый интересный спектакль нашего театра, поставленный, казалось, на одном дыхании, это «Ревизор» (Товстоногов). 22. Исключительно трудная задача, как считается, передать многогранность характера и величие гения.