Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2743

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Задание 9. Найдите грамматическую основу в каждом предложении, подчеркните частицы, стоящие между подлежащим и сказуемым. Расставьте необходимые знаки препинания и объясните пунктуацию.

I

  1. Чтение это один из истоков мышления и умственного развития (Сухомл.). 2. Сердце, воображение и разум вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (А.Петр.). 3. Лес как сад, как парк царя или вельможи (Гонч.). 4. Так впервые я убедился в том, что главное для писателя это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи (Пауст.). 5. Уважение к минувшему вот черта, отличавшая образованность от дикости (П.). 6. Допустить брак значит пить грязную воду (Н.Павлов). 7. Мне новый день как новый человек (М.Алиг.). 8. Человек, братец ты мой, все равно что самовар. Не все он стоит в холодке на полке, но бывает, и угольки в него кладут (Ч.). 9. Облака словно сказочные чудовища. 10. Быть в хорошем здравии это значит чувствовать свою моральную силу, быть в гармонии со всеми существами и вещами, которые нас окружают. Иметь здоровый дух значит уметь преодолевать трудности, которыми изобилует наша жизнь (газ.). 11. Звезды будто мелкие алмазы. 12. Твои очи как серп новолунья (Пришв.). 13. По-русски проститься значит просить прощения (Н.Остр.). 14. Быть честным это та роскошь, которую может себе позволить только сильный человек (В.Бел.).

II

1. Правдоподобие положений и правда диалога вот настоящие законы трагедии (П.). 2. Избавиться от одного порока это значило вырастить десять добродетелей (посл.). 3. Осиновый лес в эту пору между черной землей и серым осенним небом словно полоска зари (Пришв.). 4. Ковер под ногами как упругая луговая трава (Песк.). 5. Срок войны что жизни век (Твард.). 6. Быть счастливым для него значило ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу (Ф.Сол.). 7. Мир в своей реальности совсем не иллюзия, не призрачный сон (газ.). 8. Писать значит творить добро (Ф.Абр.). 9. Пруд в Чермызе что море. На восемнадцать километров протянулся. 10. Язык это орудие мышления… Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, примерно (А.Т.). 11. Ожидать это тоже предчувствие счастья. 12. Семейные взаимоотношения вот настоящий объект для ученых. Познать их значило бы помочь овладеть умением строить свою жизнь (газ.). 13. Деревья как живые свидетели событий (Песк.). 14. Обнаружить в таком лесу место выхода рации все равно что отыскать иголку в стоге сена (В.Богомолов). 15. Душевная память тоже поэт. Работа памяти это подсознательное творчество (Ю.Наг.).


2. Тире в неполном предложении


Задание 10. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении, объясните постановку тире в неполных предложениях: при пропуске члена предложения, восстанавливаемого из ближайшего контекста, или при наличии паузы на месте отсутствующего сказуемого.

  1. Рана от ножа заживает, от слова – никогда (посл.). 2. Один брат живет в Питере, другой – в Москве. 3. За шоссе – березовый лесок (Ю.Триф.). 4. Впереди – длинная зимняя ночь (Ф.Абр.). 5. Березки были расчесаны вниз, клен и осина – вверх (Пришв.). 6. По левому берегу тянулся лес, по правому – заросли лозы, переплетенные густой сеткой ежевики (Пауст.). 7. Во всем доме тишина. Впереди – целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе (Бун.). 8. Пусковые объекты – в строй (газ.). 9. Справа – почти одни чудеса, слева – никак не меньше чудес (Я.Смел.). 10. Все пути твои – в удаче (Ес.). 11. Всюду сильно пахнет яблоками, тут – особенно (Бун.).12. Вдали – белый, вскипающий город (Пауст.). 13. Он убедился, что за кустами – свои, русские, советские (Б.Пол.). 14. Вдали ели и сосны прощаются с березами, а высокие осины – красной шапкой над лесом (Пришв.). 15. Двадцать пять лет работаю, как арестант, и в результате – неграмотный (Пауст.). 16. Чай казался изумительно вкусным и крепким, ветер и ночь – молодыми (Пауст.). 17. В полдень поднимается свежий ветер, падает град. К вечеру – буря, сильный снег (Пришв.). 18. У озера два берега: один – древний, высокий, изрезанный оврагами и потоками; другой – низкий, болотистый у воды, и в воде – песок (Пришв.). 19. Льдины лежали рядом: снизу – зеленовато-прозрачные, сверху – желто-рыжие (Б.Пол.). 20. Сегодня – рубеж лучших, завтра – достояние всех (газ.). 21. Для одних – золотые россыпи, для других – непроглядный мрак (Ес.). 22. В скромности – моральная сила и чистота народа, в бахвальстве - его ничтожность и недостаток ума (Пауст.). 23. Все лучшее – детям (газ.). 24. По-прежнему озеро наше лежит разделенное: на севере – живая вода, у нас – злой, зеленый, с белыми взрывами лед (Пришв.). 25. С высоких деревьев на малые капают тяжелые осенние капли, с малых – на кустики, с кустов – на траву, с травы – на землю (Пришв.).

Задание 11. Найдите грамматическую основу в каждом предложении, определите его структурный тип по наличию членов предложения, необходимых для данной конструкции. Расставьте, где необходимо, тире и объясните пунктуацию в неполных предложениях.

За калиткой третий плац, строевой, необыкновенной величины (Купр.). 2. Мужики за топоры… (А.Н.Т.). 3. За ночным окном туман (Бл.). 4. Впереди Анатолий Карпов (газ.). 5. Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки (А.Н.Т.). 6.
Вместо хлеба камень, вместо поучения колотушка (С-Щедр.). 7. Теркин дальше. Автор вслед (Твард.). 8. И над этим плугом все мечтанья, и под этим плугом вся земля, и душа как в первый миг свиданья, и душа как парус корабля (Бл.). 9. Забора нет. Ворот нет. Границ нет. Перед домиком цветник, ограда; позади усыпанный свежим песком квадратный дворик (Кат.). 10. Молодежи среднее образование (газ.). 11. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно; я довольно плохо, по обыкновению (Тург.). 12. Перед нами Северная Двина во всей своей красоте (Пришв.). 13. В сердце рай, там поют соловьи (Ахм.). 14. Кругом жизнь, такая яркая, живая и интересная (В.Вер.). 15. Мы женщине объяснили, что белка к благополучию (Пришв.). 16. Интересные проекты в жизнь! (газ.). 17. На ладони пистолет (А.Т.). 18. Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо, сердито (М.Г.). 19. Земля внизу казалась морем, а горы громадными окаменевшими складками (Арс.). 20. Они смотрели друг на друга: Райский с холодным любопытством, она с дерзким торжеством, сверкая смеющимися глазами (Гонч.).

Задание 12. Найдите грамматическую основу в каждом предложении, определите его структурный тип. Расставьте, где необходимо, тире и объясните пунктуацию в неполных предложениях.

1. За окнами вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники; дальние медленно, ближние вперегонку (А.Н.Т.). 2. Годы дают нам опыт, а учеба знание (Н.Остр.). 3. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений; скульптору с глиной и мрамором; художнику с краской и линиями. 4. Привольем пахнет дикий мед, пыль солнечным лучом (Ахм.). 5. Вы имеете очень большие доходы, я довольно умеренные, другой очень малые; вы живете очень богато, я так себе, другой и вовсе бедно (Н.Добр.). 6. И в августе зацвел жасмин, и в сентябре шиповник (Ахм.). 7. Волга течет на юг, Свияга на Север (З.Воскрес.). 8. Густо и влажно пахло зеленью полей и тепло жильем (Бун.). 9. Карманы были двойные: внутренний из полотна, внешний из серого коленкора (А.Югов). 10. Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне дна (М.Ломон.). 11. Над площадью низко повисшая пыль (М.Шол.). 12. Нужно было уйти из этого леса, и для этого были две дороги: одна назад, другая вперед… (М.Г.). 13. Окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева безграничную степь, справа бесконечное море и прямо напротив меня фигуру Макара Чудры (М.Г.). 14. У меня на шапке лента, на матроске якоря, я проплавал это лето, океаны покоря (Маяк.). 15. Гулкий и близкий выстрел ударил в темноте. За ним второй, третий (Пауст.). 16. Гайдар поселился в большом доме, выходившем на сельскую улицу, а я в бывшей баньке, в глубине сада (Пауст.). 17. Море ветром, народ слухом волнуется (посл.). 18. Мир освещается солнцем, человек разумом (посл.). 19. Багровые листья клена и желтые берез лежали у ног женщины (М.Г.). 20. На столе раскрытый томик вам подаренных стихов (Фат.). 21.Теркин мой к огню поближе… (Твард.). 22. Морозы декабрю, метели февралю, капели первые задумчивому марту (Рыл.). 23. Стрелкой несется остренькая верткая рыбешка, за нею вторая (В.Кетл.). 24. Весною ходят девушки в рощу по ландыши, летом по ягоды, осенью за грибами (В.П.).


3. Тире для обозначения

пространственных, временных и количественных пределов
Задание 13. Поставьте тире между словами, которые обозначают количественные, временные и пространственные пределы. I

  1. Поезд Москва Владивосток отправляется через пятнадцать минут. 2. Мой рабочий день десять двенадцать часов в сутки. 3. Дорога петляет все далее вверх, вокруг поднимаются эвкалипты по сорок пятьдесят метров высотой (Н.Дрозд.). 4. Чтобы ускорить развитие яиц, самка утконоса сворачивается клубком вокруг кладки и «насиживает» ее в течение одной двух недель (Н.Дрозд.). 5. Пришли и самые старые люди пушкинского Святогорья. Самым молодым из них было не менее 70 75 лет (С.Гейченко). 6. На акватории порта находится паромная переправа Ильичевск Варна (газ.). 7. Терпеливо ждут птенцы аиста родителей, кормящих их четыре пять раз в день (газ.). 8. Конец сети подвешиваем к ветке над водой и тянем сеть на расстояние пять десять метров от берега (Н.Дрозд.). 9. В сумме по всем операциям производительность белорусского комбайна выше, чем у всех известных машин в полтора три раза (газ.). 10. В двенадцатом начале тринадцатого века усиливается процесс феодального дробления Руси (энцикл.). 11. На участке автотрассы Гоголя Некрасовская закончилось строительство новой транспортной развязки. 12. Площадки для отдыха расположены через каждые пятьдесят семьдесят километров вдоль трассы (Н.Дрозд.). 13. Домашней птице скармливаются также семена серных трав: курам семь десять граммов, уткам и гусям тридцать пятьдесят граммов на голову (газ.). 14. Пятидесятые семидесятые годы нашего века ознаменованы рядом крупных достижений в области поэзии (лит. энц. слов.). 15. Имя петербургского издателя А.Ф. Смирдина в 20 40-е годы 19-го века знала едва ли не вся читающая Россия (газ.). 16. Молодой поэт специально для студенческого хора написал песню «Псков Париж» (газ.). 17. Некоторые явления русской культуры конца 15-го начала 16-го веков сопоставимы с западноевропейским Возрождением (лит. энц. слов.). 18. В этой крепости молодые солдаты пятнадцати девятнадцати лет вели друг с другом настоящую войну (Л.Рубинштейн). 19. Сливы и абрикосы бланшируйте в горячей воде при температуре 75 80 градусов в течение трех пяти минут, после чего залейте их сахарным сиропом на три четыре часа (Поваренная книга). 20. Матч Каспаров Карпов закончился вничью.