Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2696

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 132. Подчеркните грамматические основы и определите, что соединяет сочинительный союз – однородные сказуемые или предикативные части сложносочиненного предложения. Расставьте знаки препинания.

1. Оба молодых человека с улыбкой поглядели друг на друга и лица у обоих покрылись краской (Тург.). 2. Но вот откуда-то доносится отрывистый тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук (Ч.). 3. Удар повторился с новой силой и у Вано заколотилось сердце (Пауст.). 4. Беспременно надо выучить тебя Максимка по-нашему а то и не разобрать что ты лопочешь (Стан.). 5. Судьба ли нас свела опять на Кавказе или она нарочно сюда приехала зная что меня встретит? (Лерм.). 6. Собака опять лизнула руку и весело замахала хвостом (Стан.). 7. В лабораториях университета я наблюдал процесс кристаллизации. Из мутного раствора слагаются тонкие плоскости и растет прозрачный и твердый кристалл преломляющий солнце (Пауст.). 8. Летучие мыши низко и косо чертят черными зигзагами воздух и порою почти касаются лица (Купр.). 9. Несмолкаемо грохотало небо и как из ведра лил дождь (Зуев). 10. Воздух легок и чист и замерзла река (Никит.). 11. Только соловей тут уж не по-вечернему а по-ночному заливался на весь сад (Тург.). 12. Но вот с реки потянул ветер содрал молодой снег с наста и погнал к стенам монастыря (Ю. Наг.). 13. Девка взяла ключи и графин и вместе с Ванюшею вышла из хаты (Тург.). 14. Это или медведь пробежал в чащу или тигр промчался за своею жертвой (Пришв.). 15. Мне хотелось застать медведя за едой где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки или на отдыхе (Сок.-Мик.). 16. Звонко кукушка вдали куковала да, как безумная, галка кричала (Некр.). 17. Палящие ветры несносны и ввысь улетая стрелой стоят раскаленные сосны расплавленной пахнут смолой (Ванш.). 18. Лес влажный от стоявшего инея ржавел осиновым и клиновым листом краснел папоротниковыми ягодами и кис прелью умерших растений и каких-то разлагающихся трав и сгнивших грибов (Ю. Наг.). 19. У берегов вода то струилась по переметным пескам то стояла глубокими омутами (Пауст.). 20. Небо то заволакивалось рыхлыми белыми облаками то вдруг местами расчищалось на мгновение и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз (Тург.). 21. Я у него двор хотел поджечь да он меня поймал (Тург.). 22. Я поглядел рассмеялся и встряхнулся и грустные думы тотчас отлетели прочь (Тург.).

Задание 133. Подчеркните грамматические основы и докажите, что это сложносочиненное предложение (предварительно повторите типы односоставных предложений).

1. Ему было весело, и он смеялся (Анд.). 2. Что-то закопошилось в моей груди, и мне стало больно и стыдно за свое глупое поведение (Ч.). 3. Окрестности залива Ольги были уже осмотрены, и надо было двигаться дальше (Арс.). 4. Небо надолго заволокло тучами, и дождю конца не предвидится (Ч.). 5. Ему стало жарко, и он распахнул полушубок (Леон.). 6. Окно выходило в затененный внутренний двор, и поэтому в кабинете было сумрачно (Е. Парнов). 7. Прочтите книгу – и вы научитесь наблюдать интересные явления природы (Н. Горин). 8. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту (Л.Т.). 9. Мне чего-то не хватает, и я не могу усидеть на месте (В. Клип.). 10. Вечерело, и сумрачное небо подернулось багровым отблеском пожара (Пауст.). 11. Свежеет, и блеск вечера меркнет (Сок.-Мик.). 12. Однако постоянной охоты здесь нет, и охотиться можно только в известные моменты (Шнитн.). 13. Жизнь дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво (Ч.). 14. Мне наскучило сидеть в лодке на одном месте, и я пошел пройтись по наплывной полосе прибоя (Арс.). 15. В горах нет однообразия, и вам не бывает скучно (Е. Спаг.). 16. Даже говорить как-то не хотелось, и мы лишь изредка обменивались вполголоса репликами (Шнитн.). 17. Гроза ушла далеко, и грома не было слышно (Арс.). 18. Вчитайтесь в его биографию, и вы заметите, что он всегда, с самых юных лет, очень много работал (А. Голованов). 19. Вчера был бой, и завтра снова бой… (Евг. Долмат.). 20.Теперь уже деревья не заслоняли просторы, и можно было видеть небо и даль (Ч.).

Задание 134. Подчеркните грамматические основы, докажите, что это сложносочиненное предложение.

1. Все небо заволокло тучами, и стал накрапывать редкий, мелкий дождь (Ч.). 2. Говори, или я сегодня же расскажу про тебя начальнику (А. Гайд.). 3. Он спал, и его не могли разбудить (Пауст.). 4. Вы убийца, и с вас сорвут за это погоны (Пауст.). 5. … Она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась (П.). 6. В доме опять запели, и издали скрипка производила впечатление человеческого голоса (Ч.). 7. Спустили на воду парус, и команда купалась (Пауст.). 8. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней (Ч.). 9. Луна только еще всходила, и в темноте было трудно разобраться (А. Гайд.). 10. Был дождик, и нет (Ю. Герм.). 11. Извеков не волновался, или ему казалось, что не волнуется (К. Фед.). 12. Становилось жарко, и я поспешил домой (Лерм.). 13. От воды веяло свежестью, и тихий плеск небольших волн ласкал слух (Тург.). 14. Запахло гарью, и воздух посинел от дыма (Ч.). 15. Вечерело, и тучи не то расходились, не то заходили теперь с трех сторон (Бун.). 16. Тихо, и везде на траве, как холсты, мороз настоящий, видимый (Пришв.). 17. И ночь, и стонут волки за деревьями (В. Кор.). 18. Тихая ночь. Только сверчки, соловей, и где-то далеко на эстакадах по железу били железом (Пауст.). 19. Теплое пасмурное утро, и чуть-чуть моросит (Пришв.). 20. Пробираюсь вдоль забора, и вдруг слышу голоса… (Лерм.). 21. Объявили об окончании обеденного перерыва, и приступили к разгрузке новых вагонов (газ.). 22. Уже смеркалось, и в комнате стало темно (Ч.). 23. Дома стало спокойнее, и мне меньше влетало за Яшку (Житк.). 24. Ветра нет, и нет ни солнца, ни света, ни тени, ни движения, ни шума (Тург.).


Задание 135. Найдите сложносочиненные предложения, в которых надо поставить не запятую, а тире. Объясните выбор знака.

1. Минута и стихи свободно потекут (П.). 2. Солнце еще только поднималось из-за зеленых гребней сопок и луг-суходол на моих глазах празднично расцвел красными, белыми, голубыми, желтыми цветами (М. Дем.). 3. Я распахнул рассохшееся запыленное окно, сел на подоконник и передо мной как бы промыли небо яркой водой (Пауст.). 4. Еще мгновение и лесной кулик резко взмыл в небо (М. Дем.). 5. Мгновение и все опять тонуло во мраке полном молчания и тайны (Кор.). 6. К обеду поднялся очень сильный ветер и в частом осиннике еще не покрытом листьями стволики стучали друг о друга и это тревожно было слушать (Пришв.). 7. Но вот еще минута и вы уже за городом (Кор.). 8. Еще несколько дней, какая-нибудь неделя и весь этот невероятный хлам в лесу природа начнет закрывать цветами, травами, зеленеющими мхами, тонкой молодой порослью (Пришв.). 9. Уеду и сниться мне станет В каком-то привычном кругу Далекий в лесу полустанок И сосны в глубоком снегу (А. Пр.). 10. Вот тогда взгляни только на стрелку и она укажет тебе, где твой дом (Пришв.). 11. Оковы тяжкие падут, темницы рухнут и свобода вас примет радостно у входа и братья меч вам отдадут (П.). 12. Шла война и мы становились не слабее, а сильнее (Н. Михайлов). 13. … Предрассветный ветер подул и тихо всплывает багровое солнце (Тург.). 14. Командир поднял руку и наши подводы тронулись по просеке (З. Куриленко). 15. Он аристократ а я смиренная демократка (П.). 16. Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса и они поглотили ее (Э. Казак.). 17. Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой (П.). 18. Сколько раз вылетал соколом и возвращался ползком, как улитка, у которой раздавили раковину!.. (Тург.). 19. Один фальшивый звук в речи и вся ее гармония для нас исчезла (Тург.). 20. Один прыжок и лев уже на спине буйвола (Купр.). 21. Еще один миг и заговорщики бросаются врассыпную (К. Фед.). 22. Тридцать километров и бесшумные моря трав залили все пространство (Пауст.). 23. Идет у себя же в тылу по дороге а на него танк. Бросился на другую а на него другой! Лег на землю а по нему с неба! (Сим.).

Задание 136. Подчеркните грамматические основы, объясните постановку точки с запятой в сложносочиненном предложении.

1. Утром прошел дождь; но сейчас над нами блистало чистое небо весны (Пауст.). 2. Мне стало как-то ужасно грустно в это мгновение; однако ж что-то похожее на смех зашевелилось в груди моей (Дост.). 3. Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо (Тург.). 4. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине; однако ж этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! (Ч.). 5. По небу, усеянному звездами, кое-где тянулись узкие облака, и там, где скоро должен был начаться рассвет, стоял узкий лунный серп; но ни звезды, которых было много, ни полумесяц, казавшийся белым, не проясняли ночного воздуха (Ч.). 6. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под снегом слышался за полверсты (Г.). 7. Стрельцы позамялись; неладно им показалось выдавать того, кто в горькие минуты жизни был их утешителем; однако, после минутного колебания, решились исполнить и это требование начальства (С.-Щедр.). 8. Некоторое время сквозь эту пелену еще доносился шум лиственниц, потом смолк и он, как будто задавленный густым снегом; ветер тоже стихал… (Кор.).9. Хотя он и знал дорогу, но пршлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым (Э. Казак.). 10. Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! (П.). 11. Соловьев тоже не слыхать в том краю, может быть, оттого, что не водилось там тенистых приютов и роз но зато какое обилие перепелов! (Гонч.). 12. Вот вы сказали, что своих лошадей не держите; однако ж, если вы женитесь, неужто ж и супругу на извозчиках ездить заставите? (С.-Щедр.). 13. Пылай, камин, в моей пустынной келье; а ты, вино, осенней стужи друг Пролей мне в грудь отрадное похмелье Минутное забвенье горьких мук (П.). 14. Ни звезд блестящих, ни луны на небе нет; и тишины ночной ничто не нарушает (А. К.). 15. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Ч.).
Задание 137. Подчеркните грамматические основы. Объясните, почему в этих сложных предложениях не ставится запятая перед сочинительным союзом.


1.Во многих местах тропу перегораживают упавшие деревья и пронизывают миллионы извивающихся, бугрящихся корней (О.Гус.). 2. Всю ночь у Яна болела рука и боль и мысли не давали спать (А.Н.Т.). 3. За это время он сам сильно изменился и все вокруг него преобразилось необыкновенно (Т. Васина). 4. Где-то неподалеку ворковала горлинка и, заглушая ее, работал с перебоями и выхлопами мотор трактора (М. Шол.). 5. За последнее время геологами открыты большие запасы полезных ископаемых и исследована огромная территория Западной Сибири (И. Проценко). 6. При солнечном затмении Луна закрывает собой Солнце и вокруг нее появляется отблеск солнечных лучей – так называемая «солнечная корона» (П. Стороженко). 7. На довольно большом пространстве, огороженном и разгороженном легкими металлическими решетками, стояли машины, зеленели подстриженные газоны и бежали бетонированные дорожки (Е. Кондратьев). 8. Однако, когда завод уже давал металл, в мартеновском цехе прорвало под печи и кипящая сталь ушла (Б. Пол.). 9. Хотя до отхода поезда оставалось еще больше часа, провожающие уже стояли на перроне и мать уже плакала (В. Храмов). 10. Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! (Бун.). 11. Неужели она, измученная сейчас бессонницей, стояла когда-то на той сырой дорожке и летний, пахнущий дождем ветер трепал ее черный фартучек? (А.Н.Т.). 12. Дороги мне твои слезы и дорого каждое слово! (А.К.Т.). 13. Какие есть исключения из этого правила и чем они объясняются? (учеб.). 14. Как по-взрослому солон пот этого труда и как по-детски светел взгляд маленького пахаря на плоды рук своих! (Г. Зубков). 15. Как совместить эти два сильнейших впечатления и нужно ли их вообще совмещать? (Г. Бояджиев). 16. Уже нет алмазной нанизи и нет звона в воздухе (Г. Ник.). 17. Лень думать и лень рассуждать (Б. Лиходеев). 18. Нет передо мною больше синих морских горизонтов и в душе нет ощущения свободы и счастья (И. Таран). 19. Надо извиниться перед ним и нужно больше не допускать бестактных высказываний в адрес его друзей (Н. Шустова).

Задание 138. Подчеркните грамматические основы. Объясните отсутствие запятой перед сочинительным союзом.

1. По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла (Пришв.). 2. Весь день дождь и парит (Пришв.). 3. Правда, влезать сюда надо было на четвереньках, но зато там было сравнительно сухо и горел свет (Сим.). 4. Жаль только, что на дворе бушевали метели и окна вагона были наглухо заполнены снегом (А. Гайд.). 5. Москвичи чувствовали, что что-то нехорошо и что обсуждать эти дурные вести трудно и потому лучше молчать (Л.Т.). 6. В конце зимы в доме Щербацких происходил консилиум, долженствующий решить, в каком положении находится здоровье Кити и что нужно предпринять для восстановления ее ослабевающих сил (Л.Т.). 7. Как хорошо мне было в неприступных болотах и какими далекими сроками зимы веяло от этих больших птиц, пересекающих диск солнца! (Пришв.). 8. Лизе казалось, что она видит эти вещи очень давно и они скоро ей надоедят, как лишнее время, как чрезмерный досуг (К. Фед.). 9. Ночью печально и широко шумело море и было холодно (Пауст.). 10. Только гудел за поворотом катер да… орали во все горло беспокойные петухи (Пауст.). 11. Как бы ни