Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 2702
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Задание 98. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.
4. Знаки препинания при обособленных уточняющих, пояснительных,
присоединительных и ограничительно-выделительных членах предложения
Задание 147. Напишите текст под диктовку, объясните пунктуацию при сочинительных союзах.
Когда Митя выбрался на опушку, черная туча закрыла полнеба и стало темно. Низко нависшая над ржаным переливчатым полем, ползла со стороны села чернота, распространяясь от горизонта до горизонта. Ее передний край клубился, то выпуская вперед рванные по краям щупальца, то снова убирая их. Сразу в семи местах залпом ударили в землю семь широких молний, и грохот от семи разрядов потряс замерший в ожидании воздух. Далеко в глубь земли врезались змеи молний. В это время начали падать крупные капли и непривычный для здешних мест ветер пронесся по еще не скошенному полю. Рожь была привязана к земле, и некуда ей было деться перед надвигающимся бедствием, которое она, быть может, и предчувствовала (по В. Солоухину).
2. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
Задание 148. Изложите основное пунктуационное правило постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. Докажите применимость этого правила к следующим предложениям (подчеркните грамматические основы, выделите подчинительный союз или союзное слово, связывающее придаточное предложение с главным). Поставив вопрос, определите тип придаточного предложения.
1. Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало (Пауст.). 2. Заросшая травой аллея, по обе стороны которой стоял мрачный, как лес, парк, привела меня к ограде (В. Кор.). 3. Бабченко спросил, давно ли Сергей приехал домой, останется в станице или уедет в грод (С. Баб.). 4. Не знаю, согласится ли он быть моим оппонентом (П. Скорин). 5. Вставить, где это нужно, пропущенные согласные (учебн.). 6. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены в слове (учебн.). 7. Не продумав, каковы будут последствия твоего поступка, ты можешь оказаться в весьма сложной ситуации (Пауст.). 8. Не знаю, есть ли необходимость обсуждать этот вопрос (Пауст.). 9. Мне надо было торопиться, чтобы до полной темноты добраться до железной дороги (Пауст.). 10. Была ли это гордость собой или начальником порта, моряки не могли разгадать (Пауст.). 11. Ночь была так светла, что все было видно, как днем. 12. Как только сойдет снег, набухают на березах смолистые душистые почки (Сок.-Мик.). 13. В то время как на берегу моря бывает пасмурно, сыро, в горах ясно, сухо и тепло. 14. Оказывается, он держал рыбку не так, как надо (Шнитн.). 15. Хотя часы показывали всего семь утра, воздух уже пропитался зноем, влагой и липкой морской солью (Л. Жданов).
Задание 149. Составьте сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными времени, места, причины, условия, цели, уступки, следствия, способа действия, меры и степени, сравнения.
Задание 150. Найдите грамматические основы, выделите средство связи придаточного предложения с главным, расставьте знаки препинания. Поставив вопрос к придаточному предложению, определите его тип.
1. Сначала мне показалось что ничего у меня не выйдет (Е. Шварц). 2. Удивившись откуда ему известны мои планы я сбился и замолчал (А. Петров). 3. Устно объясните почему здесь нет мягкого знака (учебн.). 4. Добиться кто это сделал было, понятно, немыслимо (Шнитн.). 5. Уединенный дом в который мы переехали стоял в глубине тенистого сада (В. Клип.). 6. Тропинка по которой я шел круто свернула направо. 7. Я не умею работать так как полагается настоящему писателю (Е. Шварц). 8. Я видел иногда как ночная звезда В зеркальном заливе блестит (Лерм.). 9. Изредка тусклая лампада светится сквозь стекла их, загороженные решетками как блещет ночью мирный светляк сквозь плющ обвивающий полуразвалившуюся башню (Лерм.). 10. Весной когда после долгих зимних холодов налетят вдруг теплые ветры с юга лес шумит по особенному (В. Клип.). 11.На Байкале куда Саша приехал к бабушке везение продолжилось (Расп.). 12. По мере того как мы медленно и с задержками продвигались к югу зима все крепла (Кор.). 13. Там где есть глухари обыкновенно водятся и рябчики (В. Клип.). 14. Чтобы не терять зря времени я стал тренироваться в стрельбе (А. Макаров). 15. Через полчаса мы нашли место где лоси вышли из зарослей (А. Макаров). 16. Как бы ни была совершенна теория она только приближение к истине (А. Бутлеров). 17. Если больному после беседы с врачом не становится легче то это не врач (А. Бехтерев). 18. Накаленный воздух был неподвижен и сух несмотря на то что дорога лежала по берегу громаднейшего озера (Ч.). 19. Но как бы он ни притворялся он не мог в душе не согласиться со мной (В. Павлов). 20. Он не согласился ни с одним из моих замечаний потому что был необыкновенно упрям. 21. Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду (Ес.). 22. Заметно позеленели будто окутались туманом березки (В. Клип.).
Задание 151. Найдите грамматические основы, постройте схемы к предложениям, расставьте знаки препинания. Поставив вопрос к придаточному предложению, определите его тип.
1. Если бы у меня было утешение что я утомлен то мне было бы легче (Е. Шварц). 2. Еще в начале лета папа с мамой никуда не собирались но вернувшись из спортивного лагеря где Саня провел июнь он вдруг узнал что они уезжают (Расп.). 3. Наверное я долго просидел не поднимаясь так как нога у меня занемела хотя я и нагреб под себя ворох сухой листвы (В. Клип.). 4. И пускай наше детство не кончится Хоть мы взрослыми стали людьми Потому что родителям хочется Чтобы мы оставались детьми (М. Рябинин). 5. Я много раз убеждался что нет ничего слаще и ароматнее той ягоды которую утерши соленый пот сорвешь с завянувшей ветки вороша в полдень на лугу валки накошенной за утро травы (Рыл.). 6. Тому кто не имеет ее самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой что он отдаст за нее что угодно (Расп.). 7. Пока еще яхта двигалась я постаралась стать носом к волне надеясь на то что мне удастся так продержаться и не перевернуться пока не остынут двигатели (И. Хмелевская). 8. Тамара Львовна, да и не только она, ничего не добилась именно потому что не знала чем дышит этот неотесанный, но сильный парень (Б. Зайцев). 9. Мать сама предложила нам пойти удить на мельницу которая находилась в нескольких десятках шагов ток что шум воды падающей с мельничных колес и даже гуденье жерновов раздавались в ушах и заставляли нас говорить громче обыкновенного (Акс.). 10. Сплошь и рядом плотность вороньего населения в городе бывает так велика что новые пары не могут тут обосноваться ибо неизменно встречают жесткий коллективный отпор со стороны аборигенов (В. Иваницкий).
Задание 152. Определите тип придаточных, к которым нельзя поставить вопрос. Найдите союзные слова, определите, каким членом придаточного предложения они являются.
1. Домой родители вернулись необычно рано, так что я был застигнут врасплох. 2. В последние годы работаю мало, что меня ужасно мучает (Е. Шварц). 3. Книжка была читаная-перечитаная, истрепанная до последней степени, что еще больше заставляло сердце замирать от рассказанных в ней жутких историй (Расп.). 4. Он все же извинился, что явно далось ему нелегко. 5. Я был тогда недостаточно внимателен к нему, чего до сих пор не могу себе простить. 6. Ты скоро приедешь и сам во всем разберешься, чему я буду очень рад. 7. Он изобразил всю сцену в лицах, чем очень позабавил нас. 8. Я не
ходил на эти занятия, о чем впоследствии пришлось пожалеть. 9. Фраза показалась мне неопределенно оскорбительной, на что она и рассчитывала (Е. Шварц). 10. Сильные и слабые стороны его творчества объясняются не только его личными качествами и происхождением, на чем акцентировали внимание его исследователи (Г. Шатрова). 11. Накануне мы прочно укрепили веревку на скале, так что ее конец свисал с выступа (Л. Жданов).
Задание 153. Придумайте сложноподчиненные предложения с составными союзами В ТО ВРЕМЯ КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, СЛОВНО КАК, ТОГДА КАК; ДАЖЕ ЕСЛИ, ЛИШЬ КОГДА, ТОЛЬКО ЛИШЬ, ЧУТЬ ТОЛЬКО. Объясните знаки препинания в полученных предложениях.
Задание 154. Придумайте сложные предложения с составными союзами БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ, В ТО ВРЕМЯ КАК, НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПЕРЕД ТЕМ КАК, ДО ТОГО КАК, ПОДОБНО ТОМУ КАК, ПО МЕРЕ ТОГО КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ. Объясните знаки препинания в полученных предложениях. Обоснуйте возможные варианты постановки запятой.
Задание 155. В следующих предложениях с составными союзами расставьте и объясните знаки препинания. Обоснуйте возможные варианты знаков препинания. Сравните с авторским вариантом.
1. Раскольников молчал и не сопротивлялся несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Дост.). 2. Левину хотелось чтобы солнце не взошло прежде чем он дойдет до болота (Л.Т.). 3. Прежде чем я остановился в этом березовом леску я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу (Тург.). 4. Я пригласил вас господа с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Гог.). 5. После того как повязку сняли боли до некоторой степени прошли но работать я совершенно не мог (К. Фед.). 6. Вскоре после того как часы пробили полночь послышались торопливые шаги (Ч.). 7. Через четверть часа после того как она покинула меня ко мне в окно постучали (Булг.). 8. Изба как будто врастает в землю между тем как стройные и гордые сосны высоко покачивают над нею своими головами (Кор.). 9. Таежный ландшафт давит тогда как в лесах подмосковных человек всегда чувствует себя хозяином (Пришв.).
Авторский вариант
1. Раскольников молчал и не сопротивлялся, несмотря на то что чувствовал в себе достаточно сил приподняться (Дост.). 2. Левину хотелось чтобы солнце не взошло прежде, чем он дойдет до болота (Л.Т.). 3. Прежде чем я остановился в этом березовом леску, я со своей собакой прошел через высокую осиновую рощу (Тург.). 4. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие (Гог.). 5. После того как повязку сняли, боли до некоторой степени прошли, но работать я совершенно не мог (К. Фед.). 6. Вскоре после того, как часы пробили полночь, послышались торопливые шаги (Ч.). 7.
Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали (Булг.). 8. Изба как будто врастает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покачивают над нею своими головами (Кор.). 9. Таежный ландшафт давит, тогда как в лесах подмосковных человек всегда чувствует себя хозяином (Пришв.).
Задание 156. Сформулируйте пунктуационное правило, согласно которому придаточные в приведенных ниже предложениях запятой не отделяются. Дайте свои примеры на это пунктуационное правило.
1. Сам не зная_почему, объявил он напрямик, что не пойдет (Гог.). 2. В тумане показывались какие-то птички, но я не мог определить_какие (Акс.). 3. Он обиделся на меня, не пойму_за что. 4. Не поймешь_что, а за душу хватает, и жутью веет от их тайного смысла (Гладк.). 5. Я и сам не знаю_почему, но только не прижилось у нас это слово (Леон.). 6. Я уезжаю, есть ли необходимость объяснять_зачем?
Задание 157. Почему не выделяются запятыми фразеологические обороты, внешне совпадающие с придаточными предложениями? Какова их синтаксическая функция?
-
Приятели продолжали путь как ни в чем не бывало (Кат.). -
Мужики кто во что горазд. -
Он до сих пор не занимался ею как следует (Тург.). -
Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь (П.). -
Вдруг откуда ни возьмись белый голубок (Тург.). -
Пойду возьму свою котомку и пойду куда глаза глядят. -
Во что бы то ни стало я найду тебя.
Задание 158. Назовите признаки однородных придаточных предложений. Сформулируйте пунктуационные правила, регулирующие постановку знаков препинания в предложении с однородными придаточными. Найдите в сложных предложениях однородные придаточные, подчеркните в них грамматические основы. Расставьте знаки препинания.
1. С какой жадностью с каким ненасытным любопытством читал я сказки и в то же время я знал что все это выдумка что этого нет на свете (Акс.). 2. Девочка знала что между отцом и матерью была ссора и что мать не могла быть весела и что отец должен знать это и что он притворяется спрашивая об этом так легко (Л.Т.). 3. Он теперь знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх (Фад.). 4. Но можно было понять и какова была реакция окружающих и чего стоила Лобачевскому эта статья (В. Смилга). 5. Ему казалось что кто-то внимательно следит за ним и когда он сидит в своем кресле и когда гуляет утром в парке и когда разговаривает с друзьями (Вас.). 6. Он всю жил прожил у моря и любил его и когда волны мягко набегают на песчаный берег и когда огромные черные волны с грохотом обрушиваются на камни и когда чайки с тревожными криками парят над его голубой равниной (Вас.). 7. Эстетическое чутье в человеке развивается весьма стремительно ибо даже не полностью отдавая себе отчет в том чем он является и что ему на самом деле необходимо человек как правило инстинктивно знает что ему не нравится и что его не устраивает (И. Бродский). 8. Он верил что друзья готовы За честь принять его оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника (П.). 9. Я хотел первым делом напиться из ручья и наклонился уж над ним но тут мне почудилось что это вы смотрите на меня глазами темной лесной воды и что это ваш смех слышится в ее серебристом и ласковом журчании (Сол.). 10. Нельзя было рассмотреть где кончается вода и где начинается небо (Арс.). 11. И уж конечно я не знал в тот день что еще долгих двадцать с лишним лет буду ходить маршрутами по среднеазиатским горам и что запах полыни будет для меня самым желанным изо всех ароматов планеты (О. А.). 12. Сначала он подумал что это игра воображения или что его обманывает эхо его собственных шагов (П. Антохин).