Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2713

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 189. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений в пословицах, расставьте соответствующие знаки препинания. Устно укажите, подстановка каких союзов выявляет значение бессоюзных сложных предложений.

1. Лес рубят щепки летят. 2. Упустишь минуту потеряешь час. 3. Зима без снега лето без хлеба. 4. В камни стрелять стрелы терять. 5. Мельница мелет мука будет язык мелет беда будет. 6. Раз солгал навек лгуном стал. 7. Не суди по приезду суди по отъезду. 8. Искру туши до пожара беду отводи до удара. 9. Других не суди на себя погляди. 10. Не стыдно не знать стыдно не учиться. 11. Все минет одна правда останется. 12. Молва что волна расходится шумно а утишится нет ничего. 13. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь. 14. Гуси высоко летят воды будет много низко мало. 15. Бояться волков быть без грибов. 16. Ноготок увяз всей птичке пропасть. 17. На Руси не все караси есть и ерши. 18. Скажешь не воротишь напишешь не сотрешь отрубишь не приставишь. 19. Умей себя наставлять в реку воду таскать дурака учить в решете воду носить. 20. Нет друга ищи а нашел береги. 21. Все наготове сани в Казани хомуты на базаре. 22. Давай дружить то я к тебе то ты меня к себе. 23. Ветер горы разрушает умное слово народы поднимает. 24. Будет дождик будут и грибки а будут грибки будет и кузов. 25. Посеешь в погоду больше приплоду. 26. Было бы здоровье остальное будет. 27. Напишешь пером не вырубишь топором. 28. В молодости не научишься работать в старости останешься с пустыми руками. 29. Упустишь огонь не потушишь. 30. Хочешь увидеть подальше взбирайся на гору хочешь узнать побольше спрашивай старших. 31. Семь раз отмерь один раз отрежь. 32. Назвался груздем полезай в кузов. 33. Лето припасает зима поедает. 34. Взялся за гуж не говори что не дюж. 35. Волков бояться в лес не ходить. 36. Пожалеешь лычка отдашь ремешок. 37. Глубже пахать больше хлеба видать. 38. Смерти бояться на свете не жить.
Задание 190. Повторите правила постановки двоеточия и тире в простом и сложном предложении. Выполните синтаксический разбор предложений и объясните пунктуацию.

1. Черкес на корни вековые, на ветви вешает кругом свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук – и в быстры волны за ним бросается потом, неутомимый и безмолвный (П.). 2. Прочесть книгу, как нужно, - значит стать на уровень автора (П. Павленко). 3. Над Герасимом, однако, глумиться не все решались: он шуток не любил (Тург.). 4. Встретите саперную роту – вручите командиру приказание (Сим.). 5. Смеркнется – перекинем конный десант выше города (А.Н.Т.). 6. Прильну к сосне корявой и чувствую: мне только десять лет (Бун.). 7. И Катя, содрогаясь, представляла себе весь тот ужас: ночной шум тайги, свист ветра, падающее под напором ветра дерево и скрип и грохот лопающихся корней (В. Кетл.). 8. Пробуждать на борьбу сердца – это лучший удел певца (Л. Конд.). 9. Знать природу своего края, его историю, быт, экономику – это значит укоренять в себе любовь к Родине (С. Никит.). 10. На реке большое оживление: летают мотыльки, стрекозы, бабочки (Сол.). 11. Оставалось одно: принять бой (Сим.). 12. Работа – великая сила: она держит человека, как пружину, в постоянном заводе (Ф. Глад.). 13. Соловей в середине мая запел – весна пойдет дружнее (Пришв.). 14. Народы знают: правда есть (Исак.). 15. Из придонной тьмы вдруг появляется большая тень: это выплывает гигантский жук-водолюб (Сол.). 16. Язык – это оружие литератора, как ружье – солдата. Чем лучше оружие – тем сильнее воин (М.Г.). 17. Прислушаешься – и как будто нет ничего, а звенит (Тург.). 18. Олег усмехнулся – однако чело и взор омрачилися думой (П.). 19. Нести не могу – и несу мою ношу, хочу ее бросить – и знаю: не брошу (Маяк.). 20. Все это: цветы, блески, звуки и запахи – давило на глаза (М.Г.). 21. Теперь остается одно – не сорваться (Д. Гран.). 22. Веселые, потешные, лихой зимы наследники – шумят потоки вешние и жгут снега последние (А. Прок.). 23. Нет тепла – все мертво; есть тепло – все движется и живет (Тург.). 24. Самое главное было сделано: мы переправились через реку (Арс.).

Задание 191. Выполните синтаксический разбор предложений и объясните постановку тире и двоеточия.

1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок (Гог.). 2. Избавишься от одного порока – вырастут десять добродетелей (посл.). 3. Впереди нас сетью на небе были цветы неодетых деревьев: сережки ольхи, желтые цыплятки ранней ивы, полураскрытые почки черемухи – словом, самые разные бутоны весенних цветов (Пришв.). 4. Все говорили разное: одни советовали рискнуть, другие пугали, третьи – сулили орден, четвертые – тюрьму (С. Ант.). 5. Вижу: из дальней лощины вырвались белые комочки и замерли на скалистом пригорке (Федос.). 6. Глинистая дорога разбухла – приходилось жаться к мокрым кустам, сворачивать в сторону (Ф. Абр.). 7. И произошло, как повествует древняя легенда, великое чудо: начался тропический ливень и гора, нависшая над Нилом, сползла в реку (Мез.). 8. Вано снял рюкзак и замер: с запада прогремел орудийный удар. Вано посмотрел на небо: облаков не было (Пауст.). 9. В памяти ее вставало все, пережитое со Степаном: длинные зимние вечера, вспугнутая куропатка близ реки, легкая звезда, падавшая с неба, счастье долгих спокойных дней (Г. Ник.). 10. Кряхтели рамы, стекла звякали, И все казалось мне: вот-вот Уснувший дом сорвется с якоря И в ночь, ныряя, поплывет (В. Тушина). 11. Есть праздник у русской природы: Опустится шар огневой – И будто прохладные воды Сомкнутся над жаркой землей (Д. Гран.). 12. Все понимают: если согласиться принять иную научно-техническую идею, то это вызовет массу хлопот (Е. Велихов). 13. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки (Сок.-Мик.). 14. Пройдет день, другой – и все березы покроются молодой густой свежей листвою (Сок.-Мик.). 15. Светятся молочно-белые стволы березок, золотятся пронизанные лучами комочки соцветий на иве, развертывает клейкие пахучие лепестки тополь, - это весна (В. Клип.). 16. Вернулся я – былое не вернется (Н. Рубц.). 17. Нет ни клочка пустующей земли: все забито орешником, колючей аралией и элеутерококком, леспедецей и шиповником, наглухо оплетено крепкими лианами актинидии, лимонника и винограда (В. Клип.). 18. День был серый: небо висело низко, сырой ветер шевелил верхушки трав и качал листья деревьев (Тург.). 19. Хорошо кататься одному: упадешь – ни перед кем не совестно (Сол.). 20. Да, пока это – наивная фантазия. Но я верю: когда мы перестанем покорять природу, а начнем ее уважать, любить и мирно сосуществовать с ней, когда поймем, что наши меньшие братья – не двоюродные, а родные, тогда такая утопия может стать реальностью (А. Каневский). 21. Недели две назад генерал, выходя из своей спальни в гостиную, был неприятно поражен: когда он ступил на половицу, отделявшую паркет спальни от наборного, в рисунок, паркета гостиной, под его ногами раздался скрип (А. Никольская). 22. Снимешь трубку – в ней тишина (Б. Евг.).


Задание 192. Повторите изученные правила пунктуации в бессоюзном сложном предложении, расставьте знаки препинания и объясните пунктуацию.

1. И тут моему взору предстало необыкновенное зрелище возле обомшелого дерева стояла на задний ногах кабарожка и срывала губами зелень (М. Дем.). 2. Мне кажется что в одной улыбке состоит то что называют красотою лица если улыбка прибавляет прелести лицу то лицо прекрасно если она не изменяет его то оно обыкновенно если она портит его то оно дурно (Л.Т.). 3. Я всегда знала если будет трудно друзья придут мне на помощь. 4. В школе учили чтобы достичь чего-то в жизни надо упорно трудиться. 5. Я была уверена если к вечеру ветер не стихнет завтра будет метель. 6. Сын дикой природы он знал чтобы выжить необходимо бороться. 7. А бывают и такие тропинки если бежишь навстречу к облакам стукнешься лбом о березу (С. Нецкевич). 8. Изорванный в клочья и брошенный ветром в грязь листок понял чтобы стать счастливым нужно коснуться неба (С. Нецкевич). 9. Я никогда не умел дрессировать охотничьих собак у меня не хватало для этого терпения (А. Шнитн.). 10. Звякнула щеколда калитки сердце остановилось заскрипели ступни крыльца оно отсчитало каждый шаг идущего (А. Шнитн.). 11. Полная тишина тоже неприятна все кажется что за нею что-то скрывается (А. Шнитн.). 12. В комнате было еще совсем темно ставни в доме на ночь затворяли (Перм.). 13. Поторопись самое время (Перм.). 14. Не зря говорят готовь сани летом. 15. Послали за доктором прибежал аптекарь. 16. Вдруг карета останавливается слышен короткий разговор по-татарски дверца отворяется около кареты видна верховая лошадка а в карету заглядывает незнакомый вооруженный татарин (А. Шнитн.). 17. Заскрипели ворота Потемнели избушки Закачалась над омутом ель Слышен жалобный голос Одинокой кукушки И не спит по ночам коростель (Н. Рубц.). 18. Он был тогда счастливым строителем но сейчас грустно и пусто было поле его молодости изрытое войной и бесплодное незнакомые былинки изредка виднелись на талом мелком снегу и равнодушные к человеку покорно колебались под ветром (А. Плат.).

Задание 193. Расставьте знаки препинания и объясните их.

I

1. Нельзя забывать если мы требуем от ученика больше того на что он способен у него развивается комплекс неполноценности если меньше развитие задерживается талант загублен (В. Шадриков). 2. Сборы наши не занимают много времени я стягиваю вокруг талии ремень и выпрастываю из-под него кверху бока свитки чтобы дать свободу рукам сильно встряхиваюсь всем телом чтобы убедиться что ничто на мне не бренчит и не болтается натягиваю кожаные бахилы и крепко обвязываю их повыше колен а тем временем Трофим дает мне последние наставления и хотя я их слышал раз десять я слушаю еще раз со вниманием и новым любопытством (Купр.). 3. И вспомнил я отцовский дом Ущелье наше и кругом В тени рассыпанный аул Мне слышался вечерний гул Домой бегущих табунов И дальний лай знакомых псов (Лерм.). 4. Проглянувший сквозь туман клочок чистого неба ослепил ее холодной синевой запах прелой соломы и оттаявшего чернозема был так знаком и приятен что Аксинья глубоко вздохнула и улыбнулась краешком губ незамысловатая песенка жаворонка донесшаяся откуда-то из туманной степи разбудила в ней неосознанную грусть (М. Шол.). 5. Это был не обычный заснеженный лес мороз и ветер создали изваяния оставив их покоиться на стыках сучков на лапах елей и еще на каких-то неведомых естественных опорах отделив обособив одно от другого (А. Лаптев). 6. Эффект от применения этой удочки был поразительный едва только червяк доходил до надлежащей глубины как на крючке оказывался окунь которого оставалось только вытащить (А. Шнитн.). 7. Будто крылья вырастают за спиной только взмахни и полетишь птицей над ключами и сопками (В. Клип.). 8. Города как люди рождаются не по своей воле (Д. Гронский). 9. Немудрено голову срубить мудрено приставить (посл.). 10. А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском небо покрытое облаками все же давало достаточно света чтобы мокрые леса могли загореться вдали как величественные багряные и золотые пожары (Пауст.).


II

1. В сумерках после дождя когда нельзя было разобрать деревьев вдруг в сыром воздухе откуда-то повеяло загорчило молодым тополиным духом где-то среди берез сосен елей затерялся тополь и теперь подавал о себе весточку (В. Ром.). 2. Ломоносов достиг поставленной в юности цели он изучил латынь и она стала для него ключом к «вратам учености» высокой науке которой он отдал всю жизнь (М. Лапина). 3. И случилась эта сказка Возле нашего села Подняла вода избушку Как кораблик понесла (Твард.). 4. Сколько раз я замечал хочешь пережить прекрасные мгновения в природе останься с ней один на один лицом к лицу (В. Ром.). 5. Я понимал выручить нас может только случай. 6. Встанешь утром рано попадешь в царство тумана. 7. Мелкий дождик сеял с утра выйти невозможно. 8. Иногда было интересно иногда раздражало но ясно одно к работе это отношения не имеет (Е. Шварц.). 9. Я ручаюсь природа излечит все чем сердце болит (Н. Старш.). 10. Часы остановились завод кончился. 11. Он был в квартире один жена дочь внук благоденствовали на даче (Б. Евг.). 12. И вот на миг голубой зверек остановился лес прервался пропастью (Биан.). 13. Не знаю почему но мне кажется что в большом городе еще ощутительнее и сильнее на душу влияние этого первого периода рождения весны меньше видишь но больше предчувствуешь (Л.Т.). 14. Мы в этой жизни как мотыльки мелькнем и нет нас (Л. Конькова).
Задание 194. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Черная молния

В средней полосе России обычно так: пройдет знойный, душный день – будет вечером гроза. Одна такая гроза застала меня на большом болоте. Это была одна из тех длящихся беспрерывно гроз, которые бывают в так называемые «воробьиные ночи». Рассказывают: после таких ночей находят на полях и дорогах множество убитых и ошеломленных воробьев. Я не знаю, верно ли это: никогда не приходилось проверить.

Была ночь, но шел я довольно быстро. Ни на секунду не переставая и сливаясь одна с другой, полыхали на небе голубые молнии – дорога просматривалась превосходно. Грохнул сухой гром – небо близ меня разодралось черными зигзагами. Повторяю: на колыхающейся бледно-голубой завесе молнии эти были черные, хотя и они ослепляли. Конечно, это был оптический обман, объяснить который я не умею. Старые лесники, живущие в низинах, подтверждали мое наблюдение (по А. Куприну).
Задание 195. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Шорох листопада


Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинается его кружение, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах, что если хорошенько прислушаться, то можно услышать, как шуршат падающие листья. Я никогда не слышал этого звука. Слушал постоянно, принуждал себя – только мертвая тишина была вокруг. Если листья и шуршали, то на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был не прав: нужно было, наверное, время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над черным лесистым краем и только колотушка сторожа доносится с деревенской околицы.

Была такая ночь: было тихо, сумрачно, фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растрепанный ветром куст настурции на пожелтевшей клумбе.

Я посмотрел на клен: осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа – неясный звук, похожий на детский шепот (по К. Паустовскому).
Задание 196. Напишите текст под диктовку, объясните постановку знаков препинания.

Почки

Почки, шоколадные, с зелеными хвостиками, начинают раскрываться, и на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная, светлая капля. Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами – потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным, воспоминательным запахом черемухи. Вспоминаешь: заберешься, бывало, наверх по дереву за ягодками, блестящими, черно-лаковыми, и ешь их горстями прямо с косточками, и почему-то от этого никогда ничего, кроме хорошего, не бывало.

Вечер теплый, и такая тишина, что ждешь чего-то напряженно: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. И вот, кажется, пришло; кажется, начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая, стоящая на поляне, как зеленая свеча, находит себе такую же свечу; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками. И так, если с нами сравнить, мы звуками перекликаемся, а у них аромат: сейчас каждая порода окружена своим ароматом (по М. Пришвину).