Файл: Практикум по орфографии и пунктуации 031000. 62 филология Форма подготовки Очная.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 2719

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
повернув к деду лицо, добавил (говорили обо всем уж ведь. Не пропаду. Поступлю в трактир куда ни то…) (М.Г.). 22. Я только тогда выпрямился и подумал (зачем это отец ходит ночью по саду?) когда опять все утихло вокруг (Тург.).
Задание 203. Найдите в текстах чужую речь: прямую, косвенную, несобственно-прямую. Определите способы ввода чужой речи в авторскую, объясните пунктуацию.

1. В последних числах октября есаул Листницкий получил распоряжение от командира полка – с сотней в пешем строю явиться на Дворцовую площадь (М. Шол.). 2. Носило меня повсюду. Я опять побывал на базаре («Почем лучок, почем сливы?»), на продаже собак («Чья? Не генерала Жигалова?»), на соревнованиях городошников (В. Лихоносов). 3. Когда женщина взялась за скарпену, я предупредил: «Осторожно, если вы уколетесь об эту рыбу, будет очень больно» (Сол.). 4. Брат рассказал мне о своей поездке к морю. Теперь за чаем спор начался с того, что Никитин заговорил о гимназических экзаменах (Ч.). 5. «Конечно, скверно, что я про портрет проговорился, - соображал князь про себя, проходя в кабинет и чувствуя некоторое угрызение. – Но… может быть, я и хорошо сделал, что проговорился…» (Дост.). 6. Женщины заставили подробно рассказать, как доктор лечил меня, что он говорил… (М.Г.). 7. В его счастливых глазах ясно проглядывает игривая улыбка, будто он хочет сказать – мол, не обессудьте, что он такой наивный, увлекающийся, хотя полагалось бы ему быть серьезным (К. Фед.). 8. Спросишь какую-нибудь бабку, чьи эти картины, и почти всегда услышишь в ответ, что это, мол, сынок ее баловался, большой был охотник до этого дела и что, конечно, кабы ученье, то вышел бы из него прелестный живописец (Пауст.). 9. Наверное, истинная боль отразилась на моем лице, потому что он вдруг стал меня утешать: ничего, он уже выкарабкался, сейчас даже ничего (Бакл.). 10. Боец, когда увидел мед, даже вздохнул всей грудью: ну и благодатный же мед! (Пауст.). 11. Он лежал долго, раздумывая о том: вот она какая бывает жизнь (А. Гайд.). 12. Есть было нечего, и теперь, где в этих проклятых горах добыть еду, он не знал и в то же время отчетливо сознавал, что голодные они далеко не уйдут (В. Б.). 13. Я спросил, зачем лестницы, по которым не ходят (Песк.).

Задание 204. Найдите в текстах чужую речь: прямую, косвенную, несобственно-прямую. Определите способы ввода чужой речи в авторскую, объясните пунктуацию.


1. Да, она нам призналась, что с того дня, как встретила Печорина, он ей часто грезился во сне и что ни один мужчина никогда не производил на нее такого впечатления (Лерм.). 2. «Хорошо, я это сделаю», - сказал Осипов и при мне же распорядился, чтобы гимназиста освободили (М.Г.). 3. Кто-то ему сказал, будто бы генерала давно нет в живых (Ю. Герм.). 4. Иван Ильич спросил у нее, где находится штаб (А.Н.Т.). 5. Меня спросили, не соглашусь ли я прочитать еще одну лекцию. 6. На все это мамаша немедленно отчеканила, что Александра «вольнодумка и что все это их проклятый женский вопрос» (Дост.). 7. Так он женился на Кате, «дочери станционного смотрителя», как он шутя называл ее (Сим.). 8. Бывало, выйдет, головой поникнет, как надо, руки скорбно сложит, но лишь только «быть или не быть?» воскликнет, всем почему-то делалось смешно (Е. Вин.). 9. Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. И она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов. Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем (Ч.). 10. «Я не предсказатель, - ответил не задумываясь Андерсен. – Я умею угадывать будущее и видеть в темноте. Но я не шарлатан. И, пожалуй, я своего рода бедный принц из той страны, где некогда жил Гамлет» (Пауст.). 11. Старики курят сосредоточенно и важно. Говорить, обмениваться новостями не спешат, да одному из них – Луке Лукичу – и начинать разговор трудно. Степка! Ах ты, паучий сын! Он, паскудник, наверное, и не догадывается, в какое тяжелое положение поставил родного отца своим мальчишечьим поступком (Лип.).
Задание 205. Раскройте скобки и оформите конструкции с прямой речью необходимыми знаками препинания, заменив, где нужно, строчные буквы прописными; затем замените прямую речь косвенной. Предложения с косвенной речью замените прямой. Объясните пунктуацию.

1. Он обратился к нам на русском языке и стал расспрашивать, кто мы такие и куда идем (Арс.). 2. Травкин круто остановил лошадь, слез с нее и, прихрамывая после непривычно долгой верховой езды, доложил (товарищ комдив, немцы недалеко) (Э. Казак.). 3. (у меня Аниканов ранен) смутившись, поведал ни с того ни с сего полковнику Травкин (Э. Казак.). 4. Еще накануне Дерсу говорил мне, что в этих местах бродит много тигров (Арс.). 5. Я очень удивился, когда он спросил меня, кого я убил (Арс.). 6. (какая, однако, энергия и сила жизни) подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок (как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь). (Л.Т.). 7. Я опасался дождя, но Дерсу сказал, что это не туча, а туман и что завтра будет день солнечный, даже жаркий (Арс.). 8. Я подошел к нему и спросил, как он попал сюда (Арс.). 9. В это время дверь отворилась, вошел Травкин и, показывая пальцем в окно на стреноженных лошадей, спросил хозяйку (бабушка, чьи это кони?) (Э. Казак.). 10. Дерсу мне рассказал, что, расставшись со мной около озера Ханка, он пробрался на реку Ното, где ловил соболей всю зиму (Арс.). 11. Проснулся я от какого-то шума и спросил, что случилось (Арс.). 12. (откуда ты? Как ты сюда попал? Где был? Куда идешь?) засыпал я его своими вопросами (Арс.). 13. (я пришел узнать, где разместится завтра штаб, товарищ полковник) ответил он (на рассвете я вышлю туда взвод) (Э. Казак.). 14. (кому ты кричишь, с кем говоришь?) спросили его стрелки (Арс.). 15. (ты не ранен?) спросил я Дерсу (Арс.). 16. (иди спать в фанзу!) посоветовал я ему (Арс.). 17. (кого ты ищешь?) спросил я его (Арс.). 18. Мама сказала мне, что я побуду у бабушки. 19. Аркадий с прежней улыбкой сказал Базарову (Евгений, возьми меня с собой, я хочу к тебе поехать) (Тург.). 20. Потом он сказал, чтобы я шел, и тронулся вперед (Л. Любашевский). 21. (скажи-ка мне, красавица) спросил я (что ты делала сегодня на кровле?) (Лерм.).


Задание 206. Оформите предложения с прямой речью соответствующими знаками препинания, замените, где нужно, строчные буквы прописными. Расставьте нужные знаки препинания, объясните пунктуацию.

1. (остановись беглец бесчестный) кричит Фарлафу неизвестный (презренный дай себя догнать!) (П.). 2. (послушай) начал Корнев (я тебя откровенно сказать не понимаю) (Гар.-Мих.). 3. (никуда я не поеду) ответил Тема вздохнув и встав направился в кабинет (Гар.-Мих.). 4. (я засмотрелась вниз на воду и у меня закружилась голова) отвечала она все еще бледная но уже с милой улыбкой (Писем.). 5. (для меня земля гордое сердце вселенной искусство огненное сердце земли) писал Горький. 6. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо приподняв очи и одобрительно только говорил (добре сынку добре) (Гог.). 7. (что с тобой делается?) сказал подходя ко мне Володя с ужасом и удивлением видевший мой поступок (Л.Т.). 8. (война отняла у меня всех и отца и мужа и брата) сказала она глухо (В.П.). 9. (передайте по колонне!) скомандовал командир офицерам ехавшим за ним (прекратить стрельбу беречь патроны!) (Сим.). 10. (чепуха!) рассмеялся директор гимназии небольшой сухонький старичок с живым строгим лицом испещренным следами перенесенной оспы (А. Кузнецов). 11. (я вижу у вас случилось что-то нехорошее Олеся) сказал я осторожно прикасаясь рукой к ее руке лежавшей на скамейке (Купр.). 12. (Морозка!) крикнул Бакланов вслед уезжавшим (вы все-таки не теряйте друг друга из виду) (Фад.). 13. Продавщица Зина подошла к одной из женщин моющих посуду и взяв ее за плечо сказала (вот Фросенька новый мальчик вам сюда вместо Гришки) (Н. Остр.). 14. (выдержу не струшу) произнесла Женя вслух и пожилой солдат вошедший в избу с охапкой дров удивленно взглянул на девушку разговаривавшую сама с собой (Б. Пол.). 15. (мир хорошее место и за него стоит драться и очень не хочется его покидать) писал Хемингуей известный американский писатель. 16. (руки написавшие за двадцать лет четыреста романов и тридцать пять драм это руки рабочего!) ответил Дюма человеку назвавшему его на митинге аристократом. 17. Пес поднял морду и жалобно заскулил как будто хотел сказать (да временами я невыносимо страдаю но вы пожалуйста извините!) (Ч.). 18. (а теперь) сказал он тряхнув головой (мы с товарищем решили что никуда не уйдем из шахты!) (Б. Горб.). 19. (даль-то какая!) говорит он кряхтя (шутка ли?) (Ч.). 20. (где здесь я могу навести справку?) обратился он к швейцару который нес из глубины присутствия поднос со стаканами (мне нужно тут справиться и взять копию с журнального постановления) (Ч.). 21. (да встань ты братец мой пожалуйста!) воскликнул Игнат и обиженно добавил (стало быть надо коли бужу…) (М.Г.).

Задание 207. Объясните знаки препинания при оформлении диалога. Запишите в виде графических схем реплики, оформленные с помощью кавычек. Образец: «П?» - а. «П», - а. ; «П?» - «П», - а. и т.д.

1. «Как же вы поживаете?» - спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живем понемножку», - ответил ей Старцев (Ч.). 2. «Ну что ж, Онегин! Ты зеваешь?» - «Привычка, Ленский». – «Но скучаешь ты как-то больше?» - «Нет, равно» (П.). 3. «Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» - закричал я ему в окно. «Благодарствуйте; что-то не хочется». – «Эй, выпейте! Смотрите, ведь уже поздно, холодно». – «Ничего; благодарствуйте…» - «Ну, как угодно!» (Лерм.). 4. «Вы уже посадили зелень?» - «Посадили», - ответила невнятно соседка (Аст.). 5. Чей-то голос раздался позади него. «Вы к профессору?» - расслышал он и обернулся. «Да, к нему». – «Не отвечает?» - «Нет». – «Он в это время всегда дома». – «Да, я знаю». – «Ну-ка, постучите еще» (К. Фед.). 6. «Все ли здесь?» - спросил Дубровский. «Все, кроме дозорных», - отвечали ему. «По местам!» - закричал Дубровский (П.). 7. «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». – «На ком?» - «На Лариной». – «Татьяне!» - «Ты ей знаком?» - «Я им сосед» (П.). 8. Татьяна Андреевна спросила:

- Что нового, Алексей Александрович?

- В театре или в Европе?

- И там и тут (Пауст.). 9. У дверей девочка лет десяти посторонилась, пропуская Давыдова.

- Ты ученица, милая? – ласково спросил Давыдов.

- Да, - тихо ответила девочка и смело снизу вверх взглянула на него.

- Где тут живет ваш заведующий?

- Его нет дома, они с женой за речкой, на огороде капусту поливают.

- Экая незадача… А в школе кто-нибудь есть?

- Наша учительница, Людмила Сергеевна (М. Шол.). 10. «Разрешите идти в первую роту?» - сказал Масленников, старательно, более чем обычно, вытягиваясь перед Сабуровым. «Идите, - сказал Сабуров. – Я тоже скоро к вам приду» (Сим.). 11. «Не видать?» - повторил барин. «Не видать», - вторично ответствовал слуга (Тург.). 12. «Я здесь двадцать лет не был, откуда же мне его знать». – «Период довольно значительный, - согласился шофер и добавил: «Значит, вы теперь эти места не узнаете?» (Пауст.). 13. «А что значит «люблю»?» - «Это значит, - сказал он, - что, если у меня останется последний кусок хлеба, я не стану его есть и отдам тебе, если ты будешь больна, я не отойду от тебя, если для тебя надо будет работать, я впрягусь как осел…» (Пришв.).

14. - Прощай, Онегин, мне пора.


- Я не держу тебя; но где ты свои проводишь вечера?

- У Лариных.

- Вот это чудо. Помилуй! И тебе не трудно там каждый вечер убивать?

- Нимало.

- Не могу понять… (П.).
Задание 208. Раскройте скобки и оформите реплики двух лиц с помощью кавычек и тире (1 – 5 примеры) и с помощью абзацных отступов и тире (остальные примеры). Поставьте все другие нужные знаки препинания и объясните пунктуацию.

1. (Как вы думаете Максим Максимыч) сказал он мне показывая подарки (устоит ли азиатская красавица против такой батареи?) (Вы черкешенок не знаете) отвечал я (Это совсем не то что грузинки или закавказские татарки) (Лерм.). 2. Его брат как-то сказал ему (Ты брат великий трепач!) (Неужели великий?) удивился Михаил (Да гениальный!) (М. Ромм). 3. (Подойди-ка сюда) сказал я часовому (осмотри ружье да ссади мне этого молодца. Получишь рубль серебром) (Слушаю ваше высокоблагородие только он не стоит на месте) (Прикажи) сказал я смеясь (Лерм.). 4. Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша не хотевшая отстать от нее (Ну что) сказала комендантша (каково идет баталия? Где же неприятель?) (Неприятель недалече) отвечал Иван Кузьмич (Что Маша страшно тебе) (Нет папенька) отвечала Марья Ивановна (дома одной страшнее) (П.). 5. (Ты откуда взялся?) спросил удивленно Шебалов (А он встал тут рядом) объяснил Чубук (Да ты хоть кто такой?) рассердился Шебалов (Я цыган красный цыган) ответил новичок (Красный цыган?) вытаращив глаза переспросил Шебалов и вдруг засмеявшись добавил (да какой же ты цыган ты же цыганенок) (А. Гайд.). 6. (Вы в качестве консультанта приглашены к нам профессор?) спросил Берлиоз (Да консультантом) (Вы – немец?) осведомился Бездомный (Я-то…) переспросил профессор (Да пожалуй немец…) (Вы по-русски здорово говорите!) (О я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков) (А у вас какая специальность?) (Я – я специалист по черной магии) (На тебе!...) стукнуло в голове у Михаила Александровича (Булг.). 7. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и наконец сняв шапку оборотился ко мне и сказал (Барин не прикажешь ли воротиться) (Это зачем?) (Время ненадежно ветер слегка подымается вишь как он сметает порошу?) (Что ж за беда?) (А вишь там что) ямщик указал кнутом на восток (Я ничего не вижу кроме белой степи да ясного неба) (А вон это облачко) (П.).
Задание 209. Раскройте скобки и оформите реплики двух лиц с помощью абзацных отступов и тире. Поставьте нужные знаки препинания и объясните их.