Файл: Автоматизированная информационная система управления качеством (на примере ооо Конгресс Отель).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
Для анализа того, как выполняется процесс управления качеством услуг гостиницы ООО «Конгресс-отель», выполнена декомпозиция контекстной диаграммы, которая представлена на рисунке 1.6.
Рисунок 1.6 – Диаграмма декомпозиции контекстной диаграммы
Синим цветом выделена подсистема, которая будет разрабатываться в ходе выполнения бакалаврской работы – подсистема «Сопровождение проживания клиента». Рассмотрим более подробно функции этой подсистемы (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7 – Декомпозиция блока «Сопровождение проживания клиента»
14
Таким образом, разрабатываемая подсистема должна будет обеспечить автоматизацию таких функций, как бронирование номеров, оформление заезда, учет оплаты и оформление выезда. Остальные подсистемы уже автоматизированы за счет использования конфигураций 1С: Бухгалтерия и
1С: Зарплата и управление персоналом. Необходимо продумать интеграцию всех подсистем в единое целое.
Стоит отметить, что после внедрения информационной подсистемы и ее интеграции с остальными подсистемами все функции должны быть автоматизированы (поэтому они выделены желтым цветом). Кроме того, добавляется новая функция: автоматическая подготовка отчетности по всем видам деятельности (выделена на диаграмме красным цветом). Это реализуется за счет использования всех подсистем информационной системы. Основные задачи информационной системы представлены на рисунке 1.8. Синим цветом выделены задачи разрабатываемой подсистемы
«Сопровождение проживания клиента».
Рисунок 1.8 – Задачи информационной системы
Таким образом, основой разрабатываемой информационной системы должна стать единая база данных, содержащая справочную, входную и выходную информацию.
15
1.4. Анализ существующих разработок и обоснование выбора
технологии проектирования
1.4.1. Определение критериев анализа
В первую очередь необходимо проанализировать, можно ли использовать для автоматизации процесса автоматизации управления качеством услуг гостиницы уже существующие программные решения. Для этого нужно выявить критерии, по которым будет производиться оценка существующих на рынке программных решений.
Критерии, на основе которых велась оценка программных средств, следующие:
1. Обеспечение возможности ввода данных о проживающих.
2. Обеспечение возможности хранения данных обо всех заездах клиента (история заездов).
3. Обеспечение возможности хранения данных о предоставляемых дополнительных услугах.
4. Обеспечение возможности отслеживания занятости номеров, бронирования, оплаты.
5. Обеспечение возможности поиска нужной информации, отбор и группировка ее по разным критериям.
6. Обеспечение возможности расчета скидок.
7. Обеспечение возможности ведения прайса по услугам гостиницы.
8. Обеспечение интеграции отделов и передачу информации между ними.
9. Обеспечение возможности печати необходимых документов.
10. Возможность донастройки .
16
1.4.2. Сравнительная характеристика существующих разработок
Для сравнительного анализа нами были выбраны следующие программные средства: OPERA Enterprise Solution, «Невский портье», «БИТ- отель». Проведем сравнительную характеристику этих систем. При оценке будем учитывать, что для проектируемой информационной системы важно выполнение определенных функций. Результаты сравнения программных продуктов представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Сравнительная характеристика программных средств
Необходимые функции будущей информационной системы
Оценки
Невский портье
Optima
БИТ-
Отель
Обеспечение удобного ввода данных о клиентах.
+
+
Обеспечение возможности хранения истории заездов.
-
+
+
Обеспечение возможности хранения данных о дополнительных услугах.
-
+
Обеспечение возможности отслеживания занятости номеров, бронирования, оплаты.
-
+
Обеспечение возможности поиска нужной информации, отбор и группировка ее по разным критериям.
+
+
Обеспечение возможности расчета скидок.
-
+
Обеспечение возможности ведения прайса по услугам гостиницы.
+
+
+
Обеспечение интеграции отделов и передачу информации между ними.
-
-
+
Обеспечение возможности печати необходимых документов.
+
Возможность настройки под задачи гостиницы
+
+
Для сравнения программных решений проведена оценка возможности каждой программы по реализации функций проектируемой информационной системы. Каждая система получила определенную оценку в зависимости от того, насколько эффективно эта функция выполняется. На основе этих
17 оценок рассчитана итоговая оценка продукта и проведено сравнение.
Стоит отметить, что максимальную оценку получила программа «1C:
БИТ Отель».
Это связано с тем, что данная система является комплексной, она включает множество функций и широко распространена на рынке программного обеспечения. Однако стоимость системы достаточно высока, кроме того, она содержит большое количество избыточных для гостиницы
ООО «Конгресс-отель» функций.
Все это обуславливает необходимость собственной разработки.
Выводы по главе 1
1) Для разработки концептуальной модели предметной области была выбрана нотация IDEF0 – графическая нотация для моделирования бизнес- процессов. Данная нотация использовалась для разработки концептуальной модели предметной области. На основе данной модели было выполнено описание предметной области и анализ существующих проблем.
2) В компании выявлены определенные проблемы, связанные с хранением и отбором информации, большим временем на обслуживание клиентов, которые могут быть решены при внедрении информационной системы поддержки пользователей.
3) Ни одно из известных программных средств не учитывает специфику задач управления качеством услуг, поэтому необходима разработка собственного программного средства.
4) Автоматизированная информационная система имеет своей целью обеспечить сбор, хранение и обработку необходимой информации о клиентах гостиницы, номеров, их бронировании, заездах и выездах а также предоставить возможность быстрого формирования отчетов по различным параметрам.
18
Глава 2. Разработка и реализация проектных решений
2.1. Логическое моделирование предметной области
2.1.1. Логическая модель и ее описание
Основным звеном информационной подсистемы является база данных, поэтому процесс разработки программной системы начинается с проектирования базы данных. Основными объектами предметной области будут: номера, стоимость номеров, доступность номеров, типы номеров, заселение, табличная часть Заселение, клиенты. Для построения логической модели базы данных было использовано CASE-средство ERWin [31]. Модель предметной области (уровня сущностей) представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Модель «сущность-связь»
Кроме того, необходимо проанализировать атрибуты всех представленных в модели сущностей, определить их тип, задать ограничения, указать первичные и внешние ключи (рисунок 2.2).
Клиенты
Типы номеров
Номера
Заселение
Табличная часть Заселение
Стоимость номеров
Досту пность номера
19
Рисунок 2.2 – Модель данных предметной области
Используя разработанные модели предметной области можно разработать физическую структуру базы данных, и даже автоматически сгенерировать ее.
На основе инфологических моделей нами были разработаны справочники и документы конфигурации 1С.
2.1.2.
Характеристика нормативно-справочной и входной
оперативной информации
В качестве справочной информации в работе представлены такие справочники: «Клиенты», «Типы номеров», «Номера». Данные этих справочников используются при формировании различных документов.
Доступность номера
Код записи
Номер (FK)
ДатаС
Свободен
Закрыт
Стоимость номеров
Код стоимости
Номер (FK)
Дата установки стоимости
Стоимость
Табличная часть Заселение
Код позиции
Номер документа (FK)
Код клиента (FK)
ДатаС
ДатаПо
Количество ночей
Код типа (FK)
Количество мест
Номер (FK)
Стоимость
Сумма
Заселение
Номер документа
Дата документа
Состав документа
Сумма документа
Оплачено
Дата оплаты
Тип оплаты
Номера
Номер
Комментарии
Код типа (FK)
Типы номеров
Код типа
Наименование
Количество проживающих
Комментарии
Клиенты
Код клиента
ФИО
Пол
Дата рождения
Паспортные данные
Телефон
Электронная почта
Комментарий
20
В качестве входной информации используются документы «Заселение номера», «Доступность номеров», «Стоимость номеров». Структура документа «Заселение номера» представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Внешний вид документа «Заселение номера»
Структура документа «Доступность номеров» представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Внешний вид документа «Доступность номеров»
21
Структура документа «Стоимость номеров» представлена на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 – Внешний вид документа «Стоимость номера»
Эти документы должны быть реализованы в проектируемой информационной системе.
2.1.3. Характеристика результатной информации
В качестве результатной информации в работе представлены такие отчеты: «Ожидаемый заезд», «Выезд клиента из номера», «Оплата номеров клиентами». Эти отчеты формируются средствами MS Excel на основе данных, внесенных в справочники и документы. Структура отчета
«Доступность номеров» представлена на рисунке 2.6.
22
Рисунок 2.6 – Внешний вид отчета «Доступность номеров»
Структура отчета «Выезд клиента из номера» представлена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Внешний вид отчета «Выезд клиента из номера»
Структура отчета «Оплата номеров клиентами» представлена на рисунке 2.8.
23
Рисунок 2.8 – Внешний вид отчета «Оплата номеров клиентами»
Эти отчеты должны быть реализованы в проектируемой информационной системе.
2.2. Физическое моделирование АИС
2.2.1. Выбор архитектуры АИС
Для разработки приложения пользователя была выбрана технологическая платформа «1С: Предприятие
8.3».
Структура технологической платформы представлена на рисунке 2.9.
1С:Предприятие
Прикладные решения
Технологическая
платформа
Методология
ИТС
Среда исполнения
Среда разработки
Рисунок 2.9 – Структура технологической платформы
«1С: Предприятие 8.3»
24
Система «1С: Предприятие 8.3» предполагает работу в режиме
«клиент-сервер» (рисунок 2.10).
Клиент
Конфигурация: режим
«Предприятие»
Подсистема ведения справочников
Подсистема ведения документов
Подсистема подготовки отчетов
Модуль авторизации
Сервер
Серверная БД
Конфигурация: режим
«Администрирование»
Рисунок 2.10 – Архитектура информационной системы
Таким образом информационная система будет разрабатываться в архитектуре «клиент-сервер».
2.2.2. Функциональная схема проекта
При проектировании информационной подсистемы важно понимать, как будут взаимосвязаны между собой ее элементы [45]. Схема функционирования автоматизированной информационной системы представлена на рисунке 2.11.
25
Б
Д
Документ
«Заселение»
Справочник
«Клиенты»
Документ
«Закрытие номера»
Главная форма
Главное меню
Заселение
Номерной фонд
Отчеты
Вход в систему
Документы заселения
Клиенты
Закрытие номера
Установка стоимости номера
Ожидаемый заезд
Выезжающие
Временная недоступность номеров
Документ
«Установка стоимости»
Справочник
«Типы номеров»
Документ
«Недоступность номеров»
Отчет по оплатам
Отчет по стоимости номеров
Структура номеров
Типы номеров
Номера
Справочник
«Номера»
Ввод информации по доступным номерам
Документ
«Доступность номеров»
Рисунок 2.11 – Схема взаимодействия подсистем автоматизированной информационной системы
Эта схема станет основой разработки интерфейса пользователя. На основе данной модели можно выделить такие подсистемы: «Заселение»,
«Номерной фонд», «Отчеты».
26
2.2.3. Описание программных модулей
На основе схемы функционирования будет разрабатываться интерфейс пользователя информационной системы. При проектировании интерфейса важно помнить, что он должен быть простым, удобным в использовании и легким в освоении [12]. При загрузке программы отображается главное окно
(рисунок 2.12).
Рисунок 2.12 – Главное окно программы
В программе доступны три вкладки: «Заселение», «Номерной фонд»,
«Отчеты». Рассмотрим структуру справочников информационной системы.
Структура справочника «Клиенты» представлена на рисунке 2.13.
27
Рисунок 2.13 – Структура справочника «Клиенты»
Пример заполнения справочника «Клиенты» в программе представлен на рисунке 2.14.
Рисунок 2.14 – Заполнение справочника «Клиенты»
Структура справочника «Типы номеров» представлена на рисунке 2.15.
28
Рисунок 2.15 – Структура справочника «Типы номеров»
Пример заполнения справочника «Типы номеров» в программе представлен на рисунке 2.16.
Рисунок 2.16 – Заполнение справочника «Типы номеров»
Структура справочника «Номера» представлена на рисунке 2.17.
Рисунок 2.17 – Структура справочника «Номера»
Пример заполнения справочника «Номера» в программе представлен на рисунке 2.18.
29
Рисунок 2.18 – Заполнение справочника «Номера»
В программе доступны такие документы: «ДокументЗаселения»,
«Установка стоимости номеров», «Ввод информации по доступным номерам», «Временная недоступность номеров», «Закрытие номера».
Рассмотрим эти документы. На рисунке 2.19 представлена форма документа
«ДокументЗаселения».
Рисунок 2.19 – Шаблон документа «ДокументЗаселения»
Пример заполнения документа «ДокументЗаселения» в программе представлен на рисунке 2.20.