Файл: Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 286
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Общая психология»
На тему: «Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности»
Группа Го21П171в
Студент
И.В.Богданович
Преподаватель
О.Н.Астемирова
МОСКВА 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… | 3 | |
1 | Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности в психологии………………………………………………………………… | 5 |
1.1 Эмоциональная сфера: понятие, смысл и её значимость в развитии …..личности……………………………………………………………........... | 5 | |
1.2 Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности … | 11 | |
Выводы по первой главе……………………………………………………… | 20 | |
2 | Современные методы исследования эмоциональной сферы личности... | 21 |
| 2.1 Специфика измерения эмоциональных проявлений……………..…. | 21 |
| 2.2 Опросники для измерения эмоциональной сферы личности……… | 24 |
Выводы по второй главе……………………………………………………… | 29 | |
Заключение……………………………………………………………………. | 30 | |
Список использованных источников……………………………………....... | 32 |
ВВЕДЕНИЕ
Эмоции человека, на мой взгляд являются главным показателем его психофизической жизни, которые характеризуют, как саму личность, так и её индивидуальное, социальное функционирование. В современном мире, с его напряженным ритмом жизни, информационными перегрузками, нестабильностью и конкурентной социальной средой людям, для решения их жизненных задач, достижения успеха и гармоничного функционирования в обществе, необходимо серьезно подойти к вопросу их эмоциональной сферы, развитию навыков по её управлению и устойчивости к внешним проявлениям.
Эмоции выражают отношение личности к процессам познания, её поступкам. И для того, чтобы лучше понять себя и окружающих людей, необходимо иметь знания об эмоциях. Ведь не исследовав свой внутренний мир, не изучив себя, крайне сложно прийти к пониманию другого человека, а жизнь без эмоциональных красок так же тускла, как жизнь без ощущений. В онтогенезе человека, эмоциональная сфера играет далеко не последнюю роль. Важно понимать, что любое нарушение эмоциональной сферы индивида несет за собой деструктивные последствия в его личностное развитие.
Исходя из этого, появилась необходимость изучить подробнее этапы развития эмоциональной сферы человека, а также факторы, оказывающие, как позитивное, так и негативное воздействие на неё. Анализ всех обстоятельств поможет разобраться в сфере отрицательного влияния на эмоции личности и подобрать инструменты по устранению этих воздействий, тем самым помогая гармоничному развитию сферы, связанной не только с эмоциями, но и правильному развитию личности в целом. Ведь любое отклонение от нормы, будь то физическое, психическое, эмоциональное не позволит человеку жить полной, счастливой жизнью. А неудовлетворенный своей жизнью человек не сможет правильно функционировать в социуме и приносить пользу обществу. Поэтому тему, выбранную для данного проекта, считаю очень актуальной, особенно в современных реалиях.
Цель исследования: проанализировать литературу по данной тематике и определить специфику эмоциональной сферы личности и роль положительных и отрицательных эмоций в ее жизнедеятельности.
Объект исследования: эмоциональная сфера личности.
Предмет исследования: эмоции личности.
Гипотеза: мы считаем, что эмоциональная сфера личности имеет свои особенности и выявить данные особенности помогают современные методы диагностики.
Задачи исследования:
1) изучить базовые представления,
смысл и важность эмоций для человека;
2) изучить особенности эмоциональной сферы личности;
3) изучить положительные и отрицательные эмоциональные факторы;
4) выявить специфику измерения эмоциональных проявлений личности.
Метод исследования: метод теоретического анализа.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников; работа изложена на 33 страницах.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Эмоциональная сфера: понятие, смысл и её значимость в развитии личности
Очень велико значение эмоций для управления поведением личности. Ещё З. Фрейд писал, что эмоции напрямую связаны с нуждами людей и их удовлетворением. В данную систему входят разнообразные элементы: отражение состояния индивидуума, отображение объектов и явлений, имеющих конкретную значимость для его потребностей и жизненных задач с помощью, выраженной им эмоции.
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, взаимосвязанные с осознанием важности для индивидуума влияющих на него обстоятельств и выражающиеся, в первую очередь, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции представляют собой особенный вид психического процесса, который является важным инструментом контроля жизнедеятельности организма. Они отражают переживания человека, его отношение к окружающему миру и самому себе. Специфика эмоций заключается в том, что они находятся в прямой зависимости от интересов человека и помогают правильно расставлять приоритеты к влияющим на него объектам и обстоятельствам [7].
Одним из успешно исследовавших характеристики эмоций является английский натуралист и путешественник – Чарлз Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. В своем труде, «Выражение эмоций у человека и животных», он описывает, что большинство проявлений эмоций в жестикуляции и мимике – это результат эволюционного процесса. Он утверждал, что эмоции появились, как инструмент, благодаря которому живые существа указывают значимость различных состояний для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные отклики человека в виде жестов, изменения мимики лица, интонации являются инструментом коммуникации, т.е. передачей информации человеку о состоянии собеседника и его отношения к тому, что в процессе обсуждения происходит [9].
Согласно эволюционной концепции, эмоции возникли в процессе трансформации живых существ, как стратегически важные адаптивные механизмы организма к условиям и происходящим в его жизни ситуациям. Авторами данной концепции стали У. Джемс и К. Ланге. Они посчитали, что определённые телесные состояния свойственны для различных эмоций. Соответствующие физиологические изменения организма были названы органическими проявлениями эмоций и именно они являются основанием для формирования эмоций личности. Отражаясь в голове человека через структуру обратных взаимосвязей, они продуцируют психоэмоциональное переживание соответствующей субъективности. Сперва под воздействием внешних катализаторов происходят свойственные для эмоций преобразования в организме и только потом – как результат – зарождается непосредственно эмоция. Они пришли к выводу, что проявления эмоций – это исключительно бессознательный порыв, вызывающий изменения в организме, и только потом его осознание, которое и является самой эмоцией.
Справочник по психологии под публикацией А.В. Петровского обозначает эмоции, как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [21].
Эмоции – сложный психофизический процесс, состоящий из трех основных компонентов (физиологического, психологического и поведенческого), т.е. прогноз возможных изменений, само переживание и непосредственно выражение в форме каких-либо действий.
В психологии эмоции описываются, как ощущения индивидуума в определенный момент своего восприятия к чему-либо (к какой-либо ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.), с последующим физическим изменением организма, которые и характеризуют эмоциональность личности [15].
Характеристики эмоциональных реакций, которые регулярно и контрастно проявляются в поведении конкретной личности, являются особенностями его эмоциональной сферы. Их делят на:
– эмоциональную раздражительность;
– глубину впечатлений;
– эмоциональную выраженность;
– энтузиазм – скепсис;
– эмоциональную чуткость;
– эмоциональную прочность;
– выразительность [10].
По силе и длительности показателей подчёркивают несколько видов эмоций: аффекты, страсти, настроения, чувства.
Аффект – реакция, мобилизующая экстренно организм, непродолжителен, ограничен условиями ситуации, не поддается управлению и контролю волей человека.
Страсть – длительное, сильное переживание, овладевающее человеком.
Чувства – стабильная эмоциональная реакция, направленная на определенный объект.
Настроение – длительная реакция, подчеркивающая общее эмоциональное состояние человека [12].
Эмоции также имеют свои функциональные особенности: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции показывают нам, как конкретный человек оценивает ситуацию, в которой он находится, на сколько она значима для него. И проявления эмоций – сугубо индивидуальны для конкретной личности, ведь мы по-разному реагируем на те или иные раздражители. Любое проявление эмоций отражает внутренний мир человека, накапливает опыт переживаний тем самым воздействуя на развитие личности в целом.
Человеку невозможно гармонично развиваться, не взаимодействуя с другими людьми. И именно эмоции помогают нам проще коммуницировать, показывать свои чувства, переживания, отношение к объектам взаимодействия.
Эмоции, как и любые психические функции организма имеют свои характерные показатели, такие как: многополярность, энергетическую наполненность, интегральность, целостность и неразрывность с остальными психическими механизмами. Эмоциям характерны: неоднозначность (+ или ), увеличение или снижение интенсивности, воздействие на физические механизмы организма, сопровождение психического состояния человека на протяжении всей его жизни [27].
Определим значение эмоций в жизни человека. Ученые, изучившие вышеназванный вопрос обозначили несколько функций эмоций.
1. Сигнальная функция показывает человеку, на сколько значима для него та или иная ситуация и на сколько интенсивно реагировать на нее. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам импульсы «зачем и ради чего мы это делаем?» (связь результата и мотива) [17].
2. Отражательная функция помогает человеку оценить ситуацию и решить, принять её и продолжить взаимодействие либо отказаться.
3. Пусковая функция соответственно направлена на активацию действия, либо дальнейшей деятельности.
4. Побудительная функция стимулирует ощущения к сложившейся ситуации.
5. Организующая/дезорганизующая функции помогают намеренно продолжить или нарушить деятельность по отношению эмоционального объекта.
6. Коммуникативная (экспрессивная) функция помогает человеку показать своё переживание, мнение или взгляд на сложившуюся ситуацию, облегчает взаимодействие с людьми.