Файл: Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»



Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная


КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Общая психология»
На тему: «Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности»

Группа Го21П171в
Студент
И.В.Богданович

Преподаватель
О.Н.Астемирова

МОСКВА 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………………

3

1

Теоретические основы изучения эмоциональной сферы личности в психологии…………………………………………………………………

5

1.1 Эмоциональная сфера: понятие, смысл и её значимость в развитии …..личности……………………………………………………………...........

5

1.2 Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности …

11

Выводы по первой главе………………………………………………………

20

2

Современные методы исследования эмоциональной сферы личности...

21




2.1 Специфика измерения эмоциональных проявлений……………..….

21




2.2 Опросники для измерения эмоциональной сферы личности………

24

Выводы по второй главе………………………………………………………

29

Заключение…………………………………………………………………….

30

Список использованных источников…………………………………….......

32




ВВЕДЕНИЕ

Эмоции человека, на мой взгляд являются главным показателем его психофизической жизни, которые характеризуют, как саму личность, так и её индивидуальное, социальное функционирование. В современном мире, с его напряженным ритмом жизни, информационными перегрузками, нестабильностью и конкурентной социальной средой людям, для решения их жизненных задач, достижения успеха и гармоничного функционирования в обществе, необходимо серьезно подойти к вопросу их эмоциональной сферы, развитию навыков по её управлению и устойчивости к внешним проявлениям.

Эмоции выражают отношение личности к процессам познания, её поступкам. И для того, чтобы лучше понять себя и окружающих людей, необходимо иметь знания об эмоциях. Ведь не исследовав свой внутренний мир, не изучив себя, крайне сложно прийти к пониманию другого человека, а жизнь без эмоциональных красок так же тускла, как жизнь без ощущений. В онтогенезе человека, эмоциональная сфера играет далеко не последнюю роль. Важно понимать, что любое нарушение эмоциональной сферы индивида несет за собой деструктивные последствия в его личностное развитие.

Исходя из этого, появилась необходимость изучить подробнее этапы развития эмоциональной сферы человека, а также факторы, оказывающие, как позитивное, так и негативное воздействие на неё. Анализ всех обстоятельств поможет разобраться в сфере отрицательного влияния на эмоции личности и подобрать инструменты по устранению этих воздействий, тем самым помогая гармоничному развитию сферы, связанной не только с эмоциями, но и правильному развитию личности в целом. Ведь любое отклонение от нормы, будь то физическое, психическое, эмоциональное не позволит человеку жить полной, счастливой жизнью. А неудовлетворенный своей жизнью человек не сможет правильно функционировать в социуме и приносить пользу обществу. Поэтому тему, выбранную для данного проекта, считаю очень актуальной, особенно в современных реалиях.

Цель исследования: проанализировать литературу по данной тематике и определить специфику эмоциональной сферы личности и роль положительных и отрицательных эмоций в ее жизнедеятельности.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: эмоции личности.

Гипотеза: мы считаем, что эмоциональная сфера личности имеет свои особенности и выявить данные особенности помогают современные методы диагностики.

Задачи исследования:

1) изучить базовые представления,

смысл и важность эмоций для человека;

2) изучить особенности эмоциональной сферы личности;

3) изучить положительные и отрицательные эмоциональные факторы;

4) выявить специфику измерения эмоциональных проявлений личности.

Метод исследования: метод теоретического анализа.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников; работа изложена на 33 страницах.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
1.1 Эмоциональная сфера: понятие, смысл и её значимость в развитии личности

Очень велико значение эмоций для управления поведением личности. Ещё З. Фрейд писал, что эмоции напрямую связаны с нуждами людей и их удовлетворением. В данную систему входят разнообразные элементы: отражение состояния индивидуума, отображение объектов и явлений, имеющих конкретную значимость для его потребностей и жизненных задач с помощью, выраженной им эмоции.

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – состояния, взаимосвязанные с осознанием важности для индивидуума влияющих на него обстоятельств и выражающиеся, в первую очередь, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Эмоции представляют собой особенный вид психического процесса, который является важным инструментом контроля жизнедеятельности организма. Они отражают переживания человека, его отношение к окружающему миру и самому себе. Специфика эмоций заключается в том, что они находятся в прямой зависимости от интересов человека и помогают правильно расставлять приоритеты к влияющим на него объектам и обстоятельствам [7].

Одним из успешно исследовавших характеристики эмоций является английский натуралист и путешественник – Чарлз Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. В своем труде, «Выражение эмоций у человека и животных», он описывает, что большинство проявлений эмоций в жестикуляции и мимике – это результат эволюционного процесса. Он утверждал, что эмоции появились, как инструмент, благодаря которому живые существа указывают значимость различных состояний для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные отклики человека в виде жестов, изменения мимики лица, интонации являются инструментом коммуникации, т.е. передачей информации человеку о состоянии собеседника и его отношения к тому, что в процессе обсуждения происходит [9].


Согласно эволюционной концепции, эмоции возникли в процессе трансформации живых существ, как стратегически важные адаптивные механизмы организма к условиям и происходящим в его жизни ситуациям. Авторами данной концепции стали У. Джемс и К. Ланге. Они посчитали, что определённые телесные состояния свойственны для различных эмоций. Соответствующие физиологические изменения организма были названы органическими проявлениями эмоций и именно они являются основанием для формирования эмоций личности. Отражаясь в голове человека через структуру обратных взаимосвязей, они продуцируют психоэмоциональное переживание соответствующей субъективности. Сперва под воздействием внешних катализаторов происходят свойственные для эмоций преобразования в организме и только потом – как результат – зарождается непосредственно эмоция. Они пришли к выводу, что проявления эмоций – это исключительно бессознательный порыв, вызывающий изменения в организме, и только потом его осознание, которое и является самой эмоцией.

Справочник по психологии под публикацией А.В. Петровского обозначает эмоции, как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [21].

Эмоции – сложный психофизический процесс, состоящий из трех основных компонентов (физиологического, психологического и поведенческого), т.е. прогноз возможных изменений, само переживание и непосредственно выражение в форме каких-либо действий.

В психологии эмоции описываются, как ощущения индивидуума в определенный момент своего восприятия к чему-либо (к какой-либо ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.), с последующим физическим изменением организма, которые и характеризуют эмоциональность личности [15].

Характеристики эмоциональных реакций, которые регулярно и контрастно проявляются в поведении конкретной личности, являются особенностями его эмоциональной сферы. Их делят на:

– эмоциональную раздражительность;

– глубину впечатлений;

– эмоциональную выраженность;

– энтузиазм – скепсис;

– эмоциональную чуткость;

– эмоциональную прочность;

– выразительность [10].

По силе и длительности показателей подчёркивают несколько видов эмоций: аффекты, страсти, настроения, чувства.

Аффект – реакция, мобилизующая экстренно организм, непродолжителен, ограничен условиями ситуации, не поддается управлению и контролю волей человека.


Страсть – длительное, сильное переживание, овладевающее человеком.

Чувства – стабильная эмоциональная реакция, направленная на определенный объект.

Настроение – длительная реакция, подчеркивающая общее эмоциональное состояние человека [12].

Эмоции также имеют свои функциональные особенности: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции показывают нам, как конкретный человек оценивает ситуацию, в которой он находится, на сколько она значима для него. И проявления эмоций – сугубо индивидуальны для конкретной личности, ведь мы по-разному реагируем на те или иные раздражители. Любое проявление эмоций отражает внутренний мир человека, накапливает опыт переживаний тем самым воздействуя на развитие личности в целом.

Человеку невозможно гармонично развиваться, не взаимодействуя с другими людьми. И именно эмоции помогают нам проще коммуницировать, показывать свои чувства, переживания, отношение к объектам взаимодействия.

Эмоции, как и любые психические функции организма имеют свои характерные показатели, такие как: многополярность, энергетическую наполненность, интегральность, целостность и неразрывность с остальными психическими механизмами. Эмоциям характерны: неоднозначность (+ или ), увеличение или снижение интенсивности, воздействие на физические механизмы организма, сопровождение психического состояния человека на протяжении всей его жизни [27].

Определим значение эмоций в жизни человека. Ученые, изучившие вышеназванный вопрос обозначили несколько функций эмоций.

1. Сигнальная функция показывает человеку, на сколько значима для него та или иная ситуация и на сколько интенсивно реагировать на нее. По Леонтьеву, эмоции поставляют нам импульсы «зачем и ради чего мы это делаем?» (связь результата и мотива) [17].

2. Отражательная функция помогает человеку оценить ситуацию и решить, принять её и продолжить взаимодействие либо отказаться.

3. Пусковая функция соответственно направлена на активацию действия, либо дальнейшей деятельности.

4. Побудительная функция стимулирует ощущения к сложившейся ситуации.

5. Организующая/дезорганизующая функции помогают намеренно продолжить или нарушить деятельность по отношению эмоционального объекта.

6. Коммуникативная (экспрессивная) функция помогает человеку показать своё переживание, мнение или взгляд на сложившуюся ситуацию, облегчает взаимодействие с людьми.