Файл: Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности.docx
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3 Роль положительных и отрицательных эмоций в жизнедеятельности
В предыдущих главах мы узнали, что эмоции являются тем проявлением чувств, которые способны формировать наше восприятие на окружающие события, тем самым мотивируя нас на определенные действия. Они могут быть яркими, внезапными, незабываемыми, а в стрессовых ситуациях могут помочь или навредить человеку. Чтобы жить гармоничной, счастливой жизнью нужно уметь разбираться в своих эмоциях и конечно контролировать их. Каждый из нас понимает, что позитивный взгляд на жизнь помогает нам избегать конфликтов, стрессовых ситуаций во всех сферах жизни (работе, учебе, быту и т.д.), поэтому необходимо уделять внимание эмоциональному воспитанию. П. К. Анохин писал: "Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма" [2]. Благодаря своевременно появившейся эмоции организм приобретает способность невероятно быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.
Положительные эмоции и переживания, такие как: радость, умиротворение, симпатия формируют у нас оптимистический настрой, содействуют филиации волевой сферы. Позитивный психоэмоциональный настрой облегчает выполнение поставленных задач, мотивирует на деятельность. В отличии от отрицательных эмоций, которые мешают какому-либо действию. Регулирующая функция эмоций увеличивается, когда они не только сопутствуют той или иной деятельности, но и предопределяют ее, готовя нас к введению в эту деятельность. Из этого следует, что, эмоции зависят от жизнедеятельности человека и существенно влияют на нее [12].
Положительные эмоции и переживания, влияя на нашу нервную систему, содействуют восстановлению организма, а отрицательные разрушают его, что приводит к всевозможным заболеваниям. Положительные эмоции производят сильное влияние на коммуникативные механизмы и мировосприятие личности.
Находясь в приподнятом настроении, суждения человека проходят в позитивном ключе, он чувствует уверенность, самоуважение к себе, воспринимает себя, как состоявшаяся социальная личность.
В отличном настроении легче вспомнить жизнерадостные события или приятные слова. Общепризнанным обоснованием такого свойства рассматривается то, что память базируется на сети образных взаимосвязей между явлением и понятием о нем. Они интегрируются с эмоциями, и в тот период, когда человек пребывает в соответственном психоэмоциональном состоянии, его память перенастраивается на события, отождествляемые именно с этим состоянием.
Также хорошее настроение помогает проще реагировать на возникшую проблему и разрешать ее, так в этом состоянии наблюдается повышенная реакция, способная продуцировать простейшие решения.
Многочисленные эксперименты доказали, что стимуляция положительных эмоций вызывает оригинальные вербальные ассоциации, которые активизируют творческий потенциал и способствуют повышенной отдаче. Позитивно настроенным людям характерны отзывчивость, щедрость, стремление помочь другим. Такими же характерными качествами обладают люди, чье эмоциональное состояние было стимулировано искусственно в положительном русле (комплимент, подарок, воспоминание о приятном событии). Люди, пребывающие в отличном настроении, признают, что помощь другим является компенсирующим поступком, влияющим на поддержание положительного эмоционального состояния. Людям свойственно наблюдение за своим эмоциональным состоянием и собеседника. Если замечено расхождение между эмоциональными фонами, то будет предпринята попытка сбалансировать его.
Отрицательные эмоции дестабилизируют ту деятельность, которая приводит к их появлению, но мобилизуют процессы, которые способны снизить или предотвратить вредоносные воздействия. Появляется эмоциональная напряженность, которая обуславливается кратковременным снижением стабильности психофизиологических механизмов, что бесспорно влечет к всевозможным, вегетативными реакциями и соответствующей эмоциональностью. Отрицательные эмоции имеют воздействие на человека, сильнее физического, что даже приводит к глубоким патологическим изменениям в организме. Зафиксированы случаи смертности как от большого горя, так и безмерной радости.
Отрицательные эмоции, которые проявляются в форме страха, зависти, ненависти, агрессии, печали, злобы снижают нормальные функции организма и в первую очередь центральной нервной системы. Помимо тяжелых заболеваний, они могут оказаться причиной преждевременной старости. Человек, с повышенной тревожностью рискует рано ощутить проблемы со зрением. Агрессия также имеет сильнейшее отрицательное воздействие на организм. Проявление агрессии рождается на стыке мыслей человека и его чувств, где преобладание мыслей будут влиять на силу агрессивных действий. Саму агрессию (злость, гнев, враждебность) могут вызвать как осознаваемые (конкуренция, ревность), так и неосознаваемые (духота, шум, теснота) причины [11].
Часто роль отрицательных эмоций недооценивают со стороны их полезности, считая, что они формируют в человек слабость, безволие, но они несомненно помогают человеку донести определенную информацию. Чувство страха предупреждает об опасности, гнев - о недостойном поступке, горе - сигналь большой утраты. Эмоции обогащают нашу жизнь, стимулируют на определенные поступки, помогают во взаимоотношениях, спасают и губят.
Недостаток эмоций влечет за собой проблемы с социализацией. Поэтому важно испытывать эмоции, уметь их контролировать. Личность, проявляющая положительные эмоции наряду с оптимальным объемом отрицательных проявлений повышает свои энергетические, адаптационные ресурсы, работоспособность, чувствует себя более полноценно.
Выводы по первой главе
Изучение и анализ работ различных авторов касательно вопроса эмоциональной сферы человека в психологии, а также ее особенности и значимость в жизнедеятельности самой личности, позволяет сделать следующие выводы:
Эмоции – это конкретные ощущения индивидуума в момент своего восприятия к чему-либо, к какой-либо ситуации, к другим людям, к самому себе, с последующим физическим изменением организма, которые и характеризуют эмоциональность личности.
Есть несколько мнений о том, когда появляется психоэмоциональная функция у человека. Некоторые полагают, что она дается индивиду с момента рождения, другие утверждают, что человек рождается с совершенно чистейшим, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем.
Большинство авторов отмечают то, что эмоции находятся в прямой зависимости от интересов человека и помогают правильно расставлять приоритеты к влияющим на него объектам и обстоятельствам, следовательно, имеют колоссальное значение для управления его поведением.
Мы видим, что эмоциональная сфера человека крайне сложная и важная функция организма, со своими характеристиками и особенностями реакций, которые регулярно и контрастно проявляются в поведении личности. В зависимости от конкретной ситуации можно определить уровень эмоциональной раздражительности, глубину, выразительность эмоции, ее полярность, а также на сколько прочен и чуток эмоциональный фон человека.
Воздействие эмоций на человека могут иметь, как положительные, так и отрицательные психофизиологические последствия.
Подведя итоги данного раздела, можно сказать, что эмоциональная сфера развивается вместе с человеком, оказывая прямое воздействие на формирование его индивидуальности и жизнедеятельность. Значимость ее в развитии и функционировании личности неоспорима.
2 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ
2.1 Специфика исследования эмоциональных проявлений
Прежде чем сделать выбор в пользу конкретной диагностики для исследования эмоциональной сферы личности необходимо понимать, что каждая методика применима для определенной возрастной категории, ведь в процессе взросления меняется и восприимчивость к тем или иным группам методов. В каждом возрастном периоде имеются свои особенности, без учета которых нет возможности провести максимально точную диагностику, а значит увеличивается шанс не обнаружить возможные нарушения и помочь вовремя их исправить.
Для детей младшего возраста — наиболее применимы проективные диагностические методы («Несуществующее животное», Childrens Apperception Test, тест Розенцвейга). Благодаря им можно выявить эмоционально-личностные качества, эмоциональное состояние и отношение к окружающим ребенка людям, объектам. Данные методы помогают выявить вовремя тревожность ребенка, его агрессивность, боязливость, потребность в аффилиации, определить показатель социальной приспособленности и др. [20]. Также к проективным методам можно отнести методики, где испытуемому необходимо продолжить историю, закончить рассказ, завершить предложение. Большое значение в проективных методиках имеет цвет, который отражает эмоциональное состояние человека. Уже доказано, что эмоции и цветовые сенсоры человека тесно взаимосвязаны. Широко известным цветовым тестом является тест, швейцарского психолога М. Люшера [12]. Данный тест помогает обнаружить многие негативные состояния (стресс, тревогу, страх, огорчение) и другие проявления эмоций.
Также при исследовании эмоционального состояния детей используют и специфические методы диагностики, которые в основе своей опираются на работу с цветом. Одним из таких методов является тест О. А. Ореховой «Домики» [17]. Благодаря данной методике можно определить отношение испытуемого к разным социальным группам (счастью, справедливости, горю и др.).
Наиболее адекватным методом исследования эмоциональной сферы младших школьников
, является метод наблюдения за поведением и реакциями ребенка, где наблюдающим заполняются специально подобранные схемы и диагностические карты. Данный метод помогает проанализировать ряд параметров эмоциональных проявлений младшего школьника. К ним относятся: эмоциональный фон ребенка, эмоциональная подвижность, выраженность его эмоций, а также его эмоционально-личностные проявления (агрессивность, конфликтность, реакции на фрустрацию и др.) Данный метод рекомендуется проводить совместно с родителями, где в листах наблюдения или опросниках фиксируются поведенческие реакции детей, после чего результаты анализируются. Для исследования эмоциональной сферы детей можно использовать и такие методы как: беседа, опрос, анкетирование, а также анализ их рисунков, поделок.
Для диагностики эмоциональной сферы старших подростков и юношей применяют методы прямого анкетирования и опроса. Выбор данных методов диагностирования предпочтителен, в связи с высокими показателями интеллекта и рефлексии данной возрастной группы.
При психоэмоциональной диагностики взрослых, самыми актуальными являются опросники, которые помогают выявить ключевые эмоции человека и способы их выражения. Существует множество опросников для исследования эмоционально-личностных особенностей взрослого человека, благодаря которым вовремя выявляются и предотвращаются нежелательные отклонения и нарушения эмоциональной сферы.
Также имеется ряд правил для проведения методов диагностики эмоционального состояния личности:
- перед применением методики необходимо тщательно изучить ее, чтобы не было затруднений во время проведения теста;
- специалисту, проводящему диагностику иметь достаточно навыков, чтобы не нанести психологическую травму испытуемому во время теста;
- перед процедурой наладить эмоциональный контакт;
- диагностика проводится в доверительной, приятной обстановке;
- обратить внимание на физическое и эмоциональное состояние испытуемого;
- помещение для диагностики должно быть оснащено удобной мебелью, освещением и цветовой гаммой стен, способствующей снятию напряжения;
- необходимо объяснить испытуемому смысл задания и убедиться, что он все правильно понял;
- обращать внимание на социальное окружение испытуемого, в полной мере влияющего на развитие его эмоциональной сферы;