Файл: Методические указания для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
КАФЕДРА Рекламы и связей с общественностью


ТЕОРИЯ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА
методические указания

для обучающихся очной и заочной форм обучения

по направлению подготовки

бакалавриата
42.03.01Реклама и связи с общественностью
(все профили)




Составитель

Ю. В. Малкова
Санкт-Петербург

2015

Утверждено

на заседании кафедры

24. 03.2015, протокол №

Рецензент Г. В.Брындина

Методические указания к дисциплине «Теория рекламного текста» для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки бакалавриата 42.03.01 - Реклама и связи с общественностью, разработаны по материалам кафедры рекламы и связей с общественностью в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Они включают требования к оформлению контрольной работы и критерии ее оценивания, тематику и общее содержание работы, список литературы и образцы его оформления, необходимые комментарии по выполнению работы. В указаниях также приводятся содержание лабораторных занятий, вопросы к экзамену и критерии оценки его результатов.




ОГЛАВЛЕНИЕ



ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 7

Контрольные вопросы 9

Тестовые задания 10

Список литературы 10

Контрольные вопросы 17

Тестовые задания 17

Список литературы 19

Контрольные вопросы 21

Тестовые задания 21

Список литературы 21

Контрольные вопросы 26

Тестовые задания 26

Список литературы 27

Контрольные вопросы 32

Тестовые задания 32

Список литературы 32

Контрольные вопросы 37

Тестовые задания 37

Контрольные вопросы 43

Тестовые задания 43

Контрольные вопросы 48

Тестовые задания 48


ВВЕДЕНИЕ

Важную роль в профессиональной подготовке рекламиста играет изучение жанров рекламы и текстовых моделей, а также экспрессивных средств языка и приемов языкового манипулирования. Усвоение речевой нормы чрезвычайно актуально при формировании у студентов навыков редактирования рекламного текста и умений определять причины коммуникативных неудач. Предлагаемый курс соединяет теорию и практику рекламного творчества. Здесь систематизированы наиболее часто встречающиеся модели, жанры и приемы современной рекламы. Предметом настоящей дисциплины "Теория рекламного текста" является практический копирайтинг: написание текстов и конструирование рекламных сюжетов. Сюжет в данном случае понимается широко: это не только модель текста, но и словотворчество, и прием фантазирования, и даже стилистическая фигура – то есть все то, что может служить носителем продающей рекламной идеи.


Учет основных требований, предъявляемых к рекламному тексту, точный выбор наиболее подходящих языковых средств позволят создавать действенные рекламные обращения.

Цель дисциплины

Сформировать компетенции обучающегося в области современного рекламоведения и инновационных стратегий создания эффективного рекламного текста.
Задачи дисциплины

  • рассмотреть экстра- и интралингвистические особенности рекламы в ее коммуникативном аспекте;

  • научить анализировать средства языка и стиля рекламного сообщения и их воздействие на потребителя;

  • дать понятие о классификации рекламных сюжетов, позволяющей распознавать общие для них структурные построения;

  • преподать основные приемы построения рекламного текста;

  • ознакомить со спецификой построения сценария в теле- и радиорекламе, а также в PR-акциях;

  • развить навыки и умения создания эффективного рекламного текста.


В результате изучения курса студенты должны знать:

- важнейшие архетипы и основные смыслы мифологических построений;

- характерные особенности актуальных жанров рекламы.
Кроме того, они должны уметь:

- грамотно и целенаправленно использовать мифологические имена и сюжетные схемы при создании рекламы;

- вскрывать богатый потенциал культурной символики и творчески его эксплуатировать в рекламных текстах;

- создать и протестировать рекламный текст, составляя активный словарь и используя художественные приёмы.

СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
а) основная учебная литература
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8

Малкова Ю.В. Конструирование рекламных сюжетов. СПб.: АСТ, Сова, 2007.


  • Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления. 2-е изд. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бердышев С.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5980.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

  • Бернадская Ю.С. Текст в рекламе. - М.: Юнити-Дана, 2012.

  • Витале Дж. Гипнотические рекламные тексты: Как искушать и убеждать клиентов одними словами: Секреты написания убедительных рекламных объявлений, пресс-релизов, слоганов, деловых и личных писем. М., 2012.

  • Иншакова Н.Г. Рекламный и пиар-текст [Электронный ресурс]: основы редактирования. Учебное пособие для студентов вузов/ Иншакова Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Аспект Пресс, 2014.— 256 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21069.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.

  • Назайкин Н. А. Эффективный рекламный текст в СМИ [Электронный ресурс]: монография/ Назайкин Н. А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2011.— 480 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13128.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.


    б) дополнительная литература и другие информационные источники

    1. Баженова Е.А., Протопопова О.В. Язык и стиль рекламы // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М., 2003.

    2. Бернадская Ю.С. Основы рекламного текста. Омск, 2004.

    3. Блинкина-Мельник М.М. Рекламный текст: Задачник для копирайтеров. М., 2003.

    4. Валладарес Дж. А. Ремесло копирайтинга.  СПб., 2003 .

    5. Имшинецкая И. Жанры печатной рекламы, или Сундук с идеями для копирайтера. М., 2002.

    6. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М., 2004.

    7. Иншакова Н.Г. Рекламный текст: Редакторский взгляд. М., 2007.

    8. Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М., 1995.

    9. Кеворков В.В. Слоган: Практическое руководство. М., 2003.

    10. Корнилова Е., Гордеев Ю. Слово и изображение в рекламе. Воронеж, 2001.

    11. Кохтев Н.Н. Реклама: Искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов. М., 1997.

    12. Кривоносов А.Д. Жанры PR-текста. – СПб., 2002.

    13. Кромптон А. Мастерская рекламного текста. Тольятти, 1995.

    14. Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. Воронеж, 2004.

    15. Литвинова А.В. Короче афоризма, умнее заголовка. Успех рекламы начинается со слогана. - М., 1997.

    16. Морозова И. Слагая слоганы. 2-е,испр. М., 2005.

    17. Назайкин А.Н. Эффективная реклама в прессе. – М, 2008.

    18. Нельке М.Техники креативности.М.:Омега-Л, 2006.

    19. Пирогова Ю.К., Паршин П.Б., Репьев А.Л. и др. Рекламный текст: Семиотика и лингвистика. М., 2000.

    20. Психология креативности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Т. Любарт [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Когито-Центр, 2009.— 215 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/3849.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

    21. Ривс Р. Реальность в рекламе. – М., 1983 или издание 1992.

    22. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 1999.

    23. СердобинцеваЕ.Н. Структура и язык рекламных текстов. Москва, 2010.

    24. Сироткина И.В. Как приготовить вкусный бренд.- М.: Альфа-Пресс, 2005.

    25. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 2006.

    26. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М., 1999.

    27. Ученова В.В., Шомова С.А., Гринберг Т.Э., Конаныхин К.В. Реклама: палитра жанров. М., 2000.

    28. Фещенко Л.Г. Структура рекламного текста. СПб., 2003.

    29. Френкель А. Нейминг. Как игра в слова становится бизнесом. М., 2004.

    30. Шамхалова С.Ш. Теле- и радиореклама. Секреты завоевания потребителей. 2-е изд. [Электронный ресурс]/ Шамхалова С.Ш.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5986.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

    31. Шарков Ф.И. Реклама в коммуникационном процессе [Электронный ресурс]: учебник/ Шарков Ф.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 348 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10960.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

    32. Шатин Ю.В. Построение рекламного текста. М., 2003.

    33. Шерстяных И.В. Основы социолингвистики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шерстяных И.В.— Электрон. текстовые данные.— Иркутск: Иркутский государственный лингвистический университет, 2012.— 160 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21096.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

    34. Шугерман Д. Искусство создания рекламных посланий. Справочник выдающего американского копирайтера. М., 2010.

    35. Щепилова Г.Г. Реклама в СМИ. История, технология, классификация [Электронный ресурс]: монография/ Щепилова Г.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.— 464 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13154.— ЭБС «IPRbooks», по паролю



    Интернет-ресурсы

    • www.marketing.spb.ru

    • www.brandlab.ru

    • http://reclab.smysl.ru

    • www.pr-club.com

    • www.reklamaster.com

    • www.reklama-region.com

    Словари и справочники


    1. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. - М., 1988.

    2. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.

    3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1998.

    4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Для работников печати. - М., 1989.

    5. Словарь иностранных слов // Сост. Н.Г. Комлев - М., 1999.

    6. Словарь синонимов русского языка. В 2-х томах// Под ред. А.П.Евгеньевой. - М., 1970.

    7. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью. Средствам массовой информации /Авт.-сост. А.А.Чесанов. – СПб., 1998.

    8. Словарь эпитетов русского языка. // К.С.Горбачевич. - СПб., 2000.

    9. Фразеологический словарь русского языка // Под ред. А.И.Молоткова. - М., 1987.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
    ТЕМА № 1. Проблема языка и стиля в рекламном тексте

    С филологической точки зрения реклама представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения – рекламные тексты. Эти тексты в своей совокупности характеризуются: 1) определенными признаками содержания и внешнего оформления, позволяющими отличить их от других (нерекламных) текстов; 2) определенными функциональными признаками; 3) определенным местом, которое они занимают в общей совокупности текстов, созданных и создаваемых на некотором языке.

    Терминология

    Язык особым образом устроен, упорядочен. Различные составляющие его элементы – языковые единицы – имеют свое особое назначение и связаны друг с другом закономерными отношениями. Совокупность всех языковых единиц и отношений между ними образует строй языка.

    Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способы их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков и т.д.

    Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв. Графика представляет инвентарь, которым пользуются при письме (буквы алфавита, условные обозначения: стрелки, отточия, скобки и т.п. знаки препинания).


    Орфография (греч. orthos - прямой, правильный и grapho - пишу), или правописание, регулирует средства графики при письменной передаче речи, устанавливает единообразное написание слов и их грамматических форм. Практическая роль орфографии - служить средством письменного языкового общения - делает орфографию социально значимой.

    Морфемика - ( гр. morphe – форма) – учение о структуре слов, о значимых частях слова.

    Словообразование – раздел языкознания, котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы их образования.

    Лексикология и грамматика изучают значимые единицы языка (слова, морфемы, предложения).

    Лексикология (гр. lexikos - словарный + logos - учение)- раздел языкознания, изучающий лексику, т.е. словарный состав языка. Термин лексика используется также и в более узких значениях: для определения совокупности слов, употребляемых в той или иной сфере, функциональной разновидности языка (книжная лексика), в отдельном произведении.

    Термином «грамматика» обозначают в языкознании учение об изменении слов и сочетании слов в предложении. В соответствии с этим грамматика подразделяется на два раздела: морфологию - собрание правил об изменении слов, т.е. учение о грамматической природе слова и его формах (греч. morphe - форма, logos - слово, учение), и синтаксис - собрание правил о сочетании слов, т.е. учение о построении предложения (греч. syntaxis - сочетание, построение).

    Объектом изучения в морфологии, как и в лексикологии, являются отдельные слова. Однако в морфологии слова изучаются не с точки зрения его лексического значения и употребляемости, а с точки зрения его грамматических свойств (рода, числа, падежа и т.п.). В морфологию включается учение о частях речи как лексико-грамматических категориях слов

    Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, эмоций и волеизъявления.