Файл: Роль эмоций в процессе реализации мыслительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- учитывать тот факт, что эмоциональные состояния не всегда носят однозначный характер;

- при проведении групповой диагностики необходимо, чтобы задания и время на их выполнение были одинаковыми для всех участников;

- во время проведения тестов необходимо самому быть сдержанным, спокойным;

- во время анализа теста, обязательно учитываются индивидуальные особенности каждого испытуемого и его интеллектуальные возможности.

Без соблюдения данных правил диагностику проводить нельзя!

При выборе инструментов диагностики необходимо учитывать соответствие их возрасту испытуемого, а также сфере исследования [12].

Проведя анализ методов и правил проведения диагностики, направленных на определение эмоционального настроения личности я сделал вывод, для того, чтобы получить максимально точную характеристику особенностей эмоциональной сферы человека необходимо задействовать комплекс разнообразных методик.


2.2 Опросники для измерения эмоциональной сферы личности

Эмоциональная сфера личности сложный инструмент и для понимания ее развития, выявления первопричин вероятных нарушений многие исследователи предлагают использование разнообразных диагностических подходов. Наиболее популярными у психологов являются методики, предназначенные для диагностики общего эмоционального состояния, депрессий, неврозов, стресса, агрессивности и тревожности.

В рамках данного проекта рассмотрим несколько личностных опросников и проективных тестов, с помощью которых можно изучать особенности эмоций и эмоциональной сферы личности.

Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)

Методика была создана в 1973 году группой учёных 1 Московского медицинского института имени Сеченова. В состав разработчиков входили В. А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников. Тест представляет собой 30 пар слов, описывающих общие состояния, степень эмоциональной и физической активности и настроения человека.

В качестве целей исследования учёные выделили:

  • оценку психического состояния испытуемого

  • выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку

  • определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям [12].

Методики экспресс-диагностики В.В. Бойко – короткие опросники, созданые в конце 1990-х г. удобные в использовании, занимают не больше 30 минут.


Целью данной методики является: установление ряда эмоциональных переживаний личности, таких как предрасположенность к:

  • дистимии

  • энтузиазму

  • безынициативности

  • вспыльчивости

  • аффективному поведению

  • сложностей в выстраивании эмоциональных связей

  • психоэмоционального «выгорания».

Методика диагностики уровня невротизации Л.И. Вассермана (в модификации В.В. Бойко, 1995) – тест, целью которого является диагностика показателя невротизации человека [20].

Автор выделил несколько психоэмоциональных состояний человека при высоких показателях невротизации, сверхэмоциональная возбудимость, в последствии которой могут развиться:

  • подавленность, раздраженность, неуверенность, вспыльчивость

  • пассивность, влекущая за собой недовольство в своих стремлениях

  • эгоизм, вызывающий параноидальную фокусировку на психосоматические переживания и небезупречность

  • проблемы во взаимоотношениях, застенчивость, повиновение.

Низкие показатели невротизации указывают на следующие эмоциональные состояния личности:

  • психоэмоциональную стабильность

  • позитивный эмоциональный фон (самообладание, бодрость)

  • целеустремлённость

  • самоуважение

  • самостоятельность, решительность, непринуждённость в общении.

Методика экспресс-диагностики состояния стресса К. Шрайнера (ДСС, 1993), где из предложенных вариантов ответов нужно выбрать те, которые являются положительными.

Цель диагностики:

  • помочь специалисту вовремя диагностировать состояние стресса,

  • определить уровень эмоционального контроля и возбудимости во время стрессовых ситуаций.

Методика «Прогноз» − разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости (НПУ), риска дезадаптации в стрессе. Методика содержит 84 вопроса, на каждый из которых предлагается дать ответ «да» или «нет».

Целью теста является:

  • выявление симптомов нервно-психической неуравновешенности личности, которые являются значимым показателями в момент диагностики эмоциональной сферы человека

  • оценка уровня нервно-психической устойчивости

  • функциональность эмоциональных реакций и риски дезориентации во время стресса

  • оценка вероятности их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.


Тест рекомендован лицам, собирающимся работать в сложных, непрогнозируемых условиях, с повышенными требованиями к специалисту.

Методика А. Ассингера (1993)

В данном опросе предложен ряд ситуаций, где нужно выбрать наиболее характерный для испытуемого вариант их разрешения.

Тест помогает:

  • диагностировать показатель агрессивности человека

  • характер враждебности испытуемого

  • уровень адекватности по отношению к собеседнику

  • выяснить, на сколько человек деликатен и легок в общении с окружающими.

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (Rosenzweig Picture Frustration Study, PF Study) − методика, впервые была описана в 1944 году, позже в Научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева была создана ее модификация.

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным разговором. Эти рисунки предъявляются испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении.

Цель методики:

  • определить уровень психоэмоциональных откликов

  • определить специфику поведения личности в момент возникновения тупиковых ситуаций, препятствующих поставленным задачам.

Данная методика необходима для диагностики возможной предрасположенности к агрессии, суицидам, девиантному поведению.

Диагностика враждебности (по шкале У. Кука − Д. Медлей, адаптация Л.Н. Собчик) помогает определить предрасположенность личности к агрессии в процессе диалога с собеседником. Тест информативен и показывает в результате, уровень цинизма, враждебности. Диагностика занимает около 20 минут.

Методика самооценки психических состояний Г. Айзенка наиболее популярный опросник у практикующих психологов, т.к. имеет высокие показатели валидности и надёжность.

Данный опросник состоит из 40 утверждений (4 шкалы: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность), где испытуемому необходимо оценить относительно себя подходит, не подходит, подходит, но не очень данное утверждение.

Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов

по каждой шкале. Полученный результат говорит об уровне выраженности

выделенных четырех состояний.


Данная методика помогает:

  • определить психоэмоциональное состояние человека

  • выявить различные переживания (раздражительность, враждебность, безысходность, неуравновешенность и др.).

Методика диагностики склонности к немотивированной тревожности (В.В. Бойко) удобный, результативный, надежный тест, который занимает всего 10 минут, где на предложенные 12 ситуаций испытуемому необходимо ответить в форме «да» или «нет». Чем больше утвердительных ответов дал испытуемый, тем отчетливее выражена дисфункциональность обсуждаемого стереотипа эмоционального поведения.

Цель: выявление степени немотивированной тревожности.

Шкала проявления тревожности Дж. Тейлора (MAS – Manifest Anxiety

Scale, 1953) – личностный опросник, предназначенный для измерения уровня тревожности.

Опросник состоит из 50 утверждений, на которые обследуемый должен

ответить «да» или «нет». Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Время обследования – 15-30 мин.

Оценка результатов диагностики производится путем обработки ответов

испытуемого согласно ключу. Каждое совпадение ответа с ключом считается в 1 балл.

Подведя итоги, можно с уверенностью сказать, что эмоциональная сфера человека имеет ряд характерных показателей, которые указывают на её сбой. Безусловно, это далеко не весь список методик оценки эмоциональной сферы личности и важно помнить, что каждый человек индивидуален, и грамотно подобранный комплекс оценки его эмоционального состояния поможет вовремя выявить нарушения и уберечь от негативных последствий.



Выводы по второй главе

Опираясь на изучение и анализ психологических подходов в исследовании и диагностировании эмоциональной сферы личности можно сделать следующие выводы:

Эмоциональная сфера личности сложный инструмент и для понимания ее развития, выявления первопричин вероятных нарушений необходимо использование разнообразных диагностических подходов.

Каждая методика применима для определенной возрастной категории.

Для детей младшего возраста наиболее применимы проективные диагностические методы.

Наиболее адекватным методом исследования эмоциональной сферы младших школьников, является метод наблюдения за поведением и реакциями ребенка и такие методы как: беседа, опрос, анкетирование, а также анализ их рисунков, поделок.

Для диагностики эмоциональной сферы старших подростков и юношей применяют методы прямого анкетирования и опроса.

При психоэмоциональной диагностике взрослых, самыми актуальными являются опросники, которые помогают выявить ключевые эмоции человека и способы их выражения.

Существуют определенные параметры, по которым определяется уровень эмоционального состояния испытуемого.

Необходимо учитывать ряд правил для проведения методов диагностики эмоционального состояния личности.

При выборе инструментов диагностики необходимо учитывать соответствие их возрасту испытуемого, а также сфере исследования.

Для точного выявления особенностей и возможных психоэмоциональных проблем в эмоциональной сфере личности важно использовать проверенные и надежные диагностические методы.

Считаю, что гипотеза, выдвинутая вначале данной работы полностью доказана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема эмоциональной сферы личности крайне интересна и полностью раскрыть её в рамках одного исследования просто невозможно. Этот проект позволил мне более подробно узнать о разных точках зрения на вопрос возникновения эмоций у человека, проследить эволюцию эмоций и углубиться в понимание эмоциональной сферы личности и ее роли в жизнедеятельности.

Эмоциями зовутся такие переживания, как гнев, ужас, печаль, радость, уверенность, любовь, презрение, досада и многие другие. Эмоции пробуждаются в определенных психофизических переживаниях, свойственных конкретной личности. Как и ощущения, эмоции имеют положительный и отрицательный оттенок, который зависит от переживаний человека во время удовольствий либо неудовольствий.