Файл: 1. Управление, социальное управление основные понятия, соотношение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 766

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Специальные субъекты - юридические лица - различные коммерческие и некоммерческие организации, особенные признаки статуса или профиля деятельности которых обозначены многими статьями Особенной части в качестве специальных признаков соответствующих составов правонарушений: избирательные объединения, средства массовой информации, торговые организации, осуществляющие реализацию товаров, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, биржи, банки и иные кредитные организации, организации - получатели бюджетных средств и т.д.

4. Особые субъекты-физические лица: а) военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов (обладают частичным иммунитетом от административной юрисдикции); б) судьи, прокуроры, депутаты и некоторые другие должностные лица, выполняющие определенные государственные функции (имеют дополнительные процедурные гарантии своего должностного статуса при применении к ним мер процессуального обеспечения и административных наказаний); в) другие физические лица, наделенные невключенными в состав правонарушения особыми признаками их правового статуса, влияющими не на квалификацию деяния, а на материально-правовые и процессуальные особенности привлечения их к административной ответственности (несовершеннолетние, беременные женщины, инвалиды I и II групп, иные лица).

5. Особые субъекты - юридические лица - организации-правопреемники реорганизованных в форме присоединения юридических лиц-правонарушителей, вместо которых первые (присоединившие юридические лица) несут административную ответственность (ч.4 ст.2.10) КоАП.

42. Особенности административной ответственности лиц, на которых распространяются дисциплинарные уставы или специальные положения о дисциплине.

Административная ответственность военнослужащих представляет собой особый вид административной ответственности, который характеризуется применением строгого ограничения специальных мер административного наказания в отношении специального (определенного законодательством о воинской службе) круга субъектов в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. Административная ответственность военнослужащих характеризуется тремя признаками: а) специальным субъектным составом ;

1. военнослужащие (лица, проходящие военную службу в кадрах ВС РФ) и призванные на военные сборы граждане – несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами; 2. сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с НПА, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах (ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»). Они несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, установленным общевоинскими уставами и специальными нормативными актами. б) сокращенным перечнем фактических оснований привлечения к административной ответственности, в качестве которых выступают: нарушение законодательства о выборах и референдумах, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ПДД, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 КоАП); в) ограничением возможности применения в отношении военнослужащих отдельных видов административных наказаний (административного ареста и штрафа (к военнослужащим, проходящим службу по призыву).



Особенностью привлечения данных лиц к ответственности является то, что к ним не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, а к лицам, проходящим военную службу по призыву еще и наказание в виде штрафа. Так, например, при совершении правонарушения по ст.7.2 «Уничтожение или повреждение специальных знаков», которое по общему правилу наказывается штрафом в установленном размере, будет составляться протокол об административном правонарушении, который направляется начальнику или командиру нарушителя для наказания в административном порядке.
43. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему законодательству.

Основаниями административной ответственности являются:

Нормативное основание — нарушение административно-правового запрета.

Фактическое основание — совершение административного правонарушения.

Процессуальное — издание правоприменительного акта.

Законодатель выделяет ряд обстоятельств, которые могут исключить административную ответственность либо освободить от нее.

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

1. Недостижение установленного законом возраста.

2. Невменяемость лица, совершившего правонарушение, т. е. лицо, вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния, не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими.

3. Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

4. Необходимая оборона — противоправное деяние, совершенное при защите государственного или общественного порядка, собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.


Основаниями освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Это может быть:

· малозначительность совершенного противоправного деяния;

· издание акта амнистии;

· отмена акта, который установил эту ответственность;

· истечение сроков взыскания;

· смерть лица, совершившего административное правонарушение.

Последствием освобождения от административной ответственности (исключая только смерть лица, совершившего правонарушение) является передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественности для применения мер общественного воздействия. А это означает, что лицо, которое совершило административное правонарушение, не освобождается от справедливой реакции на него со стороны общественности.

Органы и организации, которым были направлены материалы, обязаны уведомить органы или должностные лица, которые их направляли, какие же меры общественного воздействия были применены к лицу, совершившему административное правонарушение
44. Административные наказания: понятие, цели, система, виды. Общая характеристика административных наказаний.

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а также в целях восстановления нарушенного права.

Цели:

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Система:

КоАП в главе 3 устанавливает систему административных наказаний. В настоящее время их 9:

I. Предупреждение - официальное порицание физического или юридического лица, предупреждение является мерой наказания только в том случае, если оно вынесено в письменной форме.


II. Штраф - денежное взыскание, выраженное в рублях, существует несколько способов исчисления штрафа:

1) в рублях, максимальный размер которого для граждан – 5 тысяч рублей, для д/л – 50 тысяч рублей, для юр лиц – 1 млн. рублей, штраф не м б менее 100 рублей;

2) кратно стоимости предмета правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения, при такой форме исчисления штраф не м б более 3хкратной стоимости предмета;

3) кратно сумме неуплаченных налогов, сборов, таможенных пошлин и др. обязательных платежей, не более 3хкратного размера;

4) кратно сумме выручки от реализации товара, работы или услуги, за календарный год, предшествующий году, в котором совершено административное правонарушение, размер не м б более ¼ общего объема выручки за предыдущий год.;

III.Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное изъятие, реализация, с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию, назначается только судьей. Не м назначаться лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования

IV. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - безвозмездное принудительное изъятие у собственника собственности РФ или субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Назначается судом. Не является конфискацией процессуальное изъятие оружия не у собственника и изъятие вещей, изъятых из оборота. Не м применяться к лицам, для которых охота или рыболовство являются основным источником существования.

V. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу - устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. назначается судьей. м устанавливаться на срок от 1 месяца до 3х лет. не применяется к инвалидам, управляющим транспортным средством в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии алкогольного опьянения, отказа от процедуры медицинского освидетельствования, оставления места ДТП.

VI. Арест – заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, устанавливается на срок до 15 суток, в случаях совершения правонарушения в зоне проведения контртеррорестической операции арест м б увеличен на срок до 30 суток. Назначается судьей. Не применяется: