Файл: Референдум как институт народовластия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное образовательное учреждение.

(ЧПОУ “Колледж управления и права”)

ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

Дисциплина “Конституционное право”

Реферат

Тема: Референдум как институт народовластия.

Выполнил студент

Ерохина А. А.

Юриспруденция”

Курс №2

Группа Ю-0921-1

Проверил (а) :

Третяков Д.А.

Г.Иваново

2023г.

Содержание:

Введение

I. Референдум в системе российского законодательства

1.1. Определение и виды

1.2. Основные принципы законодательства о референдуме

1. 3. Организация референдума

1.4. Определение итогов референдума Российской Федерации

1.5. Правовые последствия референдума Российской Федерации

II. Референдум в России: итоги демократических преобразований

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Референдум, как форма непосредственной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. За время существования института референдума в Европе (исключая Швейцарию, где первый референдум был проведен в 1439 г.) на национальном уровне проведено более 100 народных голосований. Референдум - оружие обоюдоострое, Российские Вести, 1993, 6 апр.

Для России, которая стремится интегрироваться в мировое сообщество, определение в своем законодательстве понятия референдума стало важным шагом, ведь еще после Первой Мировой войны институт референдума вошел в конституции ряда европейских государств. После Второй Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 г.г. В настоящее время референдум предусмотрен Конституциями более 20 государств. Еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в Основном Законе этих стран. Референдум - оружие обоюдоострое, Российские Вести, 1993, 6 апр.


Особую роль референдум как институт гражданского общества приобрел в современных российских условиях. Действующая Конституция нуждается в длительном периоде «спокойствия» - отсутствии изменений и потрясений. Вместе с тем, решение насущных проблем требует внесения в нее исправлений и дополнений. Референдум как раз и может быть легитимной формой внесения поправок в Конституцию, как это было при создании Пермского края, при объединении Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Принципиально, что референдум позволяет все-таки избегать конфронтации между ветвями власти, а самой власти - опираться в своих действиях на волеизъявление народа.

Целью данной работы является раскрытие понятия референдума, его видов, истории возникновения и проведения референдумов, представление того, как отображен институт референдума в современном Российском законодательстве, когда и при каких обстоятельствах проводились референдумы в России и какие вопросы они были призваны решать.

Глава 1: Референдум в системе российского законодательства.

1.1. Определение и виды.

В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматривается как утверждение того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и обязательный характер.

Различия между референдумом и плебисцитом: в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к Конституции, решающих шагов во внутренней и внешней политике. В ходе плебисцита (от лат. «plebs» -простой народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие личности.

Различия между референдумом и «всеобщими выборами»: если в ходе выборов избираются выборщики или кандидаты, то в ходе референдума избиратель отвечает «да» или «нет» на поставленный вопрос.

Если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум - институт прямой, непосредственной демократии. Законодательство по референдумам развитых демократических стран выделяют референдумы Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 17.:



- конституционный (голосование по новой Конституции или поправкам к ней);

- обычный законодательный (по любому законопроекту, предложенному к ратификации в установленном порядке);

- дозаконодательный или консультативный. Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них Референдум - оружие обоюдоострое. Российские Вести, 1993, 6 апр.;

- послезаконодательный (ратифицирующий). После ратифицирующего референдума законопроект приобретает силу закона, даже если нет согласия представительных органов Референдум - оружие обоюдоострое. Российские Вести, 1993, 6 апр.;

- обязательный (при наступлении точно установленных законом условий);

- Факультативный (по усмотрению правомочного на это действие субъекта права);

Также оговорен и территориальный принцип. В современном государстве референдум проводится и на общенациональном, и на региональном, и на местном уровнях Комарова В.Ф. Формы непосредственной демократии в России. М., 1998. С. 18...

1.2 Основные принципы законодательства о референдуме

референдум право законодательство

В последней редакции Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливается, что демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97.. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Прежде всего, следует уделить внимание тому, что закон реализует право человека и гражданина на участие в управлении делами государства, которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. Положения данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений, имеет право и возможность:


1. Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредством свободно выбранных представителей;

2. Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3. Допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 36..

Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий. М., 1999. С. 47..

Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. Участие в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

Каковы же остальные положения о референдуме в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»?


Федеральным законом установлено прямое действие его норм и их верховенство по отношению к формам иных федеральных законов. В случае противоречия федеральных законов, а также законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации» применяются нормы названного Федерального закона (пункт 7 статьи 1) Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97..

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации» устанавливает стабильность нормативно-правовой базы выборов и референдума: принятые в установленном законом порядке изменения и дополнения в законы, иные нормативные акты о выборах или референдуме вступают в силу только после окончания избирательной кампании, проведения референдума (пункт 6 статьи 1)

Уточнено понятие всеобщего избирательного права. Установлена недопустимость введения ценза оседлости для приобретения пассивного избирательного права (пункт 5 статьи 4)

Принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с Федеральным конституционным законом может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу. Процедура Назначения референдума описана в статье 16: Референдум назначается в соответствии с Конституцией и Федеральным конституционным законом. Референдум субъекта Российской Федерации назначается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, Конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации. Местный референдум назначается органом местного самоуправления в соответствии с настоящим федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97..

Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования, местного референдума - не менее чем за 45 дней Народовластие в России - очерк истории и современного состояния . М., 1997. С. 66..