Файл: Референдум как институт народовластия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования дата проведения референдума не позднее чем за 25 дней до референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более 90 дней) уполномоченным на то органом в целях совмещения референдума с иным референдумом либо выборами. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи публикуется в СМИ не позднее чем через 6 дней со дня его принятия Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97..

Статья 14 перечисляет обстоятельства, исключающие проведение референдума: Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения на территории референдума, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен срок, в течение повторный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать двух лет со дня официального опубликования результатов референдума. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в данной статье Там же..

В статье 15 содержится ряд норм, регламентирующих порядок выдвижения инициативы проведения референдума, подготовки и проведения референдума:

Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума.

В статье 33 Закона устанавливается минимальный количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации (не менее 20 человек), местного референдума (не менее 10 человек).

Вопросы, подлежащие вынесению на референдум Российской Федерации, а также вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум Российской Федерации, определяются федеральным конституционным законом Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.. Конституционное право РФ. М., 1996. С. 133..

На референдум субъекта Российской Федерации могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации.


На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органа власти, а также о проведении досрочных выборов.

о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение, на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц.

о принятии или об изменении соответствующего бюджета, изменении и исполнении финансовых обязательств субъекта финансирования, обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования

о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина Народовластие в России - очерк истории и современного состояния . М., 1997. С. 74..



Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно дать только однозначный ответ. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в данной статье.

1.3 Организация референдума.

Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме. Законы могут определять иных субъектов. Каждый гражданин или группа граждан, имеющих право на участие в референдуме, а равно общественные объединения, зарегистрированные органами юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до дня обращения с инициативой проведения референдума. Для назначения референдума субъекта Российской Федерации в орган, установленный законом субъекта Российской Федерации, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения Конституционное право России. М., 2000. С. 84..

В силу пункта 9 статьи 33 Федерального закона избирательные комиссии (комиссии референдума) должны проверять соответствие вопросов референдума требованиям. В том числе возможно и проведение филологической экспертизы.

Федеральным законом предусмотрено, что фонды для участия в референдуме создаются в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований (пункт 19 статьи 47). Согласно пункту 8 статьи 22 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении этих функций. В целях устранения «двойного учета» уточнен порядок составления участников референдума. Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона основанием для включения гражданина РФ в эти списки на конкретном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого участка, определяемый в соответствии с федеральным законодательством.


В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека могут быть ограничены Федеральным законом только в той части, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, в пункте 6 статьи 18 Закона применительно к проведению референдума включено положение о том, что при их проведении военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, в списки не включаются, если они не являлись жителями данного муниципального образования на момент призыва (пункт 6 статьи 18) Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».Российская газета № 186, 25.09.97 г., № 189, 30.09.97..

Что касается финансирования организации и проведения референдума, осуществляемого комиссиями референдума, то в Законе закреплен принцип исключительно бюджетного финансирования. В случае отсутствия бюджетного финансирования предусмотрен механизм получения соответствующими комиссиями кредитов банков Референдум - оружие обоюдоострое. Российские Вести 1993, 6 апр.

Правовое обеспечение равных условий доступа к агитации через средства массовой информации содержится в статьях 39, 40, 41 Федерального закона: предоставление бесплатного эфирного времени, равные условия доступа к платному эфирному времени, печатным площадям периодических печатных изданий.

Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ, оказание услуг, реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами. Допускается добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов без привлечения третьих лиц.

В соответствии с Законом РФ «О референдуме Российской Федерации» граждане РФ, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения референдума РФ, за или против участия в референдуме РФ, за или против законопроекта, действующего закона или иного вопроса, выносимого на референдум РФ. При этом, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства. Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2001. С. 173.:


федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;

воинским частям, военным учреждениям и организациям;

благотворительным организациям и религиозным объединениям;

членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.

Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума РФ. В день проведения референдума и в день предшествующий ему агитация запрещается.

Агитация может проводиться через средства массовой информации; путём проведения различным мероприятий; путём выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов; в иных не запрещённых законом формах.

Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещено.

Комиссии референдума обеспечивают реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение референдумов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 21 Федерального закона). Соответственно, в большинстве статей федерального закона в той или иной мере содержатся функции, полномочия и обязанности комиссий референдума Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2001. С. 175..

Регистрация инициативных групп по проведению референдума, контроль за проведением агитации по вопросам референдума, применение мер ответственности за нарушение настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, подсчет голосов участников референдума, определение результатов референдума, издание в случаях, предусмотренных законом, инструкций и иных нормативных актов - вот неполный перечень инструкций комиссий референдума, установленных Федеральным законом.