Файл: Ограничение по военной службе основания и порядок назначения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Известия, 1993. - 53 с.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: «Элит - 2000», 2003.-192 с.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 №95 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст. 3012.

5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998(с изм. от 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - ст. 3823.

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002г №30 - ФЗ // Собрание законодательства РФ №11, 2002. ст. 1022.

29. Доценко Ю.В. К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции // Российский судья. - 2006. - №12.-С.11

30. Кондрашова Т.В. Обратная сила бланкетных норм уголовного права и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российский судья. - 2004. - №8.-С.44

31. Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция. - 2008.- №10.-С.8

32. Грось Л.А. Актуальные вопросы судебной практики// Российский судья.- 2004. - №9. -С.18

33. Саченко С.А. Судебная система России // Закон и право. - 2008. - №5.-С.13

34. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития // http://revolution.allbest.ru/law/00030421_0.ht

35. Марченко М.Н. Система судов общей юрисдикции // Журнал российского права. - 2006. - №6. С. 52-56.

36. Александрова Р. Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - №11.- С.59

37. Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. - 2006. - №10.-С.13

38. Лебедев В.М. Юбилей. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. - 2003 г. - №1. - С.45.

39. Тимофеева Н.Г. Становление и развитие правовой системы Мексики // Правоведение. -1992. - №2. -С. 79 - 83.

поскольку все решения, касающиеся деятельности правоохранительных и судебных органов, решались путём принятия постановления ЦК КПСС, которые в дальнейшем воплощались в жизнь в форме принятия законов Верховными Советами СССР РСФСР или постановлений Советов Министров СССР и РСФСР.

Новый этап в развитии Верховного Суда и российского правосудия связан с провозглашением независимости и суверенитета Российской Федерации. В общественном сознании прочно утвердилось понимание того, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание рыночной экономики возможны только через становление правового государства. Стала очевидной и необходимость проведения судебной реформы, поскольку демократическое развитие России было немыслимо без сильного, независимого и справедливого суда. В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление, которым определялись главные задачи судебной реформы, одобрена ее Концепция и указывалось, что проведение судебной реформы должно считаться необходимым условием функционирования РСФСР как демократического правового государства, одним из приоритетных направлений законопроектной деятельности.

Верховный Суд РФ выступил активным участником проведения судебной реформы, основными целями которой провозглашались формирование самостоятельной судебной власти, совершенствование судебной системы, утверждение подлинной независимости судей, расширение сфер судебной защиты прав и свобод граждан, приведение российского законодательства в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России. Ставились задачи развития организационных основ судебной системы, совершенствования системы ее кадрового и финансового обеспечения.

Теперь хотелось бы, более подробно разобрать положение Верховного суда в судебной системе Российской Федерации на современном этапе.
.2 Место Верховного суда РФ в судебной системе Российской Федерации
Место Верховного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации определяется его функциями. Согласно Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.


Таким образом, именно Конституция РФ определяет место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ и основные функции Верховного Суда РФ:

а) осуществление правосудия;

б) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

в) осуществление иных полномочий.

Конституция РФ в главе «Судебная власть» определяет место Верховного Суда РФ среди иных органов государственной власти, в системе судов общей юрисдикции, ограничивает его компетенцию от ведения других высших органов судебной власти (Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), устанавливает его основные полномочия.

Согласно Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов (флотов).

Реализация функции высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено. Значение понятия «высший судебный орган» заключается в том, что Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; он вправе осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесённым к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса при решении вопросов финансирования судов общей юрисдикции.

Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных федеральных судов, мировых судей. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ как путём проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.



Осуществление Верховным Судом РФ правосудия выражается в том, что этот высший орган судебной власти в системе судов общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также в качестве суда первой инстанции. При этом каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций, подчиняясь только Конституции и федеральным законам. При этом суд второй инстанции является вышестоящим по отношению по отношению к суду первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в порядке надзора, являются вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавшим решения по этому делу.

Все указанные инстанции ведут судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Так, Верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику путём истребования из судов дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Верховный Суд РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

Верховный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Верховный Суд РФ вправе обращаться в палаты Федерального Собрания РФ с запросом о ходе рассмотрения разработанных им и внесённых законопроектов. Его представители принимают участие в рассмотрении в парламенте этих проектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции Верховный Суд РФ вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ.

Председатель Верховного Суда РФ наделён рядом полномочий по формированию судейского корпуса
, участвует в решении Правительством РФ вопросов финансирования судебной системы, осуществляет общее руководство деятельностью такой организационно-административной структурой, как Судебный Департамент при Верховном Суде РФ, играющей роль исполнительного механизма в системе судов общей юрисдикции.

Таким образом, обобщая значение комплекса выполняемых Верховным Судом РФ функций, следует признать, что Верховный Суд РФ выступает как центр организационного обеспечения всей деятельности системы судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ принимает активное участие в работе над созданием законов в комитетах и комиссиях Государственной Думы и Совета Федерации. Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции осуществляют прямые связи с судебными органами других стран и международными юридическими организациями, заключает соглашения о сотрудничестве и обмене опытом в деле осуществления правосудия, участвует в разработке международных договоров РФ. Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями судов всех уровней принимают активное участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов, конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных юридических организаций. Словом, Верховный Суд РФ в системе органов государственной власти занимает достойное место и принимает все возможные усилия для того, чтобы полностью были реализованы планы формирования демократической судебной системы, а суды общей юрисдикции превратились в мощную силу, защищающую права и свободы граждан.

Теперь хотелось бы обратить внимание на Верховные суды иностранных государств, для проведения сравнительного анализа с целью выявления различия между Верховным судом РФ и Верховными судами иностранных государств, которое осуществляется для выявления положительных и отрицательных черт, и последующего применения положительных характеристик иностранных Верховных судов в российской действительности.


1.3 Верховный суд в соотношении Верховных судов Зарубежных стран
Существующие зарубежные правовые системы могут быть подразделены на две семьи: романо-германскую и семью общего права. Применительно к гражданскому процессу такое деление на правовые семьи означает наличие соответственно континентального и англосаксонского типов гражданского процесса. В английской науке используются другие названия двух указанных типов гражданского процесса - adversarial и inquisitorial, которые могут быть переведены как состязательная и следственная системы. Состязательная система существует в Англии, США, т.е. в странах общего права. Следственная система характерна для гражданского процесса стран континентальной Европы (романо-германская правовая семья).

Американское право, будучи отнесенным к правовой семье стран общего права, прошло длительный путь самостоятельного развития, потому имеет существенные отличия от английского варианта, хотя и произошло от него. Эти отличия, прежде всего, связаны с федеративным устройством США и конституционным регулированием многих правовых аспектов, в том числе вопросов правосудия. Американские юристы считают нормами права правила судебной практики, созданные при рассмотрении конкретного дела. Однако американский судебный прецедент отличается от английского большей гибкостью. Так, Верховный Суд США и верховные суды штатов не связаны своими прецедентами. По мнению некоторых авторов, Верховный Суд напоминает скорее законодательный орган, особенно когда принимаемая им норма распространяется не на рассматриваемое дело, а на дела, которые могут возникнуть в будущем.

Приоритетная задача Верховного Суда США состоит в разъяснении закона в тех случаях, когда у других судов возникают разногласия в толковании Конституции или федеральных законоположений.

Полномочия Верховного Суда США на судебный пересмотр делают его роль в государственном управлении еще более жизненно важной. Несмотря на то, что окружные, апелляционные суды и суды штатов правомочны также пользоваться правом судебного пересмотра, их решения всегда подвергаются рассмотрению Верховным Судом США в связи с апелляциями. Если Верховный Суд США объявляет закон неконституционным, это решение может быть отменено только последующим решением Верховного Суда США по этому вопросу или принятием соответствующей поправки к Конституции. Однако большинство рассматриваемых Верховным Судом дел касается не столько конституционности законов, сколько толкования законов, принимаемых Конгрессом и штатами.