Файл: Ограничение по военной службе основания и порядок назначения.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 209

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М.: Известия, 1993. - 53 с.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. - М.: «Элит - 2000», 2003.-192 с.

3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 №95 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст. 3012.

5. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ принят ГД ФС РФ 17.07.1998(с изм. от 01.01.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - ст. 3823.

6. Федеральный закон Российской Федерации «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» от 14 марта 2002г №30 - ФЗ // Собрание законодательства РФ №11, 2002. ст. 1022.

29. Доценко Ю.В. К вопросу о системном подходе к организационному обеспечению судов общей юрисдикции // Российский судья. - 2006. - №12.-С.11

30. Кондрашова Т.В. Обратная сила бланкетных норм уголовного права и постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российский судья. - 2004. - №8.-С.44

31. Терехин В.А. Некоторые достижения и просчеты современной судебной реформы // Российская юстиция. - 2008.- №10.-С.8

32. Грось Л.А. Актуальные вопросы судебной практики// Российский судья.- 2004. - №9. -С.18

33. Саченко С.А. Судебная система России // Закон и право. - 2008. - №5.-С.13

34. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблемы становления и развития // http://revolution.allbest.ru/law/00030421_0.ht

35. Марченко М.Н. Система судов общей юрисдикции // Журнал российского права. - 2006. - №6. С. 52-56.

36. Александрова Р. Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - №11.- С.59

37. Анишина В. И. Основные принципы статуса судьи как носителя судебной власти: конституционно-правовое содержание и проблемы реализации // Мировой судья. - 2006. - №10.-С.13

38. Лебедев В.М. Юбилей. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. - 2003 г. - №1. - С.45.

39. Тимофеева Н.Г. Становление и развитие правовой системы Мексики // Правоведение. -1992. - №2. -С. 79 - 83.



в) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

г) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

д) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

е) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.

ж) Федеральными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации могут быть отнесены и другие дела.

з) уголовные дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом Российской Федерации.

В качестве суда второй инстанции Верховный Суд РФ проверяет уголовные и гражданские дела, рассмотренные по первой инстанции Верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, военными судами военных округов, видов и групп войск.

В порядке надзора он рассматривает законность решений и приговоров всех судов общей юрисдикции. Также Верховный Суд РФ рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда РФ, вступивших в законную силу.

Теперь хотелось бы, более подробно остановится на рассмотрении структуры Верховного суда РФ.
2.2 Структура Верховного суда РФ
Структурно Верховный Суд РФ включает в себя следующие основные подразделения которые отраженны в «Приложении А». Теперь хотелось бы более подробно рассмотреть каждое структурное подразделение Верховного Суда.


Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда, заместителей Председателя и всех судей Верховного Суда РФ (более 100 человек). В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации. Участие Генерального прокурора в заседании Пленума обязательно. Вопросы, внесённые на рассмотрение Пленума председателем Верховного Суда, Генеральным прокурором или Министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или докладам уполномоченных лиц. В их обсуждении могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашённые на его заседание.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Генеральный прокурор Российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации уведомляются не позднее, чем за 30 дней до заседания. Проекты постановлений Пленума направляются членам Пленума, Генеральному Прокурору РФ и Министру юстиции РФ не позднее, чем за десять дней до заседания. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов участников. Постановления подписывают председатель Верховного Суда и секретарь Пленума. Секретарь Пленума Верховного Суда РФ наряду с выполнением обязанностей члена Верховного Суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и производит действия, необходимые для исполнения принятых Пленумом постановлений.

Хотелось бы отметить, что полномочия Пленума широки и разнообразны. Так, он рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации и даёт разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации; при обсуждении вопросов о даче судам разъяснений заслушивает сообщения председателей Верховных Судов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных судов, судов города федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда Российской Федерации; утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации Научно-консультативный совет при Верховном Суде Российской Федерации; рассматривает и решает вопросы о внесении представления в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы, а

также о толковании законов; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации и отчёты представителей судебных коллегий о деятельности коллегий; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Как видно из перечня этих полномочий, Пленум Верховного Суда представляет собой руководящий судебный орган России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путём дачи разъяснений судам по вопросам применения законодательства Российской Федерации при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел в целях единообразия законодательства на всей территории России. Кроме руководящей деятельности Пленум Верховного Суда осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования подразделений и организации работы Верховного Суда Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в соответствии с ч. 1 ст. 93 Конституции даёт заключение о наличии либо отсутствии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Пленум не рассматривает конкретных дел как судебная инстанция. Его главная функция - рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства. Так, например постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, дал судам разъяснения по вопросам, возникающими у судов при применении данного Закона.

Разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда РФ, а иногда и совместно с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ, опираются на обобщённую практику судов по применению конкретных законов, отражающих её суть, и служат своеобразной лоцией для правильного применения соответствующих законов в будущем не только судами, но и другими органами государственной власти, общественными объединениями, должностными лицами.

Хотелось бы отметить, что ранее разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики имели статус «руководящих», в настоящее время утратили таковой, и по своей природе они не являются ни судебными актами по конкретным делам, ни нормативными правовыми актами. Как верно заметил В.М. Лебедев, в нашей нормативно-законодательной системе, как прецедентная судебная практика, так и правоположения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, не могут выступать в качестве первичного источника права. Это всегда вторичные правовые нормы, но это не исключает возможности ссылки на постановление Пленума или Президиума Верховного Суда РФ в решении по конкретному делу. Так что суды общей юрисдикции фактически воспринимают разъяснения как предписания высшего судебного органа, обязательного для исполнения при рассмотрении подсудных им конкретных гражданских, уголовных, административных и иных дел. Но хотелось бы отметить, что рассуждения о том, что постановления Пленума Верховного Суда РФ посягают на процессуальную независимость нижестоящих судов и судей, потому что в них содержится определённые указания судам на применение конкретных норм закона, что, в конечном счете, ограничивает самостоятельность судов в принятии того или иного решения, ошибочны и подрывают единство судебной системы .


Если обратиться к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ, то можно сделать однозначный вывод о том, что они были направлены на обеспечение единства судебной практики и правильного применения Конституции РФ и федеральных законов. Так согласно статье 76 Конституции РФ, суд, установив, что подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и её субъекта, должен при рассмотрении дела принять решение в соответствии с федеральным законом. Если же имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта, и федеральным законом, то следует применять закон или иной правовой акт субъекта РФ.

Что касается Президиума Верховного Суда РФ, то он является высшей судебной инстанцией в РФ по делам, отнесённым законом к ведению судов общей юрисдикции - состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда РФ, назначаемых Советом Федерации в указанном выше порядке. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства его членов. Постановления Президиума Верховного Суда РФ принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются Председателем Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации определяет количественный состав верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также военных судов по представлению Генерального директора, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, согласованного с президиумом соответствующего суда. При рассмотрении судебных дел в заседании обязательно участвует Генеральный прокурор Российской Федерации.

Таким образом, Президиум Верховного Суда РФ в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.


Протесты в порядке надзора в Президиум могут приносить Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ и их заместители. По результатам рассмотрения протеста президиум выносит постановление. Председатель Верховного Суда РФ. Порядок назначения на должность Председателя Верховного Суда РФ и Заместителей Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Высшая квалификационная коллегия судей РФ представляет Президенту РФ указанное заключение не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда РФ, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Президент РФ вносит в Совет Федерации Федерального Собрания РФ представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ не позднее, чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда РФ или заместителя Председателя Верховного Суда РФ в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента РФ.

Что касается Председателя Верховного Суда РФ то необходимо отметить следующие полномочия:

он приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам; в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, постановлений и определений по судебным делам;

организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;