Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
Второй признак обыденной жизнидеятельности – типизация [49]. В повседневной жизни выделяются хорошо известные схемы типизации: «мужчина-женщина», «учитель-ученик» и т.д. Эти типизации помогают человеку определять каждую из социальных ситуаций своего повседневного бытия, свою роль в ней. В силу этого типизации непрерывно влияют на взаимодействие человека с другими людьми. В повседневной жизни человек обычно действует в довольно ограниченном круге повторяющихся ситуаций (как и люди из его постоянного окружения). На субъективном уровне человек чувствует себя необходимой частью этой понятной и удобной для него жизни. Итак, социальную реальность повседневной жизни можно представить как текучую череду типичных, привычных для человека ситуаций в хорошо освоенном внешнем пространстве, которые воспринимаются им как «само собой разумеющиеся».
В обыденных ситуациях человек приобретает удачный или неудачный опыт преодоления препятствий, определяет собственное отношение к трудностям, пробует, «примеряет» разные способы действия, вырабатывает наиболее приемлемую для себя тактику поведения.
Но жизнедеятельность человека может протекать и в рамках трудные жизненные ситуации. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу наиболее часто употребляемых терминов в психологической и психотерапевтической литературе. Однако нет четкого определения этого понятия, авторы, использующие его в своих работах, подчеркивают содержательность, а именно: нарушение привычного образа жизни; рассогласование между потребностями человека, его возможностями и условиями деятельности; необходимость серьезной внутренней работы и внешней поддержки для адаптации в новой жизненной ситуации [63].
Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.), и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями. Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [42]. Развивающийся человек, познавая и осваивая окружающий мир, но, еще не обладая достаточным опытом, непременно будет сталкиваться с чем-то новым, неизвестным, неожиданным для себя. Это потребует от него испытания собственных возможностей и способностей, что далеко не всегда может оказаться успешным и потому может послужить причиной для разочарований. Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт, что при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.
Как особый класс, в трудных жизненных ситуациях выделяются экстремальные варианты воздействия внешней среды. В словаре С. Ожегова читаем: «экстремальный» - крайний, необычный по трудности, сложности». В философской интерпретации «экстремальная ситуация» - понятие, посредством которого дается интегративная характеристика радикально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблемностыо, напряженностью и риском в реализации целесообразной деятельности в данных условиях» [39, с.788].
Понятие «экстремальная ситуация» (в дальнейшем - ЭС) сегодня обретает статус одной из унифицированных, генерализирующих категорий как в обыденной жизни, так и в сфере научного поиска. Этим понятием оперирует психология, катастрофология, конфликтология, теория безопасности, теория менеджмента, философия [9,13,54]. Практическая психология в связи с экстремальными ситуациями фиксирует две проблемы: пропорционально увеличивается количество людей, принимавших когда-либо в них участие (они часто становятся носителями травматического опыта) и возрастает обусловленность катастрофических последствий ЭС «человеческим фактором» — т. е. неэффективными, подчас деструктивными действиями людей в таких ситуациях [29].
A.M. Столяренко, исследовавший ЭС в русле психолого-педагогического подхода, считает, что экстремальными следует называть ситуации, ставящие перед человеком большие объективные и психологические трудности, обязывающие его к полному напряжению сил и наилучшему использованию личных возможностей для достижения успеха и обеспечения безопасности [53]. В подавляющем большинстве психологических работ, опрерирующих понятием экстремальная ситуация, значение этого термина никак не определяется [31].
Поэтому нам представляется важным провести его социально- психологический анализ и сформулировать рабочее определение.
Однозначности данного термина в последнее время угрожает тенденция интерпретировать как экстремальную любую ситуацию, сколько-нибудь связанную со стрессом. Фактически на сегодняшний день в психологии этот термин находится в периоде становления [3], содержание его складывается стихийно, что является отражением относительно недавнего появления в обыденной практике людей экстраординарных явлений. Сегодня постоянно расширяется круг проблем, связываемых с понятием ЭС. Наряду со стихийно возникающими природными бедствиями и военными конфликтами, обозначается группа профессионально обусловленных экстремальных ситуаций (работники МЧС, МВД, отдельные виды спорта, бизнес и т.п.) [32,33].
В работах психологов за последние несколько лет деятельность в ситуациях, упоминаемых как экстремальные, включают очень широкий спектр внешних условий: натуро- и техногенные катастрофы [22]; боевые действия, теракты [25, 26]; профессиональные ситуации, экстремальные виды спорта [14,55]; чрезвычайные ситуации в управлении [55, 57].
Фактически психологи в ранг ЭС возводят широкий круг аномальных (необычных, нештатных событий), оказывающих глубокое влияние на жизнь и судьбу человека, при этом Э.М. Рутман предлагает называть их «экстремалиями» [47].
К понятию ЭС непосредственно примыкают и используются как синонимы следующие термины:
1.Травматическая ситуация [6,27]. При использовании данного понятия акцентируется тема негативных психологических последствий, вызванных ЭС. Сегодня к травматическим относят всю совокупность ситуаций, связанных с переживанием угрозы, трагической гибели или непоправимого вреда для здоровья. Они сопровождается переживанием экстремального по интенсивности дистресса - эмоциями страха, ужаса и чувства беспомощности. К травматическим же относятся любые ситуации насилия над личностью, внезапные тяжелые болезни, трагическая утрата близких, пребывание в зоне боевых действий [23, 57].
2.Чрезвычайная ситуация - обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от норм жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды [4]. Данный термин чаше применяется в работах по катастрофологии [10] Акцент при его применении переносится на внешние факторы ситуации, угрожающие, как правило, целым общественным группам, неожиданно возникающие и разрушающие привычную жизнь (ситуации преимущественно природного или техногенного происхождения).
3. Ситуация риска (предельного риска, аварийная) - термин распространен в работах, посвященных производственной безопасности — как в психологическом, так и в технологическом ее понимании [32,33]. В практике особых профессий риска понятие ЭС как специальный термин применяется, в зависимости от акцентуации экстремогенных факторов, в достаточно широком диапазоне интерпретаций, таких как «угрожающая ситуация», «опасная девиантность», «нештатная, чрезвычайная ситуация».
4.Кризисная ситуация, критическая ситуация, выделяются психологами как характеристика особых классов ситуаций, к которым прежде всего относят ситуации стресса, фрустрации, конфликта или кризиса [35]. Эти ситуации определяются как невозможность реализации внутренних необходимостей своей жизни, их критичность определяется порождением дефицита смысла в жизни человека. Характеристика кризисного события может быть дана на макросредовом уровне - как угрожающее возрастание неблагоприятных условий для жизнедеятельности; на социально- психологическом уровне (микросоциальном) — как «ломка» динамических стереотипов поведения; на личностном уровне - как возрастание внутриличностной напряженности, нарушение относительного равновесия, кризисное состояние личности; и, наконец, на психофизиологическом уровене - как истощение адаптационных ресурсов, «прорыв» адаптационого барьера [42]. В работе A.A. Осиповой, JI.K. Чаусовой и др. кризисными называются ситуации, «связанные со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами, межнациональными конфликтами, терактами, боевыми действиями и другими экстремальными происшествиями, к которым, как правило, человек не готов» [41]. Выход события за рамки нормального человеческого опыта и сильнейшие субъективные переживания являются, по мнению авторов, сущностными признаками таких событий.
5.Трудная (сложная) ситуация. Л.Г.Дикая, Н.В. Наенко определяет ситуацию как трудную, когда у субъекта есть сложная задача, имеющая для него повышенную значимость [17,38]. Данное понятие применяется в психологических работах, когда речь идет о ценностно- смысловом анализе субъективных последствий ЭС или в контексте анализа поведенческих стратегий, избираемых человеком для преодоления.
6.Экстрим, экстрем - данные понятия фокусируют внимание на тематике экстремального спорта или приключений, т.е. сознательно выбираемой человеком непрофессиональной деятельности на грани его возможностей. Важно понимать, что такого рода деятельность человек выбирает ради переживания особого состояния, а также для «победы над собой», т.е. в психологической интерпретации - для стимулирования личностного роста [44]
6.Гиперстрессовые (стрессогенные) ситуации [53]. В данном случае при применении понятия имеются в виду негативные, дистрессовые последствия для человека пережитой ЭС.
В приведенных терминах как бы разделяются средовые, физиологические и информационно-семантические, внутренне-личностные «условия» ситуации, делающие ее экстремальной. Однако все вышеперечисленные термины объединяются в одном - экстремальная ситуация, и могут быть в любом контексте заменены на это понятие. Такого же мнения придерживается A.M. Столяренко: «Экстремальные — это родовое, общее понятие» для всех перечисленных классов ситуаций [53,с.5]. Мы также полагаем, что «экстремальная ситуация» - наиболее широкий термин, частными случаями которого можно считать все упомянутые понятия.
Из контекста психологических работ, в которых без определения применяется термин ЭС, мы попытались выявить факторы, наличие которых позволяет авторам относить рассматриваемую ситуацию к классу экстремальных. В рамках современного подхода в качестве определяющего или универсального критерия экстремальности рассматривается наличие объективной, опасности непосредственной угрозы жизни и здоровью человека.
Л.И. Анциферова отмечает методологический недостаток большинства современных подходов к определению ЭС - упрощенное описание трудных, опасных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от индивида действий на границе его адаптивных возможностей или даже превосходящих имеющиеся у него резервы [2]. С ее точки зрения, в таких определениях не учитывается главное - та ценность, которая в экстремальных условиях может быть потеряна или уничтожена.
Можно выделить ряд общих сущностных характеристик, относящихся к понятию «экстремальная ситуация»:
-внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;
-резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;
-насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;
-прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений;
-возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний;
-релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности;
-порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятельности, гибели, разрушения систем);
-насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны;
-нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) [8, 9].
Данные критерии (их отсутствие или наличие), характеризующие ситуацию, в которой протекает деятельность человека, позволяют объективно отнести ее (ситуацию) к разряду житейской или экстремальной.
Выводы по первой главе:
1.Внешние средовые и внутренние (психологические) условия ситуации необходимо рассматривать взаимосвязано, так как именно особенности личностно- ситуационного взаимодействия и придают ситуации статус экстремальной.
2.Концепт «экстремальная ситуация» является родовым, объединяющим понятием для целого класса ситуаций; рабочее определение такой ситуации включает ряд внешних и внутренних признаков.
3.Принадлежность ситуации к классу экстремальных можно определять как по этим признакам, так и по наличию фактора экстремальности (экстрима) - диспозиционного отношения между средой и личностью, изменяющимся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком.