Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения влияния экстремальных ситуаций на функциональное состояние человека обусловлена возрастанием частоты экстремальных ситуаций в жизни всего человечества. Экстремальными условиями в деятельности являются – наличие угрозы жизни и здоровью человека, сложность и опасность деятельности, травмирующие психику события.
В конце XIX века исследование личности в ситуациях, которые сегодня обозначаются как экстремальные, осуществлялось в основном в рамках военной психологии. В последнее время понятие «экстремальная ситуация» существенно расширило свои рамки, что обусловлено сменой критериальных подходов к классификации ситуаций, переходом от внешнесредовых представлений о ситуации к изучению особенностей ее перцепции и интерпретации (Н.В. Гришина, 2001; A.B. Филиппов, C.B. Ковалев, 2003; Е.В. Улько, 2008). Это позволяет в качестве экстремальных рассматривать ситуации сильного стресса в обыденной жизни и в профессиональной деятельности, предельного напряжения в спорте и т.д. Несмотря на открывшиеся возможности проблема изучения деятельности в экстремальных условиях в полной мере не исследовалась. Сегодня изучение деятельности в экстремальных условиях относится к числу приоритетных психологических исследований и является актуальной научно-практической задачей.
Объект исследования: экстремальные ситуации как особый вид жизненных ситуаций.
Предмет исследования: деятельность человека в ситуации экстремального воздействия внешних факторов.
Цель работы: показать специфику влияния экстремальной ситуации на динамику функциональных характеристик личности. На основании предмета исследования и поставленной цели были выделены ключевые задачи исследования:
-
- Провести теоретический анализ понятия «жизненная ситуация».
- Выделить критерии отнесения ситуации к экстремальной.
- Проанализировать существующие в психологических исследованиях подходы к изучению поведения человека в экстремальной ситуации.
- Выявить особенности физиологических изменений человека при воздействии экстремальных ситуаций.
Теоретическими предпосылками исследования стали: работы о системной организации психики человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Шадриков); теоретические основы экстремальной психологии (В.А. Бодров, А.Г. Маклаков, В.Л. Марищук, В.И. Муша, А.М. Столяренко, В.Ю. Рыбников).
Для достижения поставленных задач были использованы: методы теоретического анализа и абстрактно-синтетического построения объяснительных оснований, позволяющих моделировать функциональную структуру состояния человека, попавшего в экстремальную ситуацию.
Глава 1. Теоретический анализ категории «экстремальная ситуация»
1.1. Основные подходы к определению жизненной ситуации
Понятие «ситуация» широко используется в современной психологии и других науках о человеке и обществе. Общим для психологических и непсихологических подходов является определение ситуации как некоторой объективной совокупности элементов среды, как внешних условий протекания жизнедеятельности, которые воздействуют на субъекта, задавая пространственно-временные границы реализации его активности и детерминируя его жизнедеятельность [58]. Специфика психологического подхода состоит в том, что ситуация рассматривается как взаимовлияние личности и среды, при котором ведущая роль отводится субъективным факторам: переживанию и пониманию ситуации человеком, отношению к ней, интерпретации событий.
Зачастую понятие «ситуация» используется как синоним понятию «среда». Среда – это комплекс внешних по отношению к человеку условий, а ситуация всегда включает в себя самого человека. Виды ситуаций не совпадают с видами среды (географической, социальной). Среда характеризуется устойчивостью и длительностью воздействия, а также относительной стабильностью, а ситуация кратковременна. В отличие от среды, ситуация субъектна, она всегда «чья-то ситуация» [45]. Все это говорит о том, что данные понятия не допустимо использовать как синонимы. В зарубежной психологии наиболее распространено определение ситуации как пространственно-временного конструкта: ситуация представляет собой совокупность элементов среды на конкретном этапе жизнедеятельности индивида [68]. То есть, она рассматривается лишь как внешние условия протекания жизнедеятельности человека (А. Фернхем, М.Аргайл, В.Мишел). Эта точка зрения снижает роль самого человека в образовании ситуации и ее развитии. Выделяется также несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например, структурные аспекты ситуаций выделяет А. Первин, определяющий ситуацию как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом. Дж. Форгас же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций. Другая классификация подходов к анализу ситуаций, предложенная Д. Магнуссоном, может включать в себя следующие аспекты: анализ особенностей восприятия ситуаций, анализ мотивационной стороны, анализ реакций на ситуацию.
В последнее время все больше утверждается другая позиция. В работах Я.Дж.Мида, П.Бергера и Т.Лукмана доказано, что человек – активная «составляющая» любой жизненной ситуации: даже само определение характера ситуации для человека возникает в процессе его собственного осмысления или в процессе общения с другими людьми [65]. Ситуации здесь не пассивны – они активно воспринимаются и обсуждаются, они динамичны. Н.В. Гришина справедливо указывает на то, что, с психологической точки зрения, определение ситуации обусловлено как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека, причем сила обоих источников может быть различной [16]. Е.Ю. Коржова подчеркивает, что человек вовлекается в ситуацию через ее означивание. Только после личностного опосредования ситуация начинает в полной мере определять активность субъекта и из потенциальной превращается в актуальную. Учет субъектного фактора как обязательного условия возникновения трудной жизненной ситуации вообще характерен для отечественной науки [22]. Например, В.Н. Мясищев значимую ситуацию определяет как уязвимость личности к определенным факторам среды [37].
Важно также понимание ситуации как целостности, между элементами которой существует определенная связь: «ситуация – система событий» [30]. В качестве ситуационно-образующего фактора выступает потребность, которая способствует отбору и организации элементов среды, переосмыслению условий и объектов, окружающих человека.
Итак, использовать понятие «ситуация» в системе психологических понятий возможно лишь в том случае, если она понимается как результат активного взаимодействия личности и среды. Проблема различного понимания термина «ситуация» разрешается при анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия. При этом взаимосвязь личности и ситуации можно рассматривать минимум в трех аспектах:
-разные личности по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию и по-разному реагируют на нее;
-люди способны сами избирать влияющие на них ситуации;
-люди сами участвуют в создании своей социальной ситуации [58].
То есть определенные возможности есть как у личности, так и у ситуации. Человек одновременно и творение, и творец своей жизненной ситуации. В психологии наблюдается постепенный переход от полярных точек зрения на взаимодействие личности и ситуации к личностно-ситуационному подходу. Они признают, что люди отличаются друг от друга по степени проявления своих личностных особенностей в различных ситуациях, а личностные особенности влияют на выбор ими определенных типов социальных ситуаций [34].
Чтобы уточнить, что подразумевается под понятием «жизненная ситуация», рассмотрим существующие определения близких по смыслу конструктов (табл.1).
Табл.1. Основные определения понятия «жизненная ситуация»
Определение |
||||||
Коржова Е.Ю. |
Жизненная ситуация |
Паттерн личностно-ситуационного взаимодействия в конкретной точке жизненного пути. Если паттерн личностно-ситуационного взаимодействия устойчив, можно говорить о соответствии, конгруэнтности личности и ситуации, а в случае неустойчивости – о неконгруэнтности. Автор представляет процесс развития личности в жизненных ситуациях как постоянную смену личностно-ситуационных паттернов, характеризующуюся изменениями как личностных особенностей, так и особенностей ситуации. Вектор развития может быть различен, т.е. развитие может идти как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Автор различает два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное»: |
||||
«Событийное» развитие |
«Личностное» развитие |
|||||
Тип развития «человека внешнего». Источник развития находится вне личности. При этом, личность развивается путем смены все новых ситуаций, в которые склонна бессознательно (или полуосознанно) себя помещать. Внешняя ситуация вынужденно влечет внутренние изменения. |
Тип развития «человека внутреннего». Это путь развития внешне малособытийный. Личность развивается путем смены существенных личностных параметров и уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций. Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой, например, обращение к религии либо к психотехническим приемам. |
|||||
Х. Томэ, У. Леер |
Субъективное жизненное пространство |
Когнитивно-репрезентированное и психически переработанное отражение окружающего мира в психике личности. Оно имеет следующие свойства: мера изменчивости; своеобразие; внутренняя согласованность; уровень центрации (способность гибко менять точку зрения на ситуацию или «застревать» лишь на одной ее стороне); масштабность замыслов, надежд и действий; широта интересов; напряженность усилий. |
||||
Василюк Ф.Е. |
Жизненный мир |
Характеризуется «объективной силой» обстоятельств и субъективной «системой отсчета», т.е. порогами и критериями эмоциональной чувствительности субъекта. В результате одна и та же ситуация в разных жизненных мирах приобретает разный психологический смысл и по-разному переживается субъектом. Типология жизненных миров |
||||
Внешний мир |
||||||
Внутренний мир |
Легкость |
Трудность |
||||
Простота |
Гарантированная обеспеченность всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа. |
«Односоставность» жизни, т. е. наличие единственной потребности или единственного жизненного отношения. |
||||
Сложность |
Блага, необходимые для жизни, не гарантированы. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей. |
Наличие нескольких отношений, мотивов, потребностей, вступающих в столкновение. |
Итак, жизненная ситуация предстает в виде некоторого единства личности и среды, в качестве единицы для изучения которого Л. С. Выготский предлагал использовать категорию переживания, понимаемого как внутреннее отношение человека к тому или иному моменту действительности. «Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности» [11, с.35]. Таким образом, мы будем определять жизненную ситуацию как отрезок жизненного пути, систему объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни.
В той или иной жизненной ситуации человек находится всегда. «Быть в жизненной ситуации» это способ его существования. Пока ситуация естественна для человека, он выполняет в ее рамках «обычную» деятельность, составляя с ней единое целое. Если же она воспринимается как жизненная проблема, т.е. как определенное противоречие, то, стремясь (осознанно или неосознанно) разрешить это противоречие, человек противопоставляет себя жизненной ситуации, в результате чего нарушается ход его обычной жизнедеятельности.
1.2.Деятельность человека в ситуации экстремального воздействия внешних факторов
Деятельность человека может осуществляться в рамках двух вариантов протекания жизненных ситуаций: повседневная (обыденная) жизнь и трудные жизненные ситуации. Начало психологии повседневной жизни заложил автор психоанализа З.Фрейд [22]. В своей «Психологии обыденной жизни» он описал и попытался описать множество типичных эпизодов из будничной жизни человека. В дальнейшем на развитие представлений о бытии человека в мире повседневности повлияли теория эволюции, и ее приложение к проблемам адаптации, психология жизненного пути, психотерапия.
Повседневная жизнедеятельность характеризуется рядом отличительных признаков. Важнейшим из них является беспроблемный, привычный порядок жизни, который в психологии традиционно связан с понятиями «адаптация», «стабильность», относительная устойчивость». Повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер, она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность [49]. Действительно, в ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем – упорядоченная система представлений и отношений о себе, других людях. Реальный «мир вовне» и субъективный образ мира, сложившийся у человека, уравновешены. Причем упорядоченный, относительно стабильный внутренний мир достаточно адекватно отражает «порядок внешнего мира». Человек владеет определенными способами поведения, «репертуаром умений», которые позволяют ему продуктивно действовать в многообразии жизненных ситуаций и при этом удовлетворять свои жизненные потребности. То есть человек занял свою социальную нишу» и живет подобно часовому механизму, воспроизводя одни и те же действия. Он общается с более или менее постоянным кругом людей, с каждым из них у него выработалась устойчивая система отношений. На ставшие привычными жизненные ситуации (семейные, рабочие) он реагирует постоянными стереотипными действиями-ответами.