Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
Физиологический аффект - это не выходящее за пределы нормы эмоциональное состояние, оно характеризуется внезапностью возникновения, большой силой и кратковременностью. С целью разработки психологических критериев физиологического аффекта необходимо более четко определить особенности ситуаций, способствующих возникновению аффекта и внутренней структуры эмоционального состояния. Такой аффект возникает, как правило, в конкретной для субъекта ситуации, когда он по необходимости продолжает деятельность и встречается с непреодолимыми препятствиями [66]. Состояние аффекта может развиться, например, в условиях острого дефицита времени, когда человек должен быстро сориентироваться в сложной эмоционально значимой ситуации, принять решение о характере своих дальнейших действий и практически реализовать это решение.
Конфликт между объективной необходимостью действовать и субъективной невозможностью найти адекватный выход из сложившейся ситуации и приводит к возникновению аффекта. Такая ситуация является весьма характерной для деятельности человека в экстремальных условиях.
Состояние аффекта может возникнуть также в ответ ни неожиданный сильный раздражитель при отсутствии у субъекта заранее подготовленной программы поведения. При этом сила воздействия раздражителя определяется в первую очередь личностным смыслом ситуации, в которой действует человек. В результате постепенной аккумуляции аффективных переживаний в условиях травмирующей обстановки даже незначительный сам по себе повод также может вызвать кратковременную дезорганизацию поведения, аффективный «взрыв». Однако психологическая ситуация уже возникающего аффекта не зависит и не определяется механизмом его возникновения и выражается прежде всего в изменении сознания и деятельности человека. В состоянии аффекта происходит сужение сознания: внимание концентрируется на аффективно окрашенных переживаниях и представлениях, связанных с травмирующей ситуацией, уменьшается полнота отражения ситуации, снижается самоконтроль, действия становятся стереотипными и подчиняются эмоциям, а не логическому мышлению [64].
Протекание аффекта сопровождается обычно и внешними проявлениями: напряженной мимикой, жестикуляцией, другими выразительными движениями.
Одним из проявлений аффекта в экстремальной ситуации является страх. Аффективный страх возникает, например, при неспособности человека преодолеть неожиданно возникшую крайне опасную ситуацию. Страх может захватить человека, подавить его ум и волю, парализовать способность к действию и борьбе. Человек цепенеет, пассивно ждет своей участи и бежит «куда глаза глядят». После аффекта человек не всегда может вспомнить отдельные детали своего поведения и состояния, чувствует себя разбитым и подавленным [66].
Вспышку аффекта можно подавить усилием воли. Чем более у человека развиты волевые качества, тем меньше он поддается аффекту или вообще не допускает его. Ослабить или предупредить аффект может также отвлечение и переключение внимания [64]. Неслучайно житейская мудрость рекомендует вспыльчивым людям в момент возбуждения сосчитать до ста или немедленно начать что-то делать: пилить, строгать, копать и т.п. При этом сознание освобождается от эмоционального «захвата» и человек начинает отдавать себе отчет о своем состоянии и поведении, управлять ими.
В экстремальных условиях может возникать также и состояние фрустрации, под которой понимают психическое состояние нарастающего внутреннего психического напряжения, психологическая реакция, связанная с разочарованием, неудачей в попытке достичь какой-либо цели. Оно возникает при наличии двух условий:
1) сильная мотивированность достижения цели (удовлетворения потребности);
2) преграды, непреодолимые (или субъективно так воспринимаемые) трудности на пути к достижению этой цели [46, 66].
Субъективными проявлениями фрустрации являются переживание неудач, разочарование, напряжение. В зависимости от ситуации переживания могут быть различны: от вины и подавленности до раздражения и гнева. Состояние фрустрации имеет многие черты стресса. Глубина фрустрации зависит от силы (величины) фрустратора, привычных форм реагирования на препятствия, опыта и умений преодоления жизненных трудностей, от фрустра-ционной толерантности (устойчивости к фрустраторам). Ситуации, вызывающие фрустрацию, классифицируются по характеру мотивов и по характеру «барьеров». «Барьеры», преграждающие путь индивида к цели, могут быть физическими (например, замкнутое пространство), биологическими (болезнь, старость), психологическими (например, интеллектуальная недостаточность), социокультурными (нормы, правила, запреты) [47].
Обычно выделяют следующие виды фрустрационного поведения: а) двигательное возбуждение, выражающееся в бесцельных и неупорядоченных реакциях; б) апатия; в) агрессия и деструкция, аутоагрессия (в отношении самого себя); г) стереотипия, т.е. тенденция к слепому повторению фиксированного поведения; д) регрессия, которая понимается как обращение к поведению, доминирующему в более ранних аналогичных ситуациях, или примитизация поведения, снижение его конструктивности. Перевод ситуации затрудненности в ситуацию фрустрации осуществляется в двух направлениях - по линии утраты контроля со стороны сознания, т. е. дезорганизации поведения, и (или) по линии контроля со стороны сознания, т. е. утраты «мотивосообразности» поведения [48]. Ее преодоление предполагает применение приемов аутогенной тренировки для снятия эмоционально-волевого напряжения, ослабление конфликтности Ситуации, дружеское общение, отвлечение от причины фрустрации, переключение внимания на что-либо приятное.
Весьма характерными экстремальным состояниям являются также страх. Страх - это психическое состояние, возникающее на основе инстинкта самосохранения как реакция на действительную или воображаемую опасность. Страх имеет много причин как субъективного , так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и др.). Существуют различные формы страха: испуг, опасение, ужас, боязнь и др. Самый сильный вид страха - аффективный страх.
Состояние страха характеризуется крайне негативным эмоциональным фоном, дезадаптацией, множеством отрицательных последствий для психики и организма. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым к большей части потенциального перцептивного поля (восприятие). Страх может затормозить мышление, сделать его более узким по объему и ригидным (инертным) по форме. Страх сильно сокращает число степеней свободы личности [28, 46]. В зависимости от ситуации и личностных особенностей состояние страха может быть связано с различными формами поведения, такими, как: бегство, защитная агрессия, демонстративная агрессия, оцепенение.
В заключение следует подчеркнуть, что имеются два основных представления о влиянии эмоционального напряжения (при попадании в ситуацию экстремального воздействия) на выполнение различных действий, функционирование человека в целом [46].
Сторонники одного подхода считают, что эмоции оказывают прежде всего дезорганизующее воздействие на человека. Человек, находящийся в состоянии эмоционального напряжения, разгневанный, например, действует хаотически, не учитывает характера ситуаций, неправильно пользуется получаемой информацией, реагирует или слишком сильно, или слишком слабо, вне корреляции с силой раздражителей. Резкий страх приводит к оцепенению, исключает вообще всякую деятельность. Сторонники другого подхода считают, что напряжение различного содержания, как тревога, страх, гнев, эйфория, участвует в процессе приспособления, адаптации человека к ситуациям экстремального типа. Согласно этому положению, эмоции мобилизуют, помогают оптимальному использованию всех ресурсов организма для того, чтобы справиться с ситуацией. Работы Йеркса и Додсона в известной степени способствовали сближению этих двух противоположных точек зрения, устраняя противоречия [45]. Здесь важно, прежде всего, установление факта непрямой зависимости между эффективностью действий и силой напряжения, а также между эффективностью действий и трудностью задачи. Эмоции могут в зависимости от их напряжения и степени трудности задачи как повышать эффективность действий, так и дезорганизовать их правильное выполнение.
Выводы по второй главе:
1.Можно выделить ряд подходов объясняющих природу функционального состояния человека при выполнении деятельности в экстремальной ситуации: психофизиологический, клинический и поведенческий подходы.
2.Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Оно может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций или нарушением психологических и поведенческих реакций. Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов.
3. Имеются два основных представления о влиянии эмоционального напряжения (при попадании в ситуацию экстремального воздействия) на выполнение различных действий, функционирование человека в целом:
- сторонники одного подхода считают, что эмоции оказывают прежде всего дезорганизующее воздействие на человека;
- сторонники другого подхода считают, что напряжение различного содержания, как тревога, страх, гнев, эйфория, участвует в процессе приспособления, адаптации человека к ситуациям экстремального типа. Согласно этому положению, эмоции мобилизуют, помогают оптимальному использованию всех ресурсов организма для того, чтобы справиться с ситуацией.
4. Существует непрямая зависимости между эффективностью действий и силой напряжения, а также между эффективностью действий и трудностью задачи. Эмоции (различной модальности) могут в зависимости от их напряжения и степени трудности задачи как повышать эффективность действий, так и дезорганизовать их правильное выполнение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании были поставлены следующие задачи:
- провести теоретический анализ понятия «жизненная ситуация»,
- выделить критерии отнесения ситуации к экстремальной,
- проанализировать существующие в психологических исследованиях подходы к изучению поведения человека в экстремальной ситуации,
- выявить особенности физиологических изменений человека при воздействии экстремальных ситуаций.
Рассмотрим степень их раскрытия.
1. Использовать понятие «ситуация» в системе психологических понятий возможно лишь в том случае, если она понимается как результат активного взаимодействия личности и среды. Проблема различного понимания термина «ситуация» разрешается при анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия. Жизненная ситуация может быть определена как отрезок жизненного пути, систему объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни.
В той или иной жизненной ситуации человек находится всегда. «Быть в жизненной ситуации» это способ его существования. Пока ситуация естественна для человека, он выполняет в ее рамках «обычную» деятельность, составляя с ней единое целое. Если же она воспринимается как определенное противоречие, то, стремясь (осознанно или неосознанно) разрешить это противоречие, человек противопоставляет себя жизненной ситуации, в результате чего нарушается ход его обычной жизнедеятельности.
2. Концепт «экстремальная ситуация» является родовым, объединяющим понятием для целого класса ситуаций. Принадлежность ситуации к классу экстремальных можно определять как по этим признакам, так и по наличию фактора экстремальности (экстрима) - диспозиционного отношения между средой и личностью, изменяющимся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком. Сущностными характеристиками «экстремальной ситуации выступают:
-внезапность наступления, требующая специальной готовности к экстремальностям;
-резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний;
-насыщенность развивающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разрешения;
-прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий деятельности, элементов, связей и отношений;
-возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоречий, состояний и др.
3. Можно выделить три ключевых подхода к объяснению природы функционального состояния человека при выполнении деятельности в экстремальной ситуации: психофизиологический, клинический и поведенческий подходы.
Также можно выделить три теории преодолевающего поведения: с точки зрения динамики эго как способа психологической защиты, как постоянную предрасположенность личности отвечать на стрессовые события определенным образом, как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью активности личности в решении возникших при столкновении с трудной ситуацией проблем.
4. Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Оно может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций (такая ситуация возникает прежде всего при действии экстремальных факторов физического или химического характера) или нарушением психологических и поведенческих реакций (это наиболее характерно при действии экстремальных факторов информационно-семантического характера). Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов.