Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
В целом считается, что особенности личности налагают отпечаток на невротические реакции, играя важную патопластическую роль. Синтез представлений о травме и стрессе выражен в современной концепции посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) - синдрома, выделенного в 80 - х годах прошлого столетия при описании психологических реакций военнослужащих, вернувшихся из горячих точек [25, 26]. ПТСР можно рассматривать как сочетание психологических или физиологических симптомов протекания процесса приспособления, адаптации к жизни «в свете новых событий». Установлено, что характер пережитого травматического опыта никак не влияет на психологические проявления его последствий. Определенное значение имеет только интенсивность воздействия первичного травматизирующего фактора, определяющего тяжесть индивидуального травматического опыта [27]. Отмечается, что по сравнению с жертвами катастроф или стихийных бедствий более тяжелые формы ПТСР наблюдаются у тех, кто стал жертвой насилия. Вероятность развития ПТСР и интенсивность проявления его симптомов находится в прямой зависимости от возраста индивида, предшествовавшей травме динамике личностного развития. Можно говорить о том, что своеобразие индивидуально-личностных, интеллектуальных и эмоциональных особенностей индивида определяет либо формирование посттравматического расстройства, либо разворачивание механизмов совладания с последствиями травматического воздействия [26].
Посттравматической стрессовая адаптация затрагивает все сферы человеческого бытия - от социальной до биологической и в своем развитии, как любой другой адаптационный процесс, может иметь две тенденции: позитивную и негативную [25].
Поведенческий подход. Исследование стратегий поведения человека в различных жизненных условиях - достаточно хорошо разработанный подход к проблематике личности в трудной ситуации [69 и др.]. Под стратегиями понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющийся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы [52]. Его обозначают либо термином «coping» (справляться), либо «defence» (защита) [69].
В современной психологии сложилось описание типов поведения индивида в стрессовой ситуации как характерных для него стратегий преодоления [43]. Концептуализация процессов преодоления является центральным аспектом современных теорий стресса. Понятия coping, coping behavior используются для описания характерных способов поведения человека в различных ситуациях. Преодоление рассматривается как стабилизирующий фактор, который может помочь людям поддерживать психосоциальную адаптацию в течение периодов стресса. Психологическое содержание преодолевающего поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослабления или смягчения этих требований. В зарубежной и отечественной литературе преодоление традиционно рассматривается в трех подходах: с точки зрения динамики эго как способа психологической защиты, как постоянную предрасположенность личности отвечать на стрессовые события определенным образом, как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и степенью активности личности в решении возникших при столкновении с трудной ситуацией проблем [51].
R.Lazarus [67] предложил различать 2 вида стратегий преодоления:
- эмоционально-сфокусированные, при которых усилия направлены на регулирование отрицательных эмоций, возникающих в ответ на стресс (использование социальной поддержки, позитивный настрой, религиозность, принятие реальности, юмор, самоотвлечение);
- проблемно-сфокусированные, при которых усилия направлены на устранение или уменьшение влияния события, являющегося источником стресса (активизация усилий, устранение конкурирующих видов активности, планирование, самообладание).
2.2. Характеристика физиологических реакций человека при выполнении деятельности в условиях экстремальной ситуации
Понятие экстремальных состояний обобщает широкий класс функциональных состояний человека, которые протекают по типу динамического рассогласования. Оно может характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций (такая ситуация возникает прежде всего при действии экстремальных факторов физического или химического характера) или нарушением психологических и поведенческих реакций (это наиболее характерно при действии экстремальных факторов информационно-семантического характера). Наиболее частым является смешанный тип реакции, когда первичное изменение физиологических функций служит поводом к динамике поведенческих реакций или, наоборот, изменение психологических характеристик приводит к появлению физиологических сдвигов[51].
Реакции организма на экстремальные ситуации могут быть двух типов: адекватные формы реакции и реакции тревоги [12, 35, 45]. Ряд авторов выделяют категорию специфических видов экстремальных состояний – о них будет сказано ниже. Отличительным признаком, позволяющим отнести реакцию к тому или иному типу, является направленность этой реакции. Основным содержанием адекватных форм ответа являются специфические реакции организма, направленные на устранение или преодоление экстремальных факторов и на решение поставленных поведенческих задач. При этом особенностью ответа на поведенческом уровне является осознанный, целенаправленный характер. Это предполагает формирование у человека определенного плана действий, основанного на анализе качественных, а иногда и количественных характеристик экстремальных условий и всей существующей ситуации в целом [13,16].
Форма ответа, связанная с реакцией тревоги, характеризуется относительно малой связью со спецификой экстремального фактора. Она направлена прежде всего на сохранение функционирования организма и в значительно меньшей степени на сохранность структуры осуществляемой деятельности. Сознательный контроль за поведенческими реакциями ослаблен, в крайних случаях наблюдаются бессознательные поведенческие акты, например, паника. Если при адекватной форме ответа мотивация деятельности, которая существовала до начала воздействия экстремального фактора, остается почти без изменений, то во втором случае наблюдается снижение субъективной важности этих мотивов и смена типа мотивации. Реакция тревоги появляется, как правило, в сверхэкстремальных (субъективно или объективно воспринимаемых) ситуациях[28, 31].
Адекватные формы реакции на экстремальное воздействие. Характерной особенностью адекватной формы ответа является ее целенаправленный характер, связанный с формированием плана действий, направленных на устранение или минимизацию воздействий экстремальных условий.
Такая целенаправленная организация определяет и симптоматику типичных проявлений этого состояния. При изучении психологических функций обнаруживается характерная диссоциация, выражающаяся в повышении одних, наиболее важных для данной ситуации, показателей и снижении остальных. Например, повышаются пороги чувствительности анализаторов, непосредственно не участвующих в выполнении деятельности. Повышение порогов может рассматриваться как целесообразная реакция загрубения входов, сокращающая расход психофизиологических резервов. Повышение порогов обычно связано с величиной концентрации внимания: чем выше концентрация внимания, тем больше снижение чувствительности. При этом усиление концентрации внимания при действии экстремальных факторов заключается в игнорировании всех посторонних сигналов, не имеющих отношения к деятельности. Специфические изменения характерны для процессов памяти, особенно кратковременной и оперативной. Характерной здесь является избирательность этих изменений. Улучшается запоминание лишь того материала, который имеет семантическую значимость для человека. Этот факт выделяется даже как один из характерных признаков адекватного ответа. Для него характерным является также увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из создавшейся ситуации [61]. В этом плане можно говорить о гибкости мышления и отказе от фиксации на шаблонных приемах решения задач.
На поведенческом уровне наблюдаются изменения в структуре деятельности. Стереотипные, жестко регламентированные реакции дополняются действиями, основанными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к модификации алгоритма деятельности. При этом возможно увеличение числа ошибок, некоторые из которых совершаются сознательно, т. е. их можно квалифицировать как специально допускаемые нарушения алгоритма в целях поиска непредусмотренных способов действий. Адекватная реакция сопровождается также возрастанием роли волевых качеств личности, усилением эмоционального компонента, участвующего в формировании ответа. Происходит также сужение мотивационного поля из-за выраженного преобладания одних мотивов и подавления других. Усиливается роль социально значимых и высоких гражданских мотивов. Однако новые мотивы, как правило, при этом не появляются [63, 64].
Реакция тревоги, ее виды. Реакция тревоги мало связана со спецификой условий и относительно однотипна для самых разнообразных ситуаций. В зависимости от степени выраженности реакции может несколько меняться ее качественный состав: отдельные компоненты могут быть представлены по-разному или вообще отсутствовать. Однако общая структура ответа практически постоянная.
Различают три основные формы ответа в условиях реакции тревоги: малой, средней и крайней степени [65]. Психологическое содержание реакции тревоги малой степени имеет много общего с хорошо изученной ориентировочной реакцией. Оно заключается в стремлении проанализировать внешний раздражитель и оценить его значимость.
Однако, в отличие от ориентировочной реакции, реакция тревоги при действии слабого экстремального фактора более устойчива, и в ней сильнее выражены психологические и поведенческие компоненты[66]. Наиболее отчетливыми являются изменения порогов восприятия. Характерным является также изменение внимания, в частности, его концентрации, памяти, в особенности оперативной. На поведенческом уровне нарушается выполнение профессиональных навыков. Наиболее ярко это выражено в замедлении темпа работы. В целом же появление реакции тревоги малой степени не вызывает значительных эмоциональных сдвигов. Не меняется также общая направленность и соотношение мотивов деятельности.
При возрастании экстремальности развивается реакция тревоги средней степени [64]. Характерной чертой этой реакции является однонаправленность наблюдаемых изменений. Если в предыдущем случае картина изменений могла быть довольно пестрой, то теперь наблюдается довольно выраженное ухудшение различных функций. Значительно повышаются пороги сенсорных систем. Наблюдается сужение объемов всех видов памяти, ухудшается выполнение задач, требующих устойчивости и концентрации внимания. Нарушение внимания и памяти ведет к возрастанию ошибок деятельности. Увеличивается их частота, нарушается сознательный контроль над появлением и коррекцией ошибок, что ведет к появлению «пачек» ошибок - при стереотипной деятельности они следуют одна за другой после появления первой ошибки. Это обусловлено снижением контроля за качеством деятельности, и человек настойчиво повторяет одно и то же ошибочное действие, несмотря на его явную неправильность. Существенно меняется структура интеллектуальных операций, как продуктивных, так и репродуктивных. На поведенческом уровне одним из наиболее существенных признаков является изменение мотивов деятельности [66]. На первый план выдвигаются мотивы переживания страха, ухода из экстремальной ситуации. Доминантным становится какой-то один из множества мотивов, определяющих деятельность человека в обычных условиях. Появляется ярко выраженное эмоциональное напряжение.
Реакции тревоги крайней степени могут протекать в двух формах - пассивной и активной. Однако в обоих случаях существенным является выраженная утрата сознательного контроля над поведением. При пассивной форме наступает своеобразная оцепенелость, прекращение активной деятельности. Рабочие движения могут продолжаться, но они теряют осмысленный, целенаправленный характер. Поступающие сенсорные сигналы почти не воспринимаются. Человек зачастую не понимает обращенной к нему речи. Полностью отсутствует всякая форма активного противодействия экстремальной ситуации, даже в виде попытки ухода от нее. Трудно говорить о характере мыслительной деятельности, так как исследование обычно провести не удается из-за утраты коммуникабельности. При ретроспективном анализе обычно обнаруживается полная или частичная амнезия. Интересно, что в памяти фиксируются незначительные, несущественные детали обстановки, а наиболее важные детали выпадают из сознания. Синдром раздвоения сознания приводит также к снятию эмоциональной окраски собственных переживаний [62].
Пассивная реакция часто характеризуется потерей волевого контроля. В этом случае сохраняется восприятие действительности, может быть даже найден алгоритм правильных действий, однако парализованная воля не дает возможности осуществить их. Для активной формы реакции тревоги на поведенческом уровне наиболее характерным является мотив ухода от сложившейся ситуации. Он может реализоваться как в явном виде (бегство, уход), так и принимать форму лихорадочной деятельности, включающей даже элементы, необходимые в конкретной ситуации. Однако организация этой деятельности характеризуется полным отсутствием логики поведения. Это, скорее, набор отдельных, не связанных между собой действий. Элементы этих действий не доводятся до конца, наблюдаются простые повторы действия или смена одного действия противоположно направленным. Следует отметить повышенную внушаемость лиц, находящихся в этом состоянии. Однако возможность восприятия адекватной команды может и не привести к желаемому результату, а вызвать новую серию хаотических действий, противоположных тем, которые не встречались до этого [66].
При активной форме реакции тревоги не встречается описанного выше синдрома раздвоения сознания. В сочетании с повышенной внушаемостью это ведет к появлению реакций подражания. Их крайней формой является паника. В этой ситуации человек слепо следует поведению большинства или какого-либо одного человека. Поскольку для этой формы реакции характерна двигательная доминанта, поведение нередко задается наиболее двигательно активным индивидом [66]. Именно этим объясняется заразительность панического бегства людей, находящихся в состоянии активной тревоги, например, с поля боя, с места пожара и т. п.
Число различных экстремальных состояний весьма велико. Однако кроме них существуют и специфические виды экстремальных состояний, проявляющиеся наиболее часто и также дезорганизующие деятельность человека. К числу таких состояний, помимо стресса, можно отнести аффект, фрустрацию, страх и психологический кризис [43,45,66].
Рассмотрим их более подробно. Под аффектом (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) понимается сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние взрывного характера, которое может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. По содержанию переживаний можно выделить аффекты радости, страха, гнева, горечи и др. Следует различать физиологический и патологический аффект [62].