Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения влияния экстремальных ситуаций на функциональное состояние человека обусловлена возрастанием частоты экстремальных ситуаций в жизни всего человечества. Экстремальными условиями в деятельности являются – наличие угрозы жизни и здоровью человека, сложность и опасность деятельности, травмирующие психику события.

В конце XIX века исследование личности в ситуациях, которые сегодня обозначаются как экстремальные, осуществлялось в основном в рамках военной психологии. В последнее время понятие «экстремальная ситуация» существенно расширило свои рамки, что обусловлено сменой критериальных подходов к классификации ситуаций, переходом от внешнесредовых представлений о ситуации к изучению особенностей ее перцепции и интерпретации (Н.В. Гришина, 2001; A.B. Филиппов, C.B. Ковалев, 2003; Е.В. Улько, 2008). Это позволяет в качестве экстремальных рассматривать ситуации сильного стресса в обыденной жизни и в профессиональной деятельности, предельного напряжения в спорте и т.д. Несмотря на открывшиеся возможности проблема изучения деятельности в экстремальных условиях в полной мере не исследовалась. Сегодня изучение деятельности в экстремальных условиях относится к числу приоритетных психологических исследований и является актуальной научно-практической задачей.

Объект исследования: экстремальные ситуации как особый вид жизненных ситуаций.

Предмет исследования: деятельность человека в ситуации экстремального воздействия внешних факторов.

Цель работы: показать специфику влияния экстремальной ситуации на динамику функциональных характеристик личности. На основании предмета исследования и поставленной цели были выделены ключевые задачи исследования:

    1. Провести теоретический анализ понятия «жизненная ситуация».
    2. Выделить критерии отнесения ситуации к экстремальной.
    3. Проанализировать существующие в психологических исследованиях подходы к изучению поведения человека в экстремальной ситуации.
    4. Выявить особенности физиологических изменений человека при воздействии экстремальных ситуаций.

Теоретическими предпосылками исследования стали: работы о системной организации психики человека (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, В.Д. Шадриков); теоретические основы экстремальной психологии (В.А. Бодров, А.Г. Маклаков, В.Л. Марищук, В.И. Муша, А.М. Столяренко, В.Ю. Рыбников).

Для достижения поставленных задач были использованы: методы теоретического анализа и абстрактно-синтетического построения объяснительных оснований, позволяющих моделировать функциональную структуру состояния человека, попавшего в экстремальную ситуацию.


Глава 1. Теоретический анализ категории «экстремальная ситуация»

1.1. Основные подходы к определению жизненной ситуации

Понятие «ситуация» широко используется в современной психологии и других науках о человеке и обществе. Общим для психологических и непсихологических подходов является определение ситуации как некоторой объективной совокупности элементов среды, как внешних условий протекания жизнедеятельности, которые воздействуют на субъекта, задавая пространственно-временные границы реализации его активности и детерминируя его жизнедеятельность [58]. Специфика психологического подхода состоит в том, что ситуация рассматривается как взаимовлияние личности и среды, при котором ведущая роль отводится субъективным факторам: переживанию и пониманию ситуации человеком, отношению к ней, интерпретации событий.

Зачастую понятие «ситуация» используется как синоним понятию «среда». Среда – это комплекс внешних по отношению к человеку условий, а ситуация всегда включает в себя самого человека. Виды ситуаций не совпадают с видами среды (географической, социальной). Среда характеризуется устойчивостью и длительностью воздействия, а также относительной стабильностью, а ситуация кратковременна. В отличие от среды, ситуация субъектна, она всегда «чья-то ситуация» [45]. Все это говорит о том, что данные понятия не допустимо использовать как синонимы. В зарубежной психологии наиболее распространено определение ситуации как пространственно-временного конструкта: ситуация представляет собой совокупность элементов среды на конкретном этапе жизнедеятельности индивида [68]. То есть, она рассматривается лишь как внешние условия протекания жизнедеятельности человека (А. Фернхем, М.Аргайл, В.Мишел). Эта точка зрения снижает роль самого человека в образовании ситуации и ее развитии. Выделяется также несколько подходов к анализу ситуаций. Прежде всего, следует различать структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций. Так, например, структурные аспекты ситуаций выделяет А. Первин, определяющий ситуацию как некий гештальт, характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом. Дж. Форгас же делает акцент на содержательном аспекте анализа, а именно - на когнитивной репрезентации имеющих место социальных интеракций. Другая классификация подходов к анализу ситуаций, предложенная Д. Магнуссоном, может включать в себя следующие аспекты: анализ особенностей восприятия ситуаций, анализ мотивационной стороны, анализ реакций на ситуацию.


В последнее время все больше утверждается другая позиция. В работах Я.Дж.Мида, П.Бергера и Т.Лукмана доказано, что человек – активная «составляющая» любой жизненной ситуации: даже само определение характера ситуации для человека возникает в процессе его собственного осмысления или в процессе общения с другими людьми [65]. Ситуации здесь не пассивны – они активно воспринимаются и обсуждаются, они динамичны. Н.В. Гришина справедливо указывает на то, что, с психологической точки зрения, определение ситуации обусловлено как внешней реальностью, так и внутренним субъективным миром человека, причем сила обоих источников может быть различной [16]. Е.Ю. Коржова подчеркивает, что человек вовлекается в ситуацию через ее означивание. Только после личностного опосредования ситуация начинает в полной мере определять активность субъекта и из потенциальной превращается в актуальную. Учет субъектного фактора как обязательного условия возникновения трудной жизненной ситуации вообще характерен для отечественной науки [22]. Например, В.Н. Мясищев значимую ситуацию определяет как уязвимость личности к определенным факторам среды [37].

Важно также понимание ситуации как целостности, между элементами которой существует определенная связь: «ситуация – система событий» [30]. В качестве ситуационно-образующего фактора выступает потребность, которая способствует отбору и организации элементов среды, переосмыслению условий и объектов, окружающих человека.

Итак, использовать понятие «ситуация» в системе психологических понятий возможно лишь в том случае, если она понимается как результат активного взаимодействия личности и среды. Проблема различного понимания термина «ситуация» разрешается при анализе проблемы личностно-ситуационного взаимодействия. При этом взаимосвязь личности и ситуации можно рассматривать минимум в трех аспектах:

-разные личности по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию и по-разному реагируют на нее;

-люди способны сами избирать влияющие на них ситуации;

-люди сами участвуют в создании своей социальной ситуации [58].

То есть определенные возможности есть как у личности, так и у ситуации. Человек одновременно и творение, и творец своей жизненной ситуации. В психологии наблюдается постепенный переход от полярных точек зрения на взаимодействие личности и ситуации к личностно-ситуационному подходу. Они признают, что люди отличаются друг от друга по степени проявления своих личностных особенностей в различных ситуациях, а личностные особенности влияют на выбор ими определенных типов социальных ситуаций [34].


Чтобы уточнить, что подразумевается под понятием «жизненная ситуация», рассмотрим существующие определения близких по смыслу конструктов (табл.1).

Табл.1. Основные определения понятия «жизненная ситуация»

Определение

Коржова Е.Ю.

Жизненная ситуация

Паттерн личностно-ситуационного взаимодействия в конкретной точке жизненного пути. Если паттерн личностно-ситуационного взаимодействия устойчив, можно говорить о соответствии, конгруэнтности личности и ситуации, а в случае неустойчивости – о неконгруэнтности. Автор представляет процесс развития личности в жизненных ситуациях как постоянную смену личностно-ситуационных паттернов, характеризующуюся изменениями как личностных особенностей, так и особенностей ситуации. Вектор развития может быть различен, т.е. развитие может идти как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Автор различает два типа развития личности в жизненных ситуациях: «событийное» и собственно «личностное»:

«Событийное» развитие

«Личностное» развитие

Тип развития «человека внешнего». Источник развития находится вне личности. При этом, личность развивается путем смены все новых ситуаций, в которые склонна бессознательно (или полуосознанно) себя помещать. Внешняя ситуация вынужденно влечет внутренние изменения.

Тип развития «человека внутреннего». Это путь развития внешне малособытийный. Личность развивается путем смены существенных личностных параметров и уровней, которая влечет за собой выбор новых жизненных ситуаций. Для этого типа развития характерна сознательная работа над собой, например, обращение к религии либо к психотехническим приемам.

Х. Томэ, У. Леер

Субъективное жизненное пространство

Когнитивно-репрезентированное и психически переработанное отражение окружающего мира в психике личности. Оно имеет следующие свойства: мера изменчивости; своеобразие; внутренняя согласованность; уровень центрации (способность гибко менять точку зрения на ситуацию или «застревать» лишь на одной ее стороне); масштабность замыслов, надежд и действий; широта интересов; напряженность усилий.

Василюк Ф.Е.

Жизненный мир

Характеризуется «объективной силой» обстоятельств и субъективной «системой отсчета», т.е. порогами и критериями эмоциональной чувствительности субъекта. В результате одна и та же ситуация в разных жизненных мирах приобретает разный психологический смысл и по-разному переживается субъектом.

Типология жизненных миров

Внешний мир

Внутренний мир

Легкость

Трудность

Простота

Гарантированная обеспеченность всех актуализировавшихся потребностей живущего в нем существа.

«Односоставность» жизни, т. е. наличие единственной потребности или единственного жизненного отношения.

Сложность

Блага, необходимые для жизни, не гарантированы. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей.

Наличие нескольких отношений, мотивов, потребностей, вступающих в столкновение.


Итак, жизненная ситуация предстает в виде некоторого единства личности и среды, в качестве единицы для изучения которого Л. С. Выготский предлагал использовать категорию переживания, понимаемого как внутреннее отношение человека к тому или иному моменту действительности. «Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности» [11, с.35]. Таким образом, мы будем определять жизненную ситуацию как отрезок жизненного пути, систему объективных и субъективных элементов (внешних и внутренних условий), которые объединяются в жизнедеятельности человека в тот или иной момент его жизни.

В той или иной жизненной ситуации человек находится всегда. «Быть в жизненной ситуации» это способ его существования. Пока ситуация естественна для человека, он выполняет в ее рамках «обычную» деятельность, составляя с ней единое целое. Если же она воспринимается как жизненная проблема, т.е. как определенное противоречие, то, стремясь (осознанно или неосознанно) разрешить это противоречие, человек противопоставляет себя жизненной ситуации, в результате чего нарушается ход его обычной жизнедеятельности.

1.2.Деятельность человека в ситуации экстремального воздействия внешних факторов

Деятельность человека может осуществляться в рамках двух вариантов протекания жизненных ситуаций: повседневная (обыденная) жизнь и трудные жизненные ситуации. Начало психологии повседневной жизни заложил автор психоанализа З.Фрейд [22]. В своей «Психологии обыденной жизни» он описал и попытался описать множество типичных эпизодов из будничной жизни человека. В дальнейшем на развитие представлений о бытии человека в мире повседневности повлияли теория эволюции, и ее приложение к проблемам адаптации, психология жизненного пути, психотерапия.

Повседневная жизнедеятельность характеризуется рядом отличительных признаков. Важнейшим из них является беспроблемный, привычный порядок жизни, который в психологии традиционно связан с понятиями «адаптация», «стабильность», относительная устойчивость». Повседневной жизни в качестве реальности имеет само собой разумеющийся характер, она не требует никакой дополнительной проверки сверх того, что она просто существует как самоочевидная и непреодолимая фактичность [49]. Действительно, в ходе адаптации к жизни у человека складывается определенный образ мира и себя в нем – упорядоченная система представлений и отношений о себе, других людях. Реальный «мир вовне» и субъективный образ мира, сложившийся у человека, уравновешены. Причем упорядоченный, относительно стабильный внутренний мир достаточно адекватно отражает «порядок внешнего мира». Человек владеет определенными способами поведения, «репертуаром умений», которые позволяют ему продуктивно действовать в многообразии жизненных ситуаций и при этом удовлетворять свои жизненные потребности. То есть человек занял свою социальную нишу» и живет подобно часовому механизму, воспроизводя одни и те же действия. Он общается с более или менее постоянным кругом людей, с каждым из них у него выработалась устойчивая система отношений. На ставшие привычными жизненные ситуации (семейные, рабочие) он реагирует постоянными стереотипными действиями-ответами.