Файл: Приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ
1.1 Основные приемы психолого-педагогического воздействия
1.2 Индивидуально-психологические особенности работающих людей
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Проведение исследования по изучению приёмов воздействия менеджеров на сотрудников организации
2.2 Проведение исследования по изучению приёмов воздействия менеджеров на сотрудников организации
Для организации и выполнения задач нашего исследования нами были выбраны следующие методы:
1) наблюдение за работой в организации, это позволило нам наглядно увидеть, как на практике используется метод убеждения, и его результаты;
2) беседа с сотрудниками организации, благодаря личному общению мы узнали, как сами руководители относятся к методу убеждения, применяют ли они его и приносит ли он необходимые результаты;
3) метод экспериментального исследования, изучение темпераментов руководителей и их подчиненных и определение стиля руководства с помощью тестирования, метод обработки материалов, для обработки результатов полученных при тестировании;
Всё это пригодится нам в определении, как используется метод убеждения на комбинате.
Нами было проведено наблюдение и получена необходимая для исследования информация. Объектом наблюдений были менеджеры и непосредственно подчинённый им персонал.
Было отмечено, что сотрудники совершенно по-разному реагируют на указания, поступающие от руководителей. Получив задание от одного из менеджеров, сотрудники без лишних вопросов приступали к его выполнению, а, поговорив с другим, начинали спорить и нехотя уходили выполнять порученное им задание. Поговорить с руководителями, было установлено, что они благосклонно относятся к использованию метода убеждения и, что он действительно даёт результаты. И только один из числа тех, с кем была проведена беседа, предпочитает более жесткие и строгие методы.
Проведя анализ беседы с персоналом, выяснилось, что в данной организации действительно применяется метод убеждения. Руководители уверенны, что данный метод на самом деле приносит свои плоды. Опробовав его на практике, они стали максимально внедрять его в свою работу.
Совершенствование использования данного метода руководители получают на семинарских занятиях проводимых специально для повышения навыков руководителей. С тех пор, как в активно используется метод убеждения, количество успешных переговоров увеличилось. Но метод убеждения также применяют менеджеры и для воздействия на своих подчинённых. Данный метод позволяет поддерживать «дружескую», но в тоже время деловую атмосферу в организации. Это в свою очередь позволяет повысить уровень производительности труда.
На этапе экспериментального исследования была проведена психодиагностика 2 менеджеров отделов и их 16 подчиненных по методикам:
- опросника темперамента Г. Айзенка;
- методика определения стиля руководства трудовым коллективом.
Опросник темперамента Г. Айзенка предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также ряд вопросов, составляющих «шкалу лжи» [19].
Согласно, проведенной диагностике менеджер отдела продаж по типу темперамента холерик. Сотрудники его отдела имеют разные типы темперамента: 2 сотрудника холерики, 4 сотрудника сангвиники, один сотрудник флегматик и три сотрудника имеют смешанные типы темперамента.
Менеджер второго отдела маркетинга сангвиник-холерик по типу темперамента. Сотрудники его отдела 2 холерика, 2 сангвиника, 2 флегматика и 2 меланхолика.
Далее мы использовали методику определения стиля руководства трудовым коллективом. Она разработана В. П. Захаровым на базе опросника А. Л. Журавлева [11]. Базовая методика включает 27 групп утверждений, которые отражают различные аспекты взаимоотношений руководства и сотрудников.
Методика направлена на оценку и описание стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования предлагается в инструкции. Опросник содержит 16 групп утверждений, которые характеризуют деловые качества руководителя. Все группы состоят из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Следует внимательно прочитать все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени характеризует Ваше мнение о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой.
Когда оцениваются одновременно два руководителя или более, нужно сравнить их между собой по соответствующим трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя, и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: 0; +; –.
Психологическое содержание общей способности управленческой деятельности связанно с признаками самого руководителя, к которым относится следующее:
- умение отличать главное от второстепенного;
- способность сконцентрировать силы на заданном направлении;
- воля, ответственность и требовательность;
- владение моделированием и мобильность в выборе оптимального варианта действий;
- рациональная технологичность в управлении;
- способность выйти за рамки стереотипов [18].
Компетентный и эффективный руководитель не будет давить на свой персонал, но всегда предоставит необходимую помощь каждому сотруднику в нестандартных ситуациях. Предъявляя высокую требовательность к ним, руководитель мгновенно проводит функциональные манёвры кадрами.
В результате анализа методики «Определение стиля руководства трудовым коллективом» выявлено, что стиль руководства отдела продаж «А» –коллегиальный стиль (4-9-4). Определяется стремлением руководителя к постановлению решений, разделением полномочий и ответственности между руководителем и сотрудниками. При этом компоненте обговариваются с подчиненными наиболее значимые производственные вопросы, опираясь на обсуждение принимаемого решения. Более того, он всячески стимулирует инициативу со стороны сотрудников. Постоянно и своевременно доводит до коллектива важные для него вопросы. Общение с сотрудниками проходит доброжелательно и вежливо. При данном компоненте в коллективе создается благоприятный эмоционально-психологический климат. Он отмечен высоким уровнем децентрализации полномочий, интенсивным участием работниками в принятии и реализации решений, созданием условий, в которых исполнение служебных обязанностей становится желательным, а достижение результата является для них вознаграждением.
Стиль руководства в маркетинговом отделе - смешанный, одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6) характеризует оперативно меняющегося руководителя.
Руководители комбината широко используют методы убеждения сотрудников, они воздействуют на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства.
Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности сотрудника, на обращении к рациональной стороне сознания. Убеждая, они опираются на следующие правила:
- логика убеждения доступна интеллекту подчиненных;
- убеждение доказательно, опирается на факты, знакомые сотрудникам;
- помимо конкретных фактов и примеров, информация содержит обобщенные положения (принципы);
- убеждающая информация максимально правдоподобна;
- сообщаемые факты и общие положения вызывают эмоциональную реакцию подчиненных.
Основными средствами убеждения руководителей выступает образ, слово, тембр речи, жестикуляция, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи, результаты труда. Критерием результативности сотрудников воздействия становится убежденность. Это уверенность в истинности усвоенных представлений, понятий, задач. Она позволяет работать принимать решения и осуществлять их, занимать определенную позицию в оценках фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки сотрудников, определяющие их поведение на работе и в организации.
Рассмотрим структуру убеждающего воздействия менеджеров.
Информирование. Передача информации сотруднику служит продолжением установления контакта и является основой для развития последующего информирования. Информирование – это сообщение подчиненным сведений об имеющих вопросах, об их деятельности, о положении дел в коллективе, доведение некого документа.
Есть три вида информационного обслуживания: документальное, фактографическое и концептуальное. Руководители доводят сведения, полученные от вышестоящего органа. Ведется текущее информирование коллектива, представляющее профессиональный интерес, и информирование конкретных специалистов. При передаче информации следуют ряду логических, психологических правил. Информация отвечает профессиональным потребностям. Она точная, содержательная, интересная и по возможности, краткая. Информирование на предприятии бывает индивидуальным и групповым.
Убеждающее воздействие включает:
- воздействие источника, предоставляющего информацию;
- воздействие содержания информации;
- воздействие ситуации [20].
Воздействие источника предоставляющего информацию в определенной мере зависит от того, как люди с различными индивидуальными особенностями относятся к источнику информации.
Воздействие содержания информации зависит от того, насколько оно убедительно. Чтобы добиться убедительности, требуется принимать во внимание существенное количество факторов. Ее может обеспечить правильный баланс между логическим и эмоциональным компонентами информационного сообщения.
Информирование о целях деятельности. Организация всякой деятельности начинается с определения целей и формирования у коллектива осознанного образа результатов. К числу типичных ошибок руководителей относят постановка нереальных целей, формирование противоречивых требований и указаний, навязывание из-за мотива самоутверждения собственных целей.
Информирование о результатах работы. Ознакомление с результатами работы становится стимулирующим воздействием для сотрудников. Исследований доказали, что информирование работника может повысить результат труда на 12 – 15 %. Это информирование, как об успехах, так и о неудачах.
С другой стороны отсутствие информации приводит к понижению результатов, напряжённости, конфликтам. Более того, информирование способствует созданию благоприятных отношений, улучшает взаимопонимание в рабочей группе, облегчает процесс воздействия. Правильно организованное обсуждение результатов работы повышает мотивацию подчиненных, а также важно для ощущения ими значимости своего труда и внесения изменений в их поведение. Сила цифр иногда оказывается более сильное воздействие, чем убеждения и наказания.
Информирование о результатах деятельности действенно при существовании объективной оценки работы сотрудников на базе выделенных и согласованных критериев оценки.
Обсуждение результатов работы проводиться на комбинате достаточно регулярно: один раз в квартал и по истечении года.
Необходимо исходить из того, что:
- содержание информационных материалов хорошо продумано и соответствует законам логики;
- конкретное в содержании сообщения убедительнее абстрактного;
- чем динамичнее текст, чем разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание сотрудников;
- лучше воспринимается то, что согласуется с интересами и потребностями персонала;
- осмысливается проще то, что предлагается смысловыми частями (блоками);
- лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у людей [11].
Например, сангвиники и холерики любят наглядность. Флегматики лучше воспринимают логически просто построенные рассуждения. Сангвиники и холерики предпочитают броские идеи, эмоциональные обороты речи и громкие фразы, флегматики - четко аргументированные факты, цифровые расчеты. Имеет значение даже тембр голоса.
Более того, суть убеждающего воздействия зависит от подобранной и поданной аргументации. Убеждение не сводится к простому изложению информации, в истинности которой хотят убедить сотрудника.
Существует большое количество способов убеждать.
Выдвижение тезиса. Самое простое воздействие может и не содержать ни средств привлечения внимания, ни средств аргументации. Иногда просто тезиса бывает достаточно, чтобы вызвать требуемую реакцию. В тезисе заключается главная мысль, требование, цель или задача. Тезис должен быть истинным, без противоречий, предполагать факты, его подтверждающие.
В условиях дефицита времени, когда внимание уже привлечено чем то другим, можно начинать с прямого изложения тезиса. Значение его состоит в том, что он концентрирует внимание, направляет мышление по нужному пути, исключает недоразумения и конфликты.
При проведении планерок с сотрудниками, в выступлении на собрании или личной беседе с подчинёнными во многих случаях лучше начинать с тезиса.
Выдвижение гипотез. Обладая умением выдвигать продуктивные гипотезы, руководитель в значительной степени повышает результат своей деятельности. Гипотеза нужна, когда исходных данных мало или их получение на первом этапе связанно с трудностями.