Файл: Приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ
1.1 Основные приемы психолого-педагогического воздействия
1.2 Индивидуально-психологические особенности работающих людей
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Проведение исследования по изучению приёмов воздействия менеджеров на сотрудников организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой. Жизнь работающего человека пронизана многими психологическими связями и отношениями с другими людьми и, говорить о необходимости умения быть среди людей, эффективно взаимодействовать с ними, принимать и говорить о своих потребностях, устремлениях и действовать, опираясь на свои интересы и интересы других людей. А менеджерам в большей степени необходимо знать разные психолого-педагогические приёмы и методы воздействия на подчиненных. Так как существуют разные стили руководства. В каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны, каждый из них по-своему уникален и незаменим. Стиль руководства менеджеров определяют, изучив какие методы, приёмы и способы воздействия они использует при работе со своими подчинёнными. Перед менеджером всегда стоит проблема выбора способа руководства. Какой из них наиболее эффективный, какой станет успешным в плодотворной работе служащих.
Соответственно специалисты в области управления должны иметь представление о природе психики сотрудников, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики человека. Быть ознакомленными с формами происхождения освоение человеком действительности, принимать во внимание роль сознания и самосознания в поведении сотрудников. Иметь четкое понимание значения воли, эмоций, потребностей и мотивов. Они должны уметь дать психологическую характеристику личности своего подчиненного, интерпретировать свои психические состояния, владеть не сложными приемами психической регуляции, понимать закономерности межличностных отношений в организованном коллективе, знать способы, средства и методы психолого-педагогической деятельности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения задач в трудовом коллективе.
Целью настоящей работы является исследовать приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с разными индивидуально-психологическими особенностями на базе Ангренского цементного комбината.
Объект – психолого-педагогическое воздействие.
Предмет нашей работы – приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.
В задачи работы входит:
1. Определить основные приемы психолого-педагогического воздействия на людей.
2. Рассмотреть индивидуально-психологическими особенностями сотрудников.
3. Изучить приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с разными индивидуально-психологическими особенностями на базе Ангренского цементного комбината.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ
1.1 Основные приемы психолого-педагогического воздействия
Систему приёмов, характеризующих совместную деятельность руководителей и сотрудников, именуют методом обучения персонала. Разделение средств и методов на педагогические и психологические весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому мы используем универсальное понятие «средства воздействия на личность сотрудника» и «методы воздействия на личность сотрудника» [5].
Технологическая схема данного процесса выглядит так. Сначала руководитель убеждает сотрудников в важности и целесообразности решения определенной задачи. На следующем этапе необходимо следить за выполнением задачи. На всех этих этапах полезно стимулировать мотивацию сотрудников, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.
Для должного функционирования этого процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на сотрудников:
убеждение;
упражнения и приучения;
обучение;
стимулирование;
контроль и оценка [3].
Приёмы выступают элементарными звеньями процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных психолого-педагогических ситуациях. Так беседа, диспут, разъяснение относятся к примерам приема убеждения. Одобрение, похвала, благодарность относятся к приемам поощрения мотивирования.
Методом воздействия на человека называют систему психолого-педагогических приемов, позволяющих решать определенные задачи. Рассмотрим подробнее названные выше методы воздействия на работающего человека.
Убеждение - это воздействие на разум, чувства и волю человека для включения процесса формирования у него требуемых качеств. В зависимости от направленности воздействия убеждение выступает как доказательство, как внушение, как их соединение [21].
Если мы хотим убедить человека в истинности некого положения, то мы обращаемся к его разуму, соответственно нам нужно выстроить логически четкую цепочку аргументов, что и станет доказательством.
Если же мы хотим сформировать симпатию к компании, должное отношение к работе в организации, то необходимо обращаться к чувствам. В данном случае убеждение становится внушением. Наиболее эффективно обращаться одновременно и к разуму, и к чувствам, поскольку доказательство и внушение в их единстве дополняются.
Чем один человек может убедить другого? Конечно словом, делом, личным примером.
Наиважнейшую роль в убеждении через слова выполняют такие приёмы как беседа, лекция, диспут.
Основная функция беседы - привлечь сотрудника к оценке событий, поступков, явлений и на этой основе сформировать у него желаемое отношение к действительности, к своим трудовым и организационным обязанностям.
Поводом и сюжетной канвой беседы становятся факты, раскрывающие содержание тех или иных сторон жизни и деятельности. В качестве подобных аргументов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность человека или отдельное его свойство, закрепленное в слове, а также правило, обобщенный образ, реальный или условный образец. Форма беседы бывает разнообразной, но она, несомненно, должна наводить сотрудника на размышления, результатами которых - становится диагностика и оценка качеств человека, стоящей за разными делами и поступками [10].
Лекция - это продолжительное и систематическое изложение сущности некой проблемы. Основа лекции – это теоретическое обобщение, а конкретные факты, которые составляют основу беседы, в лекции выступают только иллюстрацией или отправным моментом.
Диспут – это столкновение мнений для формирования суждений и оценок, отличающих диспут от беседы и лекции. Диспут направлен на формирование умений защищать свои взгляды, убеждать в них людей, с другой стороны он требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить, хотя иногда это так хочется. Диспут еще важен тем, что знания, полученные в ходе столкновения мнений, отличаются обобщенностью, глубиной и прочностью [12].
Пример. Еще древнеримский философ Сенека говорил: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером» [3]. Психолого-педагогическая педагогическая сила и значение примера понимается и признается всеми.
Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда требований, таких как:
- авторитет, все мы знаем из личного опыта, что даже случайно оброненное слово авторитетным человеком отпечатывается иногда на всю жизнь и становится принципом, путеводной звездой;
- опора на жизненный опыт, слова приобретают конкретный смысл, если они основаны на личном опыте;
- искренность, конкретность и доступность убеждения;
- соединение убеждения и практического обучения, успехи достигаются тогда, когда словесное воздействие объединяется с практической деятельностью. Причем не всегда нужно идти от сознания к опыту. Опыт порой предшествовать формированию сознания;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей человека, в ходе выбора приемов и методов убеждения важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности людей [16].
Упражнение и приучение.
Упражнение - это организованное выполнение людьми разных действий, практических дел для формирования и развития их.
Приучение - это планомерное и регулярное выполнение людьми определенных действий для формирования необходимых привычек. Или, другими словами: приучение - это упражнение на выработку требуемых привычек.
Привычки, как писал К.Д. Ушинский, присваиваются через повторение действия до тех пор, пока «не установится потребность к этому действию. Повторение действий есть, необходимое условие становления привычки». Упражнения занимают большое место в обучении, так как лежат в основе формирования умений и навыков на всех практических и практика-теоретических этапах работы с людьми [17].
Упражнение (приучение) как метод психолого-педагогического воздействия применяется для решения разнообразных задач нравственного, физического и эстетического развития. Без систематического использования разумно применяемых упражнений нельзя добиться эффективности в воспитательной работе.
В практике применяются обычно три типа убеждений:
упражнения в деятельности;
режимные упражнения;
специальные упражнения [18].
Упражнения в деятельности имеют целью выработать необходимые привычки.
Режимные упражнения - это упражнения, главный психолого-педагогический эффект от применения которых дает режим. Соблюдение оптимального режима ведет к синхронизации психофизиологических реакции-организма с внешними требованиями, что хорошо сказывается на здоровье, возможностях сотрудников и, как следствие, на результатах их работы.
Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, для выработки и закрепления умений и навыков.
Обучение.
Классификация методов обучения характеризуются разнообразием в зависимости от того, какое основание выбирается для их разработки. Наиболее приемлемой представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, эта классификация включает пять методов:
объяснительно-иллюстративный метод (лекция и т. п.);
репродуктивный метод;
метод проблемного изложения;
эвристический метод;
исследовательский метод [17].
Указанные методы делятся на две группы:
- репродуктивную (1 и 2 методы), знания усваиваются готовые знания, и воспроизводятся уже известными способами деятельности;
- продуктивную (4 и 5 методы), знания добываются в результате деятельности [6].
Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности, но ближе к продуктивным методам.
Репродуктивные методы обучения - это объяснительно-иллюстративный методы. Их так же называют и информационно-рецептивными. Он заключается в том, что людям сообщают готовую информацию различными средствами, а они воспринимают, осознают и фиксируют в памяти предложенную информацию. Сообщение информации осуществляется устно (лекция, объяснение), печатно (инструкции, дополнительные пособия), через наглядные средства (схемы, чертежи), показа способов деятельности (способ составления плана, аннотации и т. д.).
Данный метод - экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Эффективность данного метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место. Без данного метода не обеспечить целенаправленного действия. Действие всегда опирается на минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.
Воспроизведение и повторение способа деятельности являются признаком репродуктивного метода.
Продуктивные методы обучения.
Непременное условие прогресса - это формирование качеств творческой личности. Анализ видов творческой деятельности показывает, что при ее постоянном осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота в ориентировке в меняющихся условиях, умение увидеть проблему и не бояться ее неопределенности, оригинальность мышления, интуиция и т. п., на качества, спрос высок и, несомненно, будет возрастать [22].