Файл: Приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой. Жизнь работающего человека пронизана многими психологическими связями и отношениями с другими людьми и, говорить о необходимости умения быть среди людей, эффективно взаимодействовать с ними, принимать и говорить о своих потребностях, устремлениях и действовать, опираясь на свои интересы и интересы других людей. А менеджерам в большей степени необходимо знать разные психолого-педагогические приёмы и методы воздействия на подчиненных. Так как существуют разные стили руководства. В каждом из них есть свои положительные и отрицательные стороны, каждый из них по-своему уникален и незаменим. Стиль руководства менеджеров определяют, изучив какие методы, приёмы и способы воздействия они использует при работе со своими подчинёнными. Перед менеджером всегда стоит проблема выбора способа руководства. Какой из них наиболее эффективный, какой станет успешным в плодотворной работе служащих.

Соответственно специалисты в области управления должны иметь представление о природе психики сотрудников, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики человека. Быть ознакомленными с формами происхождения освоение человеком действительности, принимать во внимание роль сознания и самосознания в поведении сотрудников. Иметь четкое понимание значения воли, эмоций, потребностей и мотивов. Они должны уметь дать психологическую характеристику личности своего подчиненного, интерпретировать свои психические состояния, владеть не сложными приемами психической регуляции, понимать закономерности межличностных отношений в организованном коллективе, знать способы, средства и методы психолого-педагогической деятельности, владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения задач в трудовом коллективе.

Целью настоящей работы является исследовать приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с разными индивидуально-психологическими особенностями на базе Ангренского цементного комбината.

Объект – психолого-педагогическое воздействие.

Предмет нашей работы – приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.

В задачи работы входит:

1. Определить основные приемы психолого-педагогического воздействия на людей.


2. Рассмотреть индивидуально-психологическими особенностями сотрудников.

3. Изучить приёмы психолого-педагогического воздействия на служащих с разными индивидуально-психологическими особенностями на базе Ангренского цементного комбината.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛЮДЕЙ

1.1 Основные приемы психолого-педагогического воздействия

Систему приёмов, характеризующих совместную деятельность руководителей и сотрудников, именуют методом обучения персонала. Разделение средств и методов на педагогические и психологические весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому мы используем универсальное понятие «средства воздействия на личность сотрудника» и «методы воздействия на личность сотрудника» [5].

Технологическая схема данного процесса выглядит так. Сначала руководитель убеждает сотрудников в важности и целесообразности решения определенной задачи. На следующем этапе необходимо следить за выполнением задачи. На всех этих этапах полезно стимулировать мотивацию сотрудников, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования этого процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на сотрудников:

убеждение;

упражнения и приучения;

обучение;

стимулирование;

контроль и оценка [3].

Приёмы выступают элементарными звеньями процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных психолого-педагогических ситуациях. Так беседа, диспут, разъяснение относятся к примерам приема убеждения. Одобрение, похвала, благодарность относятся к приемам поощрения мотивирования.

Методом воздействия на человека называют систему психолого-педагогических приемов, позволяющих решать определенные задачи. Рассмотрим подробнее названные выше методы воздействия на работающего человека.


Убеждение - это воздействие на разум, чув­ства и волю человека для включения процесса формирования у него требуемых качеств. В зависимости от направленности воздействия убеж­дение выступает как доказательство, как внушение, как их соединение [21].

Если мы хотим убедить человека в истинности некого положения, то мы обращаемся к его разуму, соответственно нам нужно выстроить логически четкую цепочку аргумен­тов, что и станет доказательством.

Если же мы хотим сформировать симпатию к компании, должное отношение к работе в организации, то необходимо обращаться к чувствам. В данном случае убеждение становится вну­шением. Наиболее эффективно обращаться одновременно и к разуму, и к чувствам, поскольку доказательство и внушение в их единстве дополняются.

Чем один человек может убедить другого? Конечно словом, делом, личным примером.

Наиважнейшую роль в убеждении через слова выполняют такие приёмы как беседа, лекция, диспут.

Основная функция беседы - привлечь сотрудника к оценке событий, поступков, явлений и на этой основе сформи­ровать у него желаемое отношение к действительности, к своим трудовым и организационным обязанностям.

Поводом и сюжетной канвой беседы становятся факты, раскрывающие содержание тех или иных сторон жизни и деятельности. В качестве подобных аргументов (положительных или отрицательных) может выступать деятельность человека или отдельное его свойство, закрепленное в слове, а также правило, обобщенный образ, реальный или условный образец. Форма беседы бывает разнообразной, но она, несомненно, должна наводить сотрудника на размышления, результатами которых - становится диагностика и оценка качеств человека, стоящей за разными делами и поступками [10].

Лекция - это продолжительное и систематическое изложение сущности некой проблемы. Основа лекции – это теоретическое обобщение, а конкретные факты, которые составляют основу беседы, в лекции выступают только иллюстрацией или отправным моментом.

Диспут – это столкновение мнений для формирования суждений и оценок, отличающих диспут от беседы и лекции. Диспут направлен на формирование умений защищать свои взгляды, убеждать в них людей, с другой стороны он требует мужества отказаться от ложной точки зрения, выдержки не отступить, хотя иногда это так хочется. Диспут еще важен тем, что знания, полученные в ходе столкновения мнений, отличаются обобщенностью, глубиной и прочностью [12].

Пример. Еще древнеримский философ Сенека говорил: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером» [3]. Психолого-педагогическая педагогическая сила и значение примера понимается и признается всеми.


Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда требований, таких как:

- авторитет, все мы знаем из личного опыта, что даже случайно обро­ненное слово авторитетным человеком отпечатывается иногда на всю жизнь и становится принципом, путеводной звездой;

- опора на жизненный опыт, слова приобретают конкретный смысл, если они основаны на личном опыте;

- искренность, конкретность и доступность убеждения;

- соединение убеждения и практического обучения, успехи достигаются тогда, когда словесное воздействие объединяется с практической деятельностью. Причем не всегда нужно идти от сознания к опыту. Опыт порой предшествовать формированию сознания;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей человека, в ходе выбора приемов и методов убеждения важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности людей [16].

Упражнение и приучение.

Упражнение - это организованное выполнение людьми разных действий, практических дел для формирования и развития их.

Приучение - это планомерное и регулярное выполнение людьми определенных действий для формирования необходимых привычек. Или, другими словами: приучение - это упражнение на выработку требуемых привычек.

Привычки, как писал К.Д. Ушинский, присваиваются через повторение действия до тех пор, пока «не установится потребность к этому действию. Повторение действий есть, необходимое условие становления привычки». Упражнения занимают большое место в обучении, так как лежат в основе формирования умений и навыков на всех практических и практика-теоретических этапах работы с людьми [17].

Упражнение (приучение) как метод психолого-педагогического воздействия применяется для решения разнообразных задач нравственного, физического и эстетического развития. Без систематического использования разумно применяемых упражнений нельзя добиться эффективности в воспитательной работе.

В практике применяются обычно три типа убеждений:

упражнения в деятельности;

режимные упражнения;

специальные упражнения [18].

Упражнения в деятельности имеют целью выработать необходимые привычки.

Режимные упражнения - это упражнения, главный психолого-педагогический эффект от применения которых дает режим. Соблюдение оптимального режима ведет к синхронизации психофизиологических реакции-организма с внешними требованиями, что хорошо сказывается на здоровье, возможностях сотрудников и, как следствие, на результатах их работы.


Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, для выработки и закрепления умений и навыков.

Обучение.

Классификация методов обучения характеризуются разнообразием в зависимости от того, какое основание выбирается для их разработки. Наиболее приемлемой представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, эта классификация включает пять методов:

объяснительно-иллюстративный метод (лекция и т. п.);

репродуктивный метод;

метод проблемного изложения;

эвристический метод;

исследовательский метод [17].

Указанные методы делятся на две группы:

- репродуктивную (1 и 2 методы), знания усваиваются готовые знания, и воспроизводятся уже известными способами деятельности;

- продуктивную (4 и 5 методы), знания добываются в результате деятельности [6].

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности, но ближе к продуктивным методам.

Репродуктивные методы обучения - это объяснительно-иллюстративный методы. Их так же называют и информационно-рецептивными. Он заключается в том, что людям сообщают готовую информацию различными средствами, а они воспринимают, осознают и фиксируют в памяти предложенную информацию. Сообщение информации осуществляется устно (лекция, объяснение), печатно (инструкции, дополнительные пособия), через наглядные средства (схемы, чертежи), показа способов деятельности (способ составления плана, аннотации и т. д.).

Данный метод - экономный способ передачи обобщенного и систематизированного опыта. Эффективность данного метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место. Без данного метода не обеспечить целенаправленного действия. Действие всегда опирается на минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.

Воспроизведение и повторение способа деятельности являются признаком репродуктивного метода.

Продуктивные методы обучения.

Непременное условие прогресса - это формирование качеств творческой личности. Анализ видов творческой деятельности показывает, что при ее постоянном осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота в ориентировке в меняющихся условиях, умение увидеть проблему и не бояться ее неопределенности, оригинальность мышления, интуиция и т. п., на качества, спрос высок и, несомненно, будет возрастать [22].