Файл: ставропольский многопрофильный колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Данный метод активизации деятельности обучающихся можно представить в виде системы домашних заданий [4].

Этот подход к организации домашней работы обучающих предполагает обучение подростков приемам самостоятельной учебной деятельности, а также способов, преследующих цель развития познавательной деятельности.

Творческий замысел заключается в том, чтобы повысить познавательную деятельность за счет расширения информации и применения заданий адекватных заявленной цели.

2. Самостоятельное изучение теории, где используются следующие приемы работы: внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре, опираясь только на ключевые слова; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить таблицу или разработать алгоритм [6]

При такой организации домашнего задания у обучающихся возникает интерес к словарям и справочной литературе, вырабатывается умение самостоятельно пользоваться ими. Также возникает интерес, к слову, его истории, стремление писать грамотно и говорить правильно, выразительно, красиво.

3. Обучение нестандартным способам решения проблемы, поиску недостающей информации и использованию ее для решения возникающих проблем, развивают фантазию и воображение, вызывают интерес не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. Особенность этих пособий в том, что они помогают формированию самоорганизации обучающихся при выполнении домашнего задания, а также являются подсказками при самостоятельной работе. А главное – развитие зрительной памяти.

Здесь используют следующие задания:

  • разработка наглядных пособий, таблиц, схем;

  • разработка новых вариантов кроссвордов, ребусов;

  • подготовка карточек для самодиктантов;

  • тесты;

  • исправление допущенных ошибок.

На данном этапе используют групповую форму работы. Принцип формирования групп такой: объединение в группы учащихся примерно одинакового уровня обученности. Слабым – задания базового уровня, а сильным – повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход. Особое внимание уделяют взаимопроверке работ, что является эффективным средством формирования умений и взаимоконтроля. Оценка за выполненную работу заносится в тетрадь учета знаний, умений и навыков.


4. Создание условий для раскрытия собственного творческого потенциала обучающихся. Мыслительную деятельность обучающихся стимулируют различными средствами и приемами: используют методы исследовательского, эвристического характера, творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (рефераты, творческие сочинения, эссе).

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использовать на уроке занимательные элементы. Они традиционно применяется в обучении как средство возбуждения интереса к учению [5].

К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами, графические диктанты, трехуровневые карточки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес обучающих к изучаемому предмету. Основу таких учебно–познавательных подходов составляют термины русского языка.

Такие серии заданий позволяют активно включаться учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык».

Все рассмотренные элементы занимательности доказывают то, что они дают возможность закреплять все основные разделы русского языка, основные единицы уровней, важнейшие термины, помогают заложить теоретическую базу, формируют коммуникативные качества, популяризируют предмет. Они заставляют учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память, помогают увидеть и объяснить многое в языке.

Таким образом, к способам активизации учебно–познавательной деятельности на уроках русского языка относятся все вышеперечисленные методы и технологии, направленных на учебно–познавательную деятельность.

2. Организация процесса активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников.

2.1. Методики диагностического исследования учебно–познавательной деятельности младших школьников

В настоящее время в школы активно внедряются инновационные технологии, происходит постоянное совершенствование организационных форм. Но многие учителя по–прежнему сталкиваются с проблемой нежелания или неумения детей учиться. Учебная деятельность не дана ребенку в готовой форме, она должна быть выработана. Над решением проблемы мотивации учебно–познавательной деятельности в младшем школьном возрасте задумывались педагоги и психологи.

Обозначим основные диагностические методики, которые будут способствовать определению уровня сформированности учебно–познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка (см. таблица 1) [23]



Таблица 1. Методики, направленные на выявление уровня сформированности учебно–познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка


№ Название и автор

Цель

Исследуемые параметры

1.Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (Приложение 1)

Определение уровня школьной мотивации

Уровень школьной мотивации

2.Методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) (Приложение 2)

Методика предназначена для диагностики направленности учеников на приобретение знаний в процессе школьного образования

Направленность учеников на приобретение знаний в процессе школьного образования

3.Методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюковжа) (Приложение 3)

Изучение направленности на отметку

Направленность на отметку

4.Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга (Приложение 4)

Определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности

Сформированность мотивов к продуктивной деятельности


1. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (автор Н.Г. Лусканова) (Приложение 1).

Цель методики – определение школьной мотивации.

Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Процедура проведения.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:


  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.

  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

2. Методика «Направленность на приобретение знаний» (авторы Е.П. Ильин, Н.А. Курдюковжа) (Приложение 2).

Цель: направленность на приобретение знаний, через стремление рассматривать полученные знания в качестве главных результатов учебной деятельности.

Инструкция:

Дается ряд утверждений–вопросов с парными ответами. Из двух ответов нужно выбрать один и рядом с позицией вопроса написать букву ("а" или "б"), соответствующую выбранному ответу.

3. Методика «Направленность на отметку» (авторы Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова) (Приложение 3).

Цель: определить направленность младших школьников на отметку

Инструкция:

Дается ряд вопросов. Ответьте на них, поставив в соответствующей ячейке знаки "+" ("да") или "–" ("нет").

4. Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Методика разработана в 1988г. М.Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993г. И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.) (Приложение 4).

Цель: Определение сформированности мотивов к продуктивной деятельности

Таким образом, мы изучили основные диагностические методики, которые будут способствовать определению уровня сформированности учебно–познавательной активности у младших школьников на уроках русского языка.
2.2. Методы и технологии активизации учебно–познавательной деятельности младших школьников

К.Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика [24]

Уровни познавательной активности:

Воспроизводящий. Учащиеся стремятся понять, запомнить, а потом воспроизвести знания. На этом уровне интерес к углублению знаний отсутствует.

Интерпретирующий. Учащиеся стремятся найти смысл в изучаемом материале, увидеть связь между явлениями, найти способы применения в разных условиях.


Разнообразие эффективных приемов пробуждает у детей интерес и положительное отношение не только к результатам, но и самому процессу обучения, к учителю, уверенность в преодолении трудностей.

Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие, а значит, и качество работы учителя.

В этом учителю помогает применение инновационных методов и технологий обучения [20].

Метод обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и педагога в процессе обучения.

Методы обучения бывают:

  • словесные методы (лекции, книги, беседы, дискуссии);

  • наглядные методы (видеоматериалы, явления, наглядные пособия);

  • практические методы (практические занятия, творческие работы, курсовые и дипломные работы);

  • обучение через создание проблемных ситуаций.

Технологии обучения – это технология педагогических методов, технология построения учебного процесса, включающая в себя два взаимосвязанных этапа: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности.

В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

Выделяют следующие признаки технологии обучения:

  • процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности преподавателя и

  • учащихся, т.е. совместная деятельность преподавателя и учащихся;

  • совокупность приемов, методов;

  • проектирование и организация процесса обучения;

  • наличие комфортных условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся [25].

Любая технология обучения включает в себя:

  • целевую направленность;

  • научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося;

  • критерии оценки результата;

  • результаты;

  • ограничения в использовании [26].

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

  • органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности [27].