Файл: Налог с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смит выделял пять экономических принципов налогообложения, которые принято было рассматривать как «декларацию прав плательщика». Эти принципы следующие[12,с.118]:

- принцип, которым декларируется хозяйственная независимость и свобода плательщика. Основой данного принципа принято считать право частной собственности. Согласно А. Смиту, остальные принципы обладают подчинительным положением относительно данного;

- принцип справедливости. Основа данного принципа заключается в том, что все граждане, соразмерно их доходам, обязаны уплачивать налоги;

- принцип определенности. Данный принцип предполагает наличие о налогоплательщика полной и достоверной информации о размерах налогов, а также о способах и порядке их оплаты;

- принцип удобности. Данным принципом предполагается, что уплата налога должна осуществляться таким способов и в такое время, которые были бы наиболее удобными для налогоплательщика;

- принцип экономии. Данным принципом предполагается, что те расходы, которые несет государство по взиманию администрированию того или иного налога, должны компенсироваться сумма сбора данного налога.

Учитывая тот факт, что именно принцип справедливости принято рассматривать в качестве базовой категории, которая относится к налогообложению, представляется, что именно его рассмотрение является наиболее актуальным[19,с.77].

Основной любой системы правого регулирования является нравственная категория справедливости. Она дает понимание о том, что должно быть и каково должно быть соответствие между каким-либо деянием и воздаянием за это деяние[10,с.38].

Несмотря на тот факт, что вокруг принципа справедливости возможны различные споры относительно его сущности и природы, именно данный принцип уже длительное время представляет собой основу для налогового законодательства многих стран. В ряде государств положение о справедливости налоговой системы, как ее основного принципа, имеет законодательное или конституционное закрепление[14,с.92]. Например, в рамках Конституции Лихтенштейна содержится положение о том, что налогообложение в стране строиться по принципу справедливости, согласно которому налогами не облагаются минимальные доходы, которые необходимы человеку для существования, а высокие доходы, соответственно, облагаются по повышенным налоговым ставкам. Такая категория как «справедливость» иногда может быть закреплена в самом названии нормативно-правового документа, которые касается вопросов, связанных с регулированием налогообложения. Например «Закон о справедливом налогообложении и фискальной ответственности», который был принят в Соединенных Штатах Америки в 1982 году[20,с.112].


Вопросам, которые касаются справедливости, как правило, соответствует этический характер. Согласно русскому исследователю М. Алексеенко, при установлении налогового законодательства людям свойственно стремление к справедливости, справедливость, как отмечает Алексеенко, представляет собой достаточно относительное понятие, которое находится в зависимости от того, какое существует социально-политическое устройство[21,с.58].

Тем не менее, при рассмотрении такой категории как «справедливость» применительно к сфере налогообложения, необходимо иметь в виду ту экономическую и правовую природу, которая данному понятию соответствует. Исходя из данного факта, справедливость в налогообложении должна рассматривать с юридической и экономической точек зрения.

Согласно точке зрения экономики, принцип справедливости налогообложения рассматривается как фактор, который оказывает влияния на механизмы, связанные с распределением доходов в рамках того или иного общества. Таким образом, выделяется горизонтальный и вертикальный принцип справедливости налогообложения.

Исходя из принципа горизонтальной справедливости, тем налогоплательщикам, которым соответствует одинаковое экономическое положения, должны вменятся к уплате схожие суммы налоговых платежей. Тот факт, что они находятся в равном экономическом положении, предполагает равенство их налоговой позиции. Основа данного положения заключается в постулате о том, что взимаемая с налогоплательщиком государством сумма налогов должна находиться в соответствие с теми, доходами, которые получает налогоплательщик и которыми он располагает[20,с.54].

Согласно положениям принципа вертикальной справедливости, те налогоплательщики, которые находятся в неравном социально-экономическом положении, также должны находиться в неравной налоговой позиции. При таком рассмотрении предполагается реализация так называемого «принципа выгод»[19,с.33]. Исходя из положений, которые соответствуют обозначенному принципу, тот, кто получает больше благ и ресурсов от государства, должен выплачивать больше налогов. Тем не менее, в данном контексте необходимо уточнение относительно того, на что именно в государстве расходуются те налоги, которые взимаются с налогоплательщиков[10,с.78]. Например, объективным является факт того, что пожилые люди, как правило, имеют уровень доходов ниже, чем молодые специалисты. Однако, пожилые люди чаще обращаются к услугам медицинского характера, которые могут бесплатно обеспечиваться государством. Исходя из положений, которые соответствуют принципу платежеспособности, с пожилых людей должны взиматься более низкие налоги, в виду того, что их доходы не велики. Однако, если рассматривать данный вопрос исходя из положений принципа выгод, о котором упоминалось выше, то пожилые люди должны, наоборот, уплачивать больше налогов, так как они чаще пользуются медицинскими услугами, доступ к которым обеспечивается государством. В данной ситуации является очевидным, что будет абсолютно несправедливо использовать принцип выгод в отношении пожилых людей. Однако, если рассмотреть вопрос относительно оплаты работ по автодорожному строительству, то справедливым представляется тот факт, что те граждане, которые владеют транспортными средствами – должны платить больше, так как они чаще чем пешеходы пользуются дорогами. Известно, что именно платежи в различные дорожные фонды которые выплачиваются автолюбителями представляют собой основной финансовый ресурс для строительства новых дорог, а также для ремонта уже эксплуатируемых[21,с.78].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что желание создать полностью справедливую систему налогообложения может представлять собой конечную цель любого государства. Однако, любые налоги и изменения, так или иначе, всегда будут вызывать недовольство тех или иных слоев граждан. Стремление к созданию системы, которая не ущемляла бы права одних граждан и не давала бы излишних и незаслуженных привилегий другим, должно продолжаться вместе с развитием общества.

Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговое право - часть системы, и оно также должно базироваться на принципах демократии, социальной справедливости. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства.

В настоящее время ни Конституция Российской Федерации, ни Налоговый Кодекс Российской Федерации не содержат прямого требования о соблюдении принципа справедливости при установлении налогов и сборов. Безусловно, в науке отсутствует единое представление о том, что же относится к принципу справедливости налогообложения, и поэтому само нормативное определение данного принципа является довольно сложным. Но определение необходимо, так как по сути право должно быть справедливым: «Aequum et bonum est lex legum» («Справедливость и благо есть закон законов» - лат.) [15,с.59].

Рассматривая принцип справедливости налогообложения с юридической точки зрения, следует отметить мнение В.С. Нерсесянца, который указывает, что «справедливость - внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). Справедливость воплощает и выражает общезначимую, одинаковую и равную для всех правильность, а это в своем рационализированном виде означает всеобщую и формально-равную для всех правомерность, т.е. существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы» [16,с.104].

При установлении принципа справедливости, как условия функционирования налоговой системы, в налоговом законодательстве должны быть установлены определенные положения, которые могли бы служить ориентирами для законодателей, а также лиц, которые занимаются правоприменительной практикой в процессе осуществления их деятельности.

В действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации принцип справедливости налогообложения отражения не нашел, хотя, по мнению А.В. Брызгалина, данный принцип «несмотря на ожесточенные споры по поводу его сути и содержания, вот уже в течение двухсот лет является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения» [17,с.107]. Не упоминается данный принцип и в Конституции Российской Федерации.


Как уже указывалось ранее, затрагивая проблемы справедливости налогообложения, отдельные авторы указывают, что справедливая налоговая система - идеальная мечта любого государства и общества, которую пока не достигла ни одна из стран мира.

Тем не менее, во время реализации административной реформы, реформирования бухгалтерского и налогового учета в соответствии с требованиями Международных Стандартов Финансовой Отчетности данному принципу должно быть уделено должное внимание. Чтобы построить налоговую политику в соответствии с данным принципом, законодателям необходимо прежде всего рассмотреть вопрос о закреплении принципа справедливости не только в Налоговом кодексе Российской Федерации, но и в Конституции Российской Федерации[10,с.28].

Немецкие государствоведы, рассматривая вопросы конституционно-правового регулирования налоговых отношений, отмечают, что налоговое обложение открывает государству такие источники финансирования, как частная собственность, личный доход и индивидуальный спрос, обеспечивает дистанцию между государством и его банкиром за счет не зависящего от государственных обязательств обложения налогами, а также гарантирует поступление доходов, не связанных целевым назначением[17,с.22]. Такая специфика налогообложения, в отличие от практики встречных обязательств и программ финансирования, ставит перед государственным правом задачу предостеречь налоговую политику от неумеренности и обязать ее придерживаться соразмерности во избежание произвола. В этих целях на высшем правовом уровне закрепляются правовые принципы, носящие безусловный характер и обязательны для всех без исключения членов общества[13,с.77].

Обладая высшей юридической силой, Конституция придает принципам, сформулированным в ней, как бы «надзаконный», неоспоримый характер. Их огромное значение для законодательной и правоприменительной практики, а также то, что «они служат воплощению и защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, начал федерализма, позволяет говорить об их «надзаконном назначении». Таким образом, достигается эффект «пронизывания», то есть конституционные принципы являются своеобразными стержнями, на которых базируются и которым должны соответствовать все нормативные правовые акты. Это относится и к принципам налогообложения, которые по своей сути являются гарантиями соответствующей направленности налоговой политики и определяют характер правового регулирования налоговых отношений[12,с.72].


Рассматривая реализацию принципа справедливости в отношении налогового законодательства Российской Федерации, следует обратить внимание на следующие вопросы:

Установление налогов исходя из фактической способности их уплачивать. При этом законодательство о налогах и сборах должно гарантировать нераспространение обязанности по уплате налогов на определенный гарантируемый размер денежных средств, находящихся в собственности налогоплательщика. Более того, сумма налогов, подлежащих уплате, должна быть соразмерной, т.е. должна обеспечивать право налогоплательщика на достойную жизнь и свободное развитие - «ultra posse nemo obligatur» («Никого нельзя обязать сверх его возможностей» - лат.) [21,с.55].

Создание наиболее выгодных или облегченных условий налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков путем применения налоговых льгот и специальных режимов налогообложения. Льготы рассматриваются в юридической науке как один из основных признаков справедливой налоговой системы[21,с.108].

Принципы построения бюджетной и налоговой политик государства на началах перераспределения налоговых платежей между налогоплательщиками с разными возможностями действуют во многих развитых странах. Выработка направлений любого реформирования системы налогообложения должна происходить с учетом того, что налогоплательщики обладают разными возможностями нести налоговое бремя (например, крупные промышленные холдинги и малые предприятия). Кроме того, следует учитывать возможности вновь созданных предприятий по сравнению с предприятиями, функционирующими несколько лет. Чем подробнее и тщательнее будет проведена дифференциация плательщиков налогов и режимов налогообложения для них, тем справедливее в этой части будет налогообложение[21,с.121].

В заключение первой главы данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы. При рассмотрении такой категории как «справедливость» применительно к сфере налогообложения, необходимо иметь в виду ту экономическую и правовую природу, которая данному понятию соответствует. Исходя из данного факта, справедливость в налогообложении должна рассматриваться с юридической и экономической точек зрения. Согласно точке зрения экономики, принцип справедливости налогообложения рассматривается как фактор, который оказывает влияния на механизмы, связанные с распределение доходов в рамках того или иного общества. Таким образом, выделяется горизонтальный и вертикальный принцип справедливости налогообложения. Исходя из принципа горизонтальной справедливости, тем налогоплательщикам, которым соответствует одинаковое экономическое положения, должны вменяться к уплате схожие суммы налоговых платежей. Тот факт, что они находятся в равном экономическом положении, предполагает равенство их налогово позиции. Основа данного положения заключается в постулате о том, что взимаемая с налогоплательщиком государством сумма налогов должна находиться в соответствие с теми, доходами, которые получает налогоплательщик и которыми он располагает. Согласно положениям принципа вертикальной справедливости, те налогоплательщики, которые находятся в неравном социально-экономическом положении, также должны находиться в неравной налоговой позиции. При таком рассмотрении предполагается реализация так называемого «принципа выгод». Исходя из положений, которые соответствуют обозначенному принципу, тот, кто получает больше благ и ресурсов от государства, должен выплачивать больше налогов. Тем не менее, в данном контексте необходимо уточнение относительно того, на что именно в государстве расходуются те налоги, которые взимаются с налогоплательщиков. Желание создать полностью справедливую систему налогообложения может представлять собой конечную целью любого государства. Однако, любые налоги и изменения, так или иначе, всегда будут вызывать недовольство тех или иных слоев граждан. Стремление к созданию системы, которая не ущемляла бы права одних граждан и не давала бы излишних и незаслуженных привилегий другим, должно продолжаться вместе с развитием общества. Справедливость налогообложения представляет собой конкретно-историческую категорию. Идея о ней зародилась в глубокой древности, с момента возникновения фискальных платежей, и всегда отличалась особой актуальностью и противоречивостью субъективных взглядов на нее. При этом все финансовые школы были едины в том, что справедливость в обложении не есть нечто абсолютное, что понятие о ней изменяется в зависимости от места и исторической эпохи. Одной из основ построения правовой системы современной России является признание в качестве ее базы общечеловеческих ценностей. Налоговое право - часть системы, и оно также должно базироваться на принципах демократии, социальной справедливости. Само появление и развитие налогового права связано с демократизацией общества, с идеей правового государства. При установлении принципа справедливости, как условия функционирования налоговой системы, в налоговом законодательстве должны быть установлены определенные положения, которые могли бы служить ориентирами для законодателей, а также лиц, которые занимаются правоприменительной практикой в процессе осуществления их деятельности.