Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты по теме исследования
1.1 Налогообложение физических лиц: сущность, роль и значение в формировании бюджета
1.2 Экономическая природа налогообложения как фактора развития экономики
2. Налогообложение физических лиц как фактор развития экономики государства
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговым агентом в РФ
Специальная ставка 15% применяется в части обложения дивидендов, которые физическое лицо получает от российской организации. При этом физическое лицо в данном случае не должно являться резидентом[33]
По общему правилу, доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.
Специальная ставка 35% может применяться в отношении доходов физических лиц полученных в виде выигрыша и призов от проводимых конкурсов и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг. При этом законом оговорено, что налог может взиматься только с выигрыша, стоимость которого превышает 4 000 рублей. Важным условием является проведение конкурса в рамках рекламной акции. В противном случае такой выигрыш должен облагаться по ставке 13%. [30]
Отметим, что Ефремова А.А. в своей книге «Типичные ошибки бухгалтерского и налогового учета» типичной ошибкой при исчислении НДФЛ считает риск применения налоговой ставки 35% по доходам в виде материальной выгоды по целевым беспроцентным займам, выданным сотрудникам[30]
В целях проведения налогового контроля физические лица физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту их жительства, а также по местонахождению принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств[34].
Чаще всего в российской практике обязанность по исчислению и уплате налогов в отношении физических лиц возложена на налоговых агентов. Они в данном случае выступают как источники получения дохода физического лица[34].
Таким образом, налоговые агенты выполняют посреднические функции между государством и налогоплательщиком. К числу налоговых агентов могут быть отнесены российский, а также обособленные подразделения иностранные организаций. Кроме того в качестве налоговых агентов могут выступать еще и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты и нотариусы.
Все обязанности, возложенные на налоговых агентов, представлены в ст. 24 НК РФ, а также прописаны в гл. 23 НК РФ. В случае невыполнения данных обязанностей налоговым агентам грозит ответственность[2]
Основная обязанность, возложенная на налоговых агентов в части налогообложения доходов физических лиц заключается в исчислении и уплате соответствующих налогов в бюджет. В первую очередь налоговые агенты оплачивают налог на доходы физических лиц с заработной платы налогоплательщиков – работников предприятия. Оплата труда представляет собой денежное выражение той части труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление[16,с.47].
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Однако, НДФЛ с заработной платы налоговые агенты должны уплачивать один раз в месяц при окончательном расчете ежемесячного дохода сотрудника[19,с.38].
Кроме того, налоговые агенты обязаны сдавать соответствующую отчетность по НДФЛ. Так, не позднее 01 апреля налоговый агент должен направить в налоговый орган сведения о доходах физических лиц. Декларации по форме 3-НДФЛ должны быть представлены не позднее 30 апреля. С 2016 года введена новая форма отчетности по НДФЛ – форма 6-НДФЛ (пример заполнения в Приложении 1.) .
Расчет по форме 6-НДФЛ представляется всеми налоговыми агентами независимо от основания, по которому организация была признана налоговым агентом. Форма 6-НДФЛ представляется ежеквартально. За непредставление расчета будет взиматься штраф в размере 1000 руб. за каждый месяц просрочки. Ежеквартальная отчетность по НДФЛ введена Федеральным законом от 02.05.2015 № 113-ФЗ. Форма 6-НДФЛ утверждена приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@.
Особо следует отметить, что в абз. 5 ст. 313 НК РФ запрещается налоговым и иным органам устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета. Однако у налоговых органов есть простой способ обойти данный запрет с помощью налоговой декларации. Этот документ очень часто меняется и дополняется, для того чтобы соответствовать изменяющемуся законодательству[2].
2010: Дополнения внесены практически в каждый лист декларации, но в основной своей массе они носят технический характер (например: из декларации убрали упоминания о ЕСН, изменились штрих-коды), другая часть изменений связана с поправками в Налоговый кодекс РФ.
2012: Необходимость ее принятия обусловлена вступлением в силу с 1 января 2012 года многочисленных изменений, внесенных в налоговое законодательство, касающихся, в первую очередь, установления особенностей налогообложения доходов, полученных участниками консолидированных групп налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций[31]
2014: В налоговой декларации учтены изменения налогового законодательства по вопросам исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, в том числе в части, касающейся налогообложения дивидендов, определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами и финансовыми инструментами. Изменение формы налоговой декларации обусловлено также введением обязанности по представлению сведений налоговыми агентами о доходах физлиц по операциям с ценными бумагами.
2016: В настоящее время ФНС готовит новую форму декларации по налогу на прибыль в 2016 году. Изменения вносятся в приказ ФНС № ММВ-7-3/600@ от 26.11.14.
С 1 января 2016 года налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода. Изменения внесены Федеральным законом от 02.05.2015 №113-ФЗ [2]
При предоставлении отчетности следует иметь ввиду, что «налогоплательщики со средней численностью свыше 100 человек подпадающие под обязанность в соответствии с НК РФ сдавать отчетность в электронном виде, не могут сдавать отчетность по почте либо лично или через представителя непосредственно в органы ИФНС на бумажном носителе.» С 1 января 2016 года документ, который содержит сведения о доходах физлиц и расчет по суммам НДФЛ, будут подаваться налоговыми агентами по ТКС. Исключение составляют те налоговые агенты, численность сотрудников которых составляет менее 25 человек.
2.3 Пути совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами
Анализ практики подоходного налогообложения показывает, что действующие в западных странах механизмы преимущественно существенно отличаются от российских. Рассматривая систему подоходного налогообложения, например, Швеции, можно отметить, что физические лица, признаваемые резидентами платят налог на доходы вне зависимости от местонахождения его источника. Нерезиденты же платят, налог только в части полученных доходов на территории Швеции. Швеция отличается одной из самых больших ставок по подоходному налогу, доходящая до 57%. [26,с.167]
При этом стоит отметить, что налогоплательщики достаточно редко прибегают к попытке уйти от уплаты налогов. Подоходное налогообложение в Швеции выступает серьезным механизмом перераспределения национального дохода страны. Кроме того, в части налогообложения доходов в Швеции предусматривается применение вычетов, равных размеру расходов, понесенных на получение самого дохода, который в дальнейшем будет подлежать налогообложению[25,с.167].
Можно выделить и ряд определенных особенностей относительно подоходного налогообложения во Франции, отличающих систему от российской. Налоговая система также предусматривает уменьшение величины доходов на величину понесенных расходов. Также предусмотрено снижение налоговой базы на величину расходов, понесенных на содержание престарелых родителей, например, или расходов на благотворительность. К понижающим расходам также относятся расходы на обеспечение охраны своего жилища, а также немаловажной статье расходов выступает расходы, понесенные на оплату обучения детей и другие [22,с.159]
Так, например, подоходная система налогообложения в Дании предполагает дифференциацию доходов. Доход может быть классифицирован на личный, от капитала от акции и простой доход физического лица. Под личным доходом понимается получаемая заработная плата, суммы возмещения налога, а также стоимость бесплатного жилья для физического лица. Сюда же можно отнести пенсию и величину получаемого дохода в случае осуществления предпринимательской деятельности.
Под доходом от капитала понимается величина чистых процентов, денежная сумма, получаемая за арендную плату, которую физическое лицо может получить в случае сдачи недвижимости в наем, а также величина дивидендов, получаемая от зарубежных компаний, в случае, если величина налога, которая удерживается в иностранном государстве меньше, чем величина соответствующего налога по законодательству Дании [33].
В свою очередь сам подоходный налог в дани подразделяется также на три составные части: государственная, муниципальная и церковная часть налога на доходы физических лиц.
Говоря о налоговой системе США, можно отметить, что подоходные налоги в общем совокупном объеме занимают наибольший удельный вес, составляя порядка 40% бюджетных поступлений. В отношении подоходного налога в США установлена прогрессивная шкала налогообложения, устанавливаемая в зависимости от величины получаемого дохода конкретным физическим лицом. Существует большая градация ставок от 10 до 35% от величины полученного дохода. Кроме того, подоходная система налогообложения США предусматривает и установление величины необлагаемого минимума[34].
Одной из особенностей подоходного налогообложения в США является возможность устанавливать ставок отдельными штатами. Они имеют право устанавливать собственный налоговые ставки. Это обусловлено в первую очередь тем, что подоходные налоги в США являются основным источником доходов бюджетов всех штатов[32].
Особенностью системы налогообложения доходов физических лиц является то, что гражданин США может избежать уплаты налогов только в том случае, если откажется от американского гражданства. Кроме того, даже в этом случае гражданин обязан будет уплачивать подоходный налог в бюджет США в течение последующих десяти лет. Основной же проблемой российского законодательства является отсутствие четкого закрепления понятия "доход" в Налоговом кодексе Российской Федерации, что свойственно и многим зарубежным странам.
В связи с этим ввиду неоднозначности и нечеткости законодательных положений, касающихся определения объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц, приводящих в результате к нарушению принципа установления законом объекта налогообложения, предлагается установить в ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации понятие дохода, не опирающееся на оценочные категории и четко определяющее, какие именно суммы и иные поступления в пользу того или иного лица признаются его доходом в целях налогообложения, исключив возможность его неоднозначной трактовки[30].
При этом в главе 23 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо уточнить определение облагаемого дохода, т.е. дохода, уменьшенного на сумму расходов, связанных с извлечением такого дохода, и на сумму налоговых вычетов[32].
Данный подход будет соответствовать подходу к определению объекта и предмета налогообложения подоходным налогом в зарубежных странах, а также позволит снять имеющиеся противоречия и разночтения, упростит законодательство и значительно облегчит его понимание.
Существенным минусом существующей подоходной системы налогообложения в России является то, что основное налоговое бремя и самое тяжелое, ложится в основном на средне и малообеспеченные слои населения, хотя бы потому, что процедура укрывания своих доходов у данной категории населения практически не развита[33].
Приоритетными направлениями развития подходного налогообложения в России также могут являться вопросы об увеличении величины налоговых вычетов, их ежегодная индексация. Также актуальными остаются вопросы о повышении роли института налоговых льгот в отношении налогообложения доходов физических лиц, а также возможности внедрения механизма прогрессивного налогообложения. С целью совершенствования существующей налоговой системы подоходного налогообложения в России целесообразно установить величину необлагаемого минимума доходов. Эта величина должна быть приблизительно равна хотя бы величине установленного прожиточного минимума в стране. Либо же также рациональной мерой может быть установление отмены налога на доходы физических лиц в отношении кой категории граждан, доход которых не доходит до определенного, установленного законодательно порогового значения[17,с.134].