Файл: Налог с физических лиц и их экономическое значение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целесообразно увеличить размер стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на работника и его ребенка до величины прожиточного минимума. Данная реформа представляется наиболее справедливой и реально осуществимой. Она будет способствовать уменьшению разрыва между богатыми и бедными, защите и поддержке малообеспеченных слоев общества, экономическому развитию России, реализации приоритетных президентских Программ, вступлению на путь, по которому идут страны с успешной рыночной экономикой[21,с.133].

Для решений проблем, связанных с получением, применением налоговых вычетов, а также поддержания социальной направленности НДФЛ следует[16,с.97]:

-Предусмотреть увеличение налоговых вычетов по НДФЛ для лиц с низким уровнем доходов (вывод из налогооблагаемой базы доходов ниже прожиточного минимума).

-Распространить налоговый вычет по НДФЛ не только на средства, израсходованные на обучение и лечение, но и на санаторно-курортные путевки в отечественные здравницы (предложение о распространении налогового вычета по НДФЛ на санаторно-курортные путевки направлено на оздоровление населения и на поддержку курортно-рекреационной деятельности в стране, стимулирование спроса на рынке внутреннего туризма).

-В целях снижения административной нагрузки на налогоплательщиков нужно освободить физических лиц от обязательного представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в случае, если доходы налогоплательщика освобождаются от налогообложения[12,с.65]

-Необходимо также упрощение порядка заполнения налоговой декларации по НДФЛ, причем не только за счет изменении в законодательстве о налогах и сборах, но и путем издания простых и понятных инструкций для налогоплательщиков по ее заполнению, включая случаи, когда налогоплательщики имеют право на получение имущественного вычета при реализации имущества в размере полученных доходов (т. е. налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, однако для реализации права на вычет требуется представление налоговой декларации) [27,с.39].

-Следует расширить налоговые стимулы для участия в благотворительной деятельности и снизить налоговые издержки, связанные с ее осуществлением. Для этого предполагается, в частности, распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на произведенные налогоплательщиками пожертвования некоммерческим организациям, работающим в приоритетных, общественно-значимых направлениях, в том числе организациям науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды, иным некоммерческим организациям, работающим в общественно значимой сфере; благотворительным организациям; на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций. В настоящее время указанный социальный налоговый вычет применяется только вотношении организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников[21,с.77].


-В целях поддержания системы ипотечного кредитования предоставлять имущественный вычет также на суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них за весь период оплаты процентов. Это позволит заинтересовать все слои населения (особенно средний и переходный) в инвестировании средств на решение жилищной проблемы как своей, так и подрастающего поколения[23,с.54].

Рассматривая систему существующих налоговых вычетов в отношении налога на доходы физических лиц, можно сделать вывод о что. Что по своему предназначению данные вычеты практически не выполняют возложенную на них стимулирующую функцию. При применении налоговых вычетов по НДФЛ рациональным было бы применение данной меры также с учетом региональных особенностей, а не установлением единой величины вычета или базы для вычета для всей России[26,с.21].

Все стандартные налоговые вычеты целесообразно было бы связать либо с величиной прожиточного минимума в регионе, либо же с величиной минимального размера оплаты труда. Однако, первый критерий наиболее оптимален в этом вопросе. Также величину стандартных налоговым вычетов по налогу на доходы физических лиц можно связывать и с уровнем инфляции через индексы потребительских цен[27,с.52].

Стоит отметить высокий уровень налогового администрирования в зарубежных странах, который, к сожалению, на сегодняшний день несравним с российским. В зарубежных странах сумма налога, как правило, рассчитывается самими налоговыми органами, которые имеют доступ ко всем данным, необходимым для осуществления расчета (Швеция, Дания). Россия в этом вопросе может взять это направление как вектор своего дальнейшего развития.

Плоская шкала налогообложения доходов физических лиц не соответствует структуре нашего общества, где средний класс составляет порядка 10– 15 % населения, и нарушает социальную справедливость налогообложения. Анализируя действующую систему подоходного налогообложения и рассматривая опыт зарубежных стран, в целом для Российской Федерации было бы разумным возвращение к прогрессивной шкале в отношении налога на доходы физических лиц[20,с.43].

Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время очевидно требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы прожиточному минимуму, официально установленному для соответствующего субъекта[29,с.107]. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. При этом в процессе реализации данных преобразований необходимо осуществлять постоянный контроль статистических данных об уровне доходов граждан и при установлении ставок прогрессии исходить из их размеров, чтобы избежать несоблюдения одного из основных принципов налогообложения - учета финансовых возможностей налогоплательщика[29,с.103]. Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения. Целесообразным видится организация базы данных с ведением информации по каждому налогоплательщику по примеру Швеции с возможностью доступа налоговых органов к данным, которые фиксируются другими органами власти. Это позволит налоговым органам самостоятельно рассчитывать сумму налога[22,с.107].


Также в части изменения механизма в отношении налоговых вычетов, можно отметить положительные изменения с 2016 года, касающиеся норм получения имущественных вычетов через работодателя. Однако, как показывает реальная практика, механизм до сих пор не работает, налоговые стараются избегать применения данной процедуры. Поэтому в данном направлении необходимо доработать и реализовать новые положения о получении вычета[28,с.97].

Для реализации названных задачи необходимо тщательно, с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики и социальной сферы осуществлять плавный переход к такой системе подоходного налогообложения, которая будет обеспечивать высокими доходами бюджет и способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев населения[12,с.93].

Уже не первый год на рассмотрение Государственной Думы поступают различные законопроекты в отношении ставки налога на доходы физических лиц и возможных ее изменениях, которые предусматривают различные варианты прогрессии ставки. Однако никаких решительных и кардинальных решений отношении этого вопроса пока не было принято.

Однако уже не однократно Правительство Российской Федерации отказывается от применения и порой даже рассмотрения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц. Основным аргументом в пользу единой ставки вне зависимости от величины дохода физического лица заключается в том, что изначально переход к единой ставке был основной и единственно возможной на тот момент мерой для вывода из тени огромной доли скрытых доходов населения[19,с.55]. Возвращение прежней системы может вновь способствовать уходу в тень на данный момент легализованных средств оплаты труда со стороны предприятий. Также, законотворцы отмечают, что благодаря введения единой ставки подоходного налога в России упрощается и вопрос о контроле данного налога со стороны налоговых органов. Кроме того, упрощается и процедура уплаты в отношении налогоплательщиков. В условиях кризиса выбор эффективных и обоснованных инструментов налогового регулирования имеет крайне важное стратегическое значение для дальнейшего развития экономики и общества. К сожалению, в налоговой политике российских властей на протяжении последних лет на первом плане стояла фискальная функция, а регулирующая и социальная на втором. При любом изменении в части механизма взимания НДФЛ необходимо учитывать, что, с одной стороны, должны быть учтены интересы налогоплательщиков, а с другой стороны – это не должно привести к сокращению платежей в бюджет[23,с.35].


Таким образом, становится, очевидно, что перед государством стоит задача по созданию такого правового института в отношении подоходного налогообложения, который смог бы сочетать в себе не только преимущественно фискальные начала, но и стимулирующие.

Соотношение двух данных направлений является наиболее значимым с точки зрения рассмотрения всех предполагаемых направлений реформирования. При этом система администрирования налога должна также способствовать сокращению уровня исполнения налогового законодательства, как в отношении государства, так и в отношении плательщиков налога.

Все вышеперечисленные предлагаемые способы и методы для совершенствования налоговой политики в отношении подоходного налогообложения в первую очередь направлены на социально-экономические показатели развития системы.

Именно социальной ориентации на современном этапе не хватает системе по взиманию налогов на доходы физических лиц, как, в прочем, и многим другим налогам российской системы. В рамках механизма подоходного налогообложения государство получает возможность использовать его как инструмент для управления и регулирования за доходами населения своей страны, а также за политикой и жизнью физических лиц и семьи как домашнего хозяйства и субъекта экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе написания данной курсовой работы, было определено, что налогообложение физических лиц является одним из основных источников финансовых ресурсов государства, а также выступает важным и необходимым элементом экономических отношений между государством и его гражданами. Эти экономические отношения известны еще с самого момента возникновения государства. Налог на доходы физических лиц – это основной вид прямых налогов. Законодательное регулирование данного налога осуществляется через налоговый Кодекс РФ. Объектом налога являются физические лица. При расчете налога необходимо определить налоговую базу налога и ставку.

Налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как сумма всех доходов за минусом налоговых вычетов. Доходы физических лиц можно разделить на 2 группы: облагаемые и необлагаемые налогом. В настоящее время выделяются следующие налоговые вычеты: стандартный, имущественный, социальный, профессиональный. Существенность НДФЛ определяется его динамикой и долей в общей сумме доходов бюджета. Анализ роли поступлений налога в бюджете страны показал, что поступления НДФЛ составляют около 10% всей суммы доходов бюджета РФ и чуть меньше налоговых и неналоговых доходов бюджета. Кроме того, в работе были рассмотрены особенности уплаты налога через налоговых агентов. Налоговые агенты – это лица, обязанности которых заключаются в исчислении и удержании налога на доходы физических лиц. Права и обязанности налоговых агентов закрепляются Налоговым Кодексом РФ, и состоят в правильности, полноте и своевременности исчисления и удержания налога, а также в своевременном предоставлении информации в налоговые органы о невозможности удержания налога, ведении учета и предоставлении по необходимости документов по исчислению и удержанию налога.


Следовательно, одним из основных преимуществ уплаты НДФЛ налоговыми агентами заключается в том, что налогоплательщик не несет никакой ответственности за исчисление и уплату налога, и как следствие, легкость для налогоплательщиков. Одним из основных недостатков уплаты НДФЛ налоговыми агентами является то, что налогоплательщик доверяет налоговому агенту права на исчисление и удержание налога, при этом в случае возникновении ошибки ответственность ложиться не только на налогового агента, но и на налогоплательщика.В рамках всей финансовой политики государства, особое место занимает фискальная политика государства в сфере подоходного налогообложения. Особая значимость этого направления обуславливается существенными бюджетными поступлениями по налогу на доходы физических лиц с точки зрения выполнения налогом своей фискальной функции. Кроме основной заинтересованности со стороны государства в поступлении финансовых ресурсов, значимость и актуальность данный вопрос приобретает в связи с непосредственной зависимости с уровнем дохода населения и его последующим перераспределением. Основными целями налоговой политики в области подоходного налогообложения заключаются в трех основных направлениях: стабилизация, экономический рост и контроль и ограничение предпринимательской деятельности. Вопрос о подоходном налогообложении помимо экономического значения предполагает и социальную составляющую. Социальный аспект взимания налога на доходы физических лиц заключается в первую очередь в формировании механизма перераспределения доходов, а также выравнивая величины доходов посредством налогообложения. Экономический же аспект подоходного налогообложения, в свою очередь, заключается в изъятии части доходов населения в пользу бюджета государства для последующего формирования различных действий со стороны государства, обеспечивая его средствами на расходование для этого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.04.2016)

3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015), Статья 136, (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

4 Письмо ФНС России от 01.07.2015 N БС-4-11/11454@ "О предоставлении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц"