Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Был проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить базовый уровень развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе исследуемой группы.

По результатам проведенного обследования выявили, что мыслительная деятельность дошкольников стереотипна, при выполнении заданий они не видят причинно-следственных связей, отмечен недостаток творческого подхода к выполнению упражнений, затруднения при операциях классификации и обобщения. Дети пассивны, исследовательский интерес к выполнению заданий не проявляют. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по формированию психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. В качестве приоритетного метода применимо детское экспериментирование - как эффективный способ развития компонентов психологической готовности к обучению в школе детей.

Четвертая задача: реализация опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе формирующего эксперимента.

В формирующем эксперименте использовали методический комплекс в виде игровых занятий с детьми, разработанный нами для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

По итогам контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: были проведены диагностические задания, которые подтвердили результативность использования метода экспериментирования для развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет.

Шестая задача: разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам и родителям по развитию компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Родителям также были предложены методические рекомендации, направленные на развитие компонентов развития психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня психологической готовности (интеллектуального компонента) детей 6-7 лет к обучению в школе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская– Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2011.

2.  Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей Серия: Мастера психологии. - Питер, 2009.

3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.

4. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - Мозаика: Синтез, 2013.

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой – Москва: Просвещение, 2011.

  1. Виттенбек Н.В. Психолого–педагогическая диагностика /

Н.В. Виттенбек. – М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2013. [4.3 Тема 3]

7 Выготский Л..С. Мышление и речь, - М.: Национальное образование, 2016.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание, переработанное и дополненное. - Питер, 2009.

9. Дмитриева, Е.А., Зайцева, О.Ю. Детское экспериментирование.

Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
10. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017.

11. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2019.

12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с

окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2015 - №7.

13. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.

14. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование. – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.

15 Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.

16. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: «Детство-Пресс», 2014.

17. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и

старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. – М.: Детство-пресс, 2015.

18. Ушинский К.Д. Три элемента школы. – М.: Издательство "Лань", 2013.

19. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения.- Издательство: Юрайт, 2018.



20. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2010. — № 2.

21. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.

Приложение Б
Образец заявления на выбор темы курсовой работы
Заведующему кафедрой психологии и педагогики

Федосеевой Е.С.



от студента (ки)курса

формы обучения факультета, профиль программы

(ФИО)

Тел.:


ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу Вас утвердить мне тему курсовой работы
____________ _
_______________

по дисциплине

Контактный телефон:

Электронная почта:

Дата Подпись




«СОГЛАСОВАНО» Заведующий кафедрой психологии и педагогики
«»202__г.

Приложение В

ПОРЯДОК

проверки курсовой работы на уровень заимствований

  • Руководитель работы обязан проверять и оценивать степень самостоятельности выполнения студентом курсовой работы.

  • Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как некорректное заимствование.

  • Заимствование определяется как использование в курсовой работе, под видом самостоятельной работы, чужого опубликованного текста из материалов, опубликованных любым способом, в том числе, ранее выполненных и защищенных работ:

а) без полной ссылки на источник;

б) со ссылками, но, когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы.

Неправомерные заимствования
могут осуществляться в двух видах:

  • дословное воспроизведение чужого текста,

  • парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

  • В представленных студентами текстах курсовой работы допускается наличие объема заимствования не более 40% всего текста работы (независимо от раздела). Оригинальность всей работы при этом не должна быть ниже 60%.

  • Оценку степени самостоятельности выполнения студентом курсовой работы руководитель проводит путем анализа представленных студентом текстов; оценка заимствований из сетевых источников (Интернет) и электронной базы ВКР Университета проводится с использованием инструментов портала

«Антиплагиат.вуз».


Приложение Г
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:

Критерий

Показатель соответствия

Нормативные значения (баллы)

Оценка руководителя (баллы)

Соответствие оформления курсовой работы ГОСТ 7.32.-2017

полностью соответствует

15




соответствует с незначительными отклонениями

10

соответствует с существенными отклонениями

5

Анализ источников информации и теоретического материала в соответствии с темой и целью КР

полностью соответствует

15




соответствует с незначительными отклонениями

10

соответствует с существенными отклонениями

5

не соответствует

0

Аргументация и обоснованность выводов по параграфам и главам в соответствии с предметом и задачами КР

полностью соответствует

25




соответствует с незначительными отклонениями

10

соответствует с существенными отклонениями

5

не соответствует

0

Уровень соответствия результатам освоения дисциплины в соответствии компетенциям, описанными в рабочей программе дисциплины

полностью соответствует

10




соответствует с незначительными отклонениями

8

соответствует с существенными отклонениями

4

не соответствует

0

Цель и гипотеза работы в заключении КР достигнута и подтверждена

полностью соответствует

15




соответствует с незначительными отклонениями

8

соответствует с существенными отклонениями

4

не соответствует

0

Теоретический уровень и самостоятельность в постановке вопросов, наличие цифрового материала, расчетов, таблиц соответствуют требованиям

полностью соответствует

20




соответствует с незначительными отклонениями

10

соответствует с существенными отклонениями

5

не соответствует

0


Критерии оценивания

Оценка

Диапазон критерия оценивания

Отлично

от 85 до 100 баллов.

Хорошо

от 66 до 84 баллов;

Удовлетворительно

от 50 до 65 баллов;

Неудовлетворительно

49 балов и менее

Приложение Д

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
По направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Дисциплина «Возрастная психология»


  1. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов.

  2. Влияние родителей на успехи детей младшего школьного возраста.

  3. Влияние родителей на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста.

  4. Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте.

  5. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников.

  6. Межличностные конфликты в общении подростков.

  7. Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения.

  8. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

  9. Особенности мотивации поведения подростков.

  10. Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников.

  11. Причины девиантного поведения в подростковом возрасте.

  12. Профессиональная мотивация взрослого человека.

  13. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.

  14. Профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости.

  15. Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка.

  16. Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника

  17. Роль социальной среды в психическом развитии младших школьников.

  18. Факторы, влияющие на развитие личности подростка.

  19. Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

  20. Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению к школе