Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 176
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Был проведен констатирующий эксперимент, который позволил выявить базовый уровень развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе исследуемой группы.
По результатам проведенного обследования выявили, что мыслительная деятельность дошкольников стереотипна, при выполнении заданий они не видят причинно-следственных связей, отмечен недостаток творческого подхода к выполнению упражнений, затруднения при операциях классификации и обобщения. Дети пассивны, исследовательский интерес к выполнению заданий не проявляют. Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы по формированию психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. В качестве приоритетного метода применимо детское экспериментирование - как эффективный способ развития компонентов психологической готовности к обучению в школе детей.
Четвертая задача: реализация опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе формирующего эксперимента.
В формирующем эксперименте использовали методический комплекс в виде игровых занятий с детьми, разработанный нами для развития наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
По итогам контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: были проведены диагностические задания, которые подтвердили результативность использования метода экспериментирования для развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет.
Шестая задача: разработать психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам и родителям по развитию компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Родителям также были предложены методические рекомендации, направленные на развитие компонентов развития психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня психологической готовности (интеллектуального компонента) детей 6-7 лет к обучению в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская– Мозырь : Издательский дом "Белый ветер", 2011.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей Серия: Мастера психологии. - Питер, 2009.
3. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019.
4. Веракса Н.Е., Галимов О.П. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников - Мозаика: Синтез, 2013.
5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой – Москва: Просвещение, 2011.
-
Виттенбек Н.В. Психолого–педагогическая диагностика /
Н.В. Виттенбек. – М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2013. [4.3 Тема 3]
7 Выготский Л..С. Мышление и речь, - М.: Национальное образование, 2016.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе, 4-е издание, переработанное и дополненное. - Питер, 2009.
9. Дмитриева, Е.А., Зайцева, О.Ю. Детское экспериментирование.
Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
10. Ребенок в мире поиска. Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
11. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2019.
12. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с
окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2015 - №7.
13. Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет: Библиотека воспитателя. – М.: ТЦ «Сфера», 2016.
14. Марудова, Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром: Экспериментирование. – СПб.: «Детство-Пресс», 2016.
15 Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2013.
16. Рыжова, Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб.: «Детство-Пресс», 2014.
17. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и
старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. – М.: Детство-пресс, 2015.
18. Ушинский К.Д. Три элемента школы. – М.: Издательство "Лань", 2013.
19. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избранные сочинения.- Издательство: Юрайт, 2018.
20. Фельдштейн, Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2010. — № 2.
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Приложение Б
Образец заявления на выбор темы курсовой работы
Заведующему кафедрой психологии и педагогики
Федосеевой Е.С.
от студента (ки)курса
формы обучения факультета, профиль программы
(ФИО)
Тел.:
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу Вас утвердить мне тему курсовой работы
____________ _
_______________
по дисциплине
Контактный телефон:
Электронная почта:
Дата Подпись
«СОГЛАСОВАНО» Заведующий кафедрой психологии и педагогики
«»202__г.
Приложение В
ПОРЯДОК
проверки курсовой работы на уровень заимствований
-
Руководитель работы обязан проверять и оценивать степень самостоятельности выполнения студентом курсовой работы. -
Самостоятельность выполнения работы оценивается по доле текста, расцениваемого как некорректное заимствование. -
Заимствование определяется как использование в курсовой работе, под видом самостоятельной работы, чужого опубликованного текста из материалов, опубликованных любым способом, в том числе, ранее выполненных и защищенных работ:
а) без полной ссылки на источник;
б) со ссылками, но, когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы.
Неправомерные заимствования
могут осуществляться в двух видах:
-
дословное воспроизведение чужого текста, -
парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.
-
В представленных студентами текстах курсовой работы допускается наличие объема заимствования не более 40% всего текста работы (независимо от раздела). Оригинальность всей работы при этом не должна быть ниже 60%. -
Оценку степени самостоятельности выполнения студентом курсовой работы руководитель проводит путем анализа представленных студентом текстов; оценка заимствований из сетевых источников (Интернет) и электронной базы ВКР Университета проводится с использованием инструментов портала
«Антиплагиат.вуз».
Приложение Г
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНИВАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Критерий | Показатель соответствия | Нормативные значения (баллы) | Оценка руководителя (баллы) |
Соответствие оформления курсовой работы ГОСТ 7.32.-2017 | полностью соответствует | 15 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 10 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 5 | ||
Анализ источников информации и теоретического материала в соответствии с темой и целью КР | полностью соответствует | 15 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 10 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 5 | ||
не соответствует | 0 | ||
Аргументация и обоснованность выводов по параграфам и главам в соответствии с предметом и задачами КР | полностью соответствует | 25 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 10 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 5 | ||
не соответствует | 0 | ||
Уровень соответствия результатам освоения дисциплины в соответствии компетенциям, описанными в рабочей программе дисциплины | полностью соответствует | 10 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 8 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 4 | ||
не соответствует | 0 | ||
Цель и гипотеза работы в заключении КР достигнута и подтверждена | полностью соответствует | 15 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 8 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 4 | ||
не соответствует | 0 | ||
Теоретический уровень и самостоятельность в постановке вопросов, наличие цифрового материала, расчетов, таблиц соответствуют требованиям | полностью соответствует | 20 | |
соответствует с незначительными отклонениями | 10 | ||
соответствует с существенными отклонениями | 5 | ||
не соответствует | 0 |
Критерии оценивания
Оценка | Диапазон критерия оценивания |
Отлично | от 85 до 100 баллов. |
Хорошо | от 66 до 84 баллов; |
Удовлетворительно | от 50 до 65 баллов; |
Неудовлетворительно | 49 балов и менее |
Приложение Д
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
По направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»
Дисциплина «Возрастная психология»
-
Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов. -
Влияние родителей на успехи детей младшего школьного возраста. -
Влияние родителей на формирование личностных качеств у детей младшего школьного возраста. -
Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте. -
Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. -
Межличностные конфликты в общении подростков. -
Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения. -
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. -
Особенности мотивации поведения подростков. -
Особенности наглядно-действенного мышления у дошкольников. -
Причины девиантного поведения в подростковом возрасте. -
Профессиональная мотивация взрослого человека. -
Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте. -
Профессиональные и интеллектуальные достижения человека в период взрослости. -
Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка. -
Роль оценки в становлении самооценки младшего школьника -
Роль социальной среды в психическом развитии младших школьников. -
Факторы, влияющие на развитие личности подростка. -
Формирование произвольного внимания у детей дошкольного возраста. -
Развитие компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению к школе