Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кафедра «Психология и педагогика»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ
КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по дисциплине
«Возрастная психология»
(уровень образования – бакалавриат)
Москва 2022
Автор-составитель:
Федосеева Е.С., к.пед.наук, доцент
Брыкин Ю.В., к.пед.наук, доцент
Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы: учебно-методические материалы // Е.С. Федосеева, Ю.В. Брыкин – М.: МУ им. С.Ю. Витте, 2022.
В предлагаемых методических указаниях для студентов изложены основные принципы, правила подготовки курсовой работы, рассматривается порядок аттестации, формулируются критерии оценки курсовой работы, приведены основные требования к содержанию курсовой работы.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программе магистратуры по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки «Психология и социальная психология».
Содержание
1. Общие положения 5
2. Выбор темы курсовой работы и подбор используемых источников 6
3. Структура курсовой работы 7
Введение 8
Теоретическая глава 9
Практическая глава 10
4. Оформление курсовой работы 10
5. Порядок аттестации и защиты курсовой работы 13
6. ПРИЛОЖЕНИЯ 15
Приложение А 15
курсовая РАБОТА 15
ВВЕДЕНИЕ 16
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 20
1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме психологической готовности детей к обучению в школе 20
1.2. Специфика компонентов психологической готовности у детей 6-7 лет к обучению в школе 26
1.3. Описание диагностических методик, направленных на оценку компонентов психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 34
2.1. Изучение уровней по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе констатирующего эксперимента 34
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ХОДЕ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА 45
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе контрольного эксперимента 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Образец заявления на выбор темы курсовой работы 69
Приложение В 71
проверки курсовой работы на уровень заимствований 71
1. Общие положения
Курсовая работа является важным элементом учебного процесса и представляет собой итоговый предэкзаменационный этап в изучении дисциплины; представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания исследованных проблем, задач и методов их решения в области психологии и педагогики.
Значение курсовой работы заключается в том, что студент самостоятельно выполняет ее в письменной форме, развивая тем самым навыки творческой деятельности, овладевает методами современных научных исследований, углублено изучает вопросы, темы, разделы учебной дисциплины и формирует компетенции (см. перечень компетенций в учебном пособии по изучаемой дисциплине, а также в рабочей программе дисциплины).
Написание курсовых работ предусмотрено учебным планом и выступает обязательным элементом программы обучения по значимым дисциплинам направления подготовки.
Курсовая работа дает студенту возможность углубить, систематизировать и закрепить теоретические и практические знания, приобрести навыки творческого поиска и обработки информации, систематизированного и логического изложения материала, работы с нормативными актами, статистическими материалами, литературой, справочным и библиографическим материалом, интернет-ресурсами по теме.
Цель курсовой работы состоит в:
-
систематизации и углублении теоретических и практических знаний; -
приобретении навыков самостоятельной работы с различными источниками, документами и т.п.; -
овладении методами и способами аналитической и научно-исследовательской деятельности, исследований современных финансово-экономических процессов; -
умении выявлять проблемы и находить способы их решения;
В процессе выполнения курсовой работы формируются компетенции в соответствии с направлением и профилем подготовки.
Вопросы, рассматриваемые в курсовой работе, основываются на:
-
существующей законодательной базе Российской Федерации; -
обобщении отечественного и зарубежного опыта; -
анализе статистического и фактического материала по выбранной проблематике и увязке его с микро- и макроэкономическими процессами; -
формировании личной точки зрения и критического взгляда автора по рассматриваемым проблемам.
В ходе написания курсовой работы студент должен показать умение использовать общетеоретические и специальные знания по выбранной проблематике. Кроме того, необходимо стремиться к тому, чтобы собранный материал и полученные результаты могли быть использованы при подготовке к выполнению выпускной квалификационной работы.
2. Выбор темы курсовой работы и подбор используемых источников
Тематика курсовых работ, требования к ним и указания по их выполнению доводятся до сведения студентов в начале соответствующего семестра. Темы курсовых работ предлагаются студентам на выбор с учетом указаний ведущего преподавателя (см. приложения).
Тематика курсовых работ носит предельно конкретный характер с тем, чтобы студент на практическом материале смог продемонстрировать совокупность приобретенных навыков и умений, связанных с освоением экономико-аналитических методов исследований и моделей в финансовых дисциплинах.
Для успешного выполнения курсовой работы студент не должен ограничиваться только электронными учебниками и учебными пособиями. Необходимо провести комплексное источниковедческое исследование, направленное на поиск самых современных и свежих данных статистической информации на сайтах органов исполнительной власти, международных организаций и институтов, специализированных баз данных в сфере экономики и финансов.
Студент совместно с руководителем курсовой работы (он же ведущий преподаватель по дисциплине) уточняет круг вопросов, подлежащих изучению, составляет план и определяет структуру работы. В плане должны быть предусмотрены вопросы теории и практики рассматриваемой темы (проблемы).
Подготовка к написанию курсовой работы во многом зависит от правильной подготовки к выполнению работы, которую можно условно разделить на следующие этапы.
1 этап. Предусматривает осмысление темы и целевых установок, на основе чего важно наметить главные вопросы, подлежащие рассмотрению, и их краткое содержание.
2 этап. Включает подбор литературы по теме курсовой работы, работу с каталогами библиотек, библиографическими указателями, большим массивом электронных ресурсов и интернет-источников.
При выборе литературы возникает множество трудностей, которые можно избежать, если придерживаться нескольких правил:
-
в оглавлении важно отметить те разделы и параграфы, которые представляют интерес для раскрытия темы. В предисловии можно найти ответы на такие вопросы, как цель написания книги, основные направления исследования, общий характер работы; -
обращать внимание на год издания, т.к. требуется соблюсти условие при использовании литературы, т.е. ее актуальность. Актуальной считается литература (за исключением словарей и фундаментальных первоисточников) сроком после выхода не более 5 лет; -
целесообразно при ознакомлении делать выписки, обращая внимание на внешние признаки в тексте. Рекомендуется основные источники перечитывать. Чтение должно быть глубоким, сплошным. -
при конспектировании литературы и ее последующего использования в своей курсовой работе студенту необходимо сформулировать личное мнение по рассматриваемой проблеме. В этом случае используется правило, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляет «на наш взгляд», «по нашему мнению». Выражение авторства как формального коллектива с руководителем курсовой работы придает большой объективизм изложению материала; -
при написании курсовой работы следует активно использовать, научные статьи, опубликованные в ведущих психологических и педагогических изданиях, официальные образовательные Интернет-ресурсы, а также официальные сайты государственных органов исполнительной власти, аналитических агентств и других организаций, являющихся источниками необходимой информации для раскрытия темы курсовой работы. Например, очень помогает студентам интернет ресурс – https://elibrary.ru/defaultx.asp - электронная научная библиотека.
3 этап. После глубокой проработки литературы составляется план курсовой работы, который нужен для логичного, системного изложения материала.
План включает перечень и последовательность основных вопросов (разделов), которые будут рассмотрены во введении, основной части и заключении. Следует помнить, что выделяя главы в работе, то их перечень будет назваться «ОГЛАВЛЕНИЕ». После того, как работа с источниками завершена, необходимо проанализировать и систематизировать весь материал и расположить его согласно разработанному плану.
3. Структура курсовой работы
При выполнении курсовой работы необходимо придерживаться ряда требований к ее структуре. Прежде всего, все курсовые работы должны состоять из введения, теоретической главы, расчетно-практической (исследовательской) главы, заключения, списка литературы. К основному тексту даются приложения, которые размещаются в конце работы.
Типовые требования к курсовой работе определяют, обязательные к применению, стандарты:
ГОСТ 7.32.-2017. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления;
ГОСТ 7.0.100-2018. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;
ГОСТ Р 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления;
Структура курсовой работы также определяется ее исследовательскими задачами, т.е. каждый параграф в ней должен работать на решение одной задачи в рамках достижения сформулированной цели.
Введение
По введению судят о тщательности подхода, продуманности в выборе темы, об уровне курсовой работы в целом. Структура введения должна содержать ряд обязательных элементов и их последовательность: актуальность выбранной темы, объект и предмет курсовой работы, цель написания курсовой работы, решаемые задачи.
Обоснование актуальности темы показывает главное – суть проблемной ситуации (противоречивой ситуации, требующей своего разрешения).
При обосновании темы вы должны объяснить, в чем актуальность вашей работы, как она связана с происходящими процессами в национальной экономике.
Актуальность темы означает ее связь с конкретными потребностями практики.