Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взрослый предлагает детям назвать вкусы продуктов (сладкий, горький, кислый, соленый). Выясняют, что может быть сладким, соленым, кислым, горьким. Глядя на картинки с&изображенными продуктами, дети называют вкус каждого продукта, а затем по вкусу определяют названия продуктов, передавая вкусовые ощущения (лимон — кислый, грейпфрут — горький, огурец — соленый, сахар — сладкий и&т.п.).
Выясняют, как язык определяет вкус (он реагирует на разный вкус специфическими вкусовыми сосочками, которые расположены на нем большими группами). Взрослый рассказывает, что у человека вкусовых сосочков очень много (около 9—10 тысяч) и&что разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в&разных частях языка.
8.Человек – рукотворный мир.
«Металл, его качества и&свойства»
Цель: узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и&свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Материалы и&оборудование: металлические предметы, магниты, емкости с&водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход занятия: взрослый показывает детям несколько предметов из металла (скрепки, гайки, шурупы, гирьки) и&выясняет, из чего сделаны эти предметы и&как дети об этом узнали. Путем ощупывания определяют особенности формы, структуру поверхности; рассматривают разные предметы и&выделяют характерный металлический блеск. Опускают гайки в&воду (они тонут); кладут на солнечное место — нагреваются (теплопроводность), притягиваются магнитом. Взрослый демонстрирует нагревание металлического предмета до появления красного цвета и&рассказывает, что таким образом из металла делают различные детали: нагревают и&придают им необходимую форму. Дети составляют алгоритм описания свойств металла.
«Как работает термометр»
Цель: посмотреть, как работает термометр.
Материалы: уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.
Ход занятия: зажмите пальцами шарик с&жидкостью на термометре. Налейте в&чашку воды и&положите в&нее лед. Помешайте. Поместите термометр в&воду той частью, где находится шарик с&жидкостью. Снова посмотрите, как ведет себя столбик жидкости на термометре.
Выводы: когда вы держите шарик пальцами, столбик на термометре начинает подниматься; когда же вы опустили термометр в&холодную воду, столбик стал опускаться. Тепло от ваших пальцев нагревает жидкость в&термометре. Когда жидкость нагревается, она расширяется и&поднимается из шарика вверх по трубке. Холодная вода поглощает тепло из градусника. Остывающая жидкость уменьшается в&объеме и&опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха. Любые изменения его температуры приводят к&тому, что столбик жидкости либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха.
«Компас»
Цель: познакомить с&устройством, работой компаса и&его функциями. Материал: компас.
Ход занятия:
Каждый ребенок кладет компас на ладонь и, «открыв» его, (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. в&результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с&помощью компаса).
Игра «Команды».
Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и&выполняют команды.
Например, сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и&т. д. Научите детей находить с&помощью компаса запад и&восток. Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, в&– которые написаны внутри компаса. Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки «смотрел» на букву С, т. е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка, которая (мысленно)соединяет буквы З и&В, покажет направление «запад – восток» (действия с&картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и&восток. Игра в&«Команды» с&«использованием» всех сторон горизонта.
«Электрическая расческа»
Цель: познакомить детей с&проявлением одного вида электричества. Материал: расческа.
Проведение опыта.
В гости приходит ребенок из другой группы и&показывает детям фокус: достает из кармана расческу, потирает ею о свою шерстяную рубашку, дотрагивается до волос. Волосы «оживают», становятся «дыбом». Вопрос детям: «Почему так происходит?» Волосы «оживают» под действием статического электричества, возникающего из-за трения расчески с&шерстяной тканью рубашки.
Во время проведения экспериментов мы с&детьми ставили цель, совместно определяли этапы работы, делали выводы.
В ходе совместной деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в&речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? Что мы получили? Почему?
Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и&результаты опыта.
Предположения и&результаты эксперимента сравнивались, делались
выводы (по наводящим вопросам): О чем вы думали? Что получилось?
Почему? Искали сходства и&различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с&детьми, кто из них узнал что-то новое.
Эксперимент показал, что детское экспериментирование психологической готовности детей к школе необходимо начинать с&дошкольного возраста. В&процессе экспериментирования дошкольник получает эмоциональный заряд детского удивления, загадки, таинственности, столкновения известного с&неизвестным, который провоцирует вопрос и&заставляет ребенка самому искать на него ответ.
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе контрольного эксперимента
По итогам проведения формирующего эксперимента провели контрольное исследование развития интеллектуального компонента психологической готовности детей старшего дошкольного возраста, обозначив данную группу как экспериментальную. Задания были разработаны по аналогии с&теми, которые были предложены во время констатирующего эксперимента, только на другом наглядном материале. Для сравнения такие же задания были предложены дошкольникам подготовительной группы, которые не принимали участия в&исследовании (контрольная группа). Результаты заданий были внесены в&сводные таблицы (таблица 6,7.).
Таблица 6
Сводная таблица выполнения заданий контрольного эксперимента детьми экспериментальной группы (№1 - Методика №5 «Составление рассказа по сюжетной картинке»; №2 -Методика №1 «Причинно-следственные связи; №3 – Методика №3 «Что здесь лишнее?»; №4 – Методика №4 «Раздели на группы»; №5 – Методика №2 «Бочки и ящики»)
№ | Имя | Номер задания | Всего | Уровень успешности выполнения (в %) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||
1 | Саша | 3 | 5 | 3 | 2 | 3 | 16 | 88,9% | ||
2 | Маша | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 14 | 77,8% | ||
3 | Дима | 2 | 5 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | ||
4 | Света | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 16 | 88,9% | ||
5 | Катя | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | ||
6 | Петя | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 | 15 | 83,3% | ||
7 | Костя | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 15 | 83,3% | ||
8 | Дина | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | ||
9 | Ваня | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 12 | 67% | ||
10 | Вова | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | 61,1% | ||
11 | Кира | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | ||
12 | Стас | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | 61,1% | ||
13 | Ксюша | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 14 | 83,3% | ||
14 | Данила | 3 | 6 | 3 | 3 | 2 | 17 | 94,4% | ||
15 | Аня | 3 | 5 | 3 | 2 | 2 | 15 | 83,3% | ||
16 | Сережа | 3 | 5 | 2 | 3 | 3 | 16 | 88,9% | ||
17 | Витя | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 11 | 61,1% | ||
18 | Лена | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 12 | 67% | ||
19 | Марина | 3 | 6 | 2 | 2 | 3 | 16 | 88,9% | ||
20 | Люда | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 12 | 67% | ||
| Средний балл | 2,7 | 4,2 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 13,9 | 76,7% |
Таким образом, все дошкольники экспериментальной группы улучшили свои результаты.
Успешность выполнения заданий также повысилась с&63,4% до 76,7%. Наиболее высокие баллы детьми также были получены за задание, связанное с&описанием сюжетной картины и&установлением причинно- следственных связей, определением смысловой значимости сюжета. Также успешно были выполнены задания с&бочками (средний балл 4,2 из 6 возможных), деление предметов на группы и&исключение лишнего (2,3 из 3 возможных).
Таблица 7
Сводная таблица выполнения заданий детьми контрольной группы
(№1 - Методика №5 «Составление рассказа по сюжетной картинке»; №2 -Методика №1 «Причинно-следственные связи; №3 – Методика №3 «Что здесь лишнее?»; №4 – Методика №4 «Раздели на группы»; №5 – Методика №2 «Бочки и ящики»)
№ | Имя | Номер задания | Всего | Уровень успешности выполнения (в %) | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||
1 | Дина | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 14 | 77,8% | |
2 | Лена | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 12 | 67% | |
3 | Матвей | 2 | 5 | 2 | 1 | 2 | 12 | 67% | |
4 | Женя | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 16 | 88,9% | |
5 | Саша | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | |
6 | Ваня | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 12 | 67% | |
7 | Вася | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | |
8 | Кристина | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 13 | 72,2% | |
9 | Вова | 2 | 2 | 1 | 1 | 3 | 9 | 50% | |
10 | Степа | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 10 | 55,6% | |
11 | Анжела | 3 | 4 | 2 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | |
12 | Толя | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 | 10 | 55,6% | |
13 | Маша | 2 | 4 | 3 | 3 | 2 | 14 | 77,8% | |
14 | Дима | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 15 | 83,3% | |
15 | Таня | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 | 13 | 72,2% | |
16 | Петя | 2 | 5 | 2 | 2 | 3 | 14 | 77,8% | |
17 | Юра | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 10 | 55,6% | |
18 | Клара | 2 | 4 | 1 | 3 | 2 | 12 | 67% | |
19 | Лида | 3 | 4 | 2 | 2 | 3 | 14 | 77,8% | |
20 | Нина | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 9 | 50% | |
| Средний балл | 2,4 | 3,75 | 1,95 | 2,1 | 2,3 | 12,5 | 66,2% |