Файл: Методические указания по организации подготовки, выполнению и защите курсовой работы по дисциплине Возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Из таблиц видно, что средний балл детей экспериментальной группы по всем заданиям вырос.

Средний балл детей контрольной группы примерно равен результатам дошкольников экспериментальной группы в&констатирующем эксперименте.

Если сделать срез по группе, мы увидим, что интегративные типы

развития психологической готовности детей к школе распределились следующим образом (табл. 8,9).

Таблица 8

Типы развития психологической готовности дошкольников экспериментальной группы по итогам контрольного эксперимента



Имя

Процент успешности выполнения заданий

Тип развития

1

Саша

83,9

В

2

Маша

77,8

В

3

Дима

72,2

В

4

Света

88,9

В

5

Катя

72,2

В

6

Петя

83,3

В

7

Костя

83,3

В

8

Дина

72,2

В

9

Ваня

67

С

10

Вова

61,1

С

11

Кира

72,2

В

12

Стас

61,1

С

13

Ксюша

83,3

В

14

Данила

94,4

В

15

Аня

83,3

В

16

Сережа

88,9

В

17

Витя

61,1

С

18

Лена

67

С

19

Марина

88,9

В

20

Люда

67

С



Н - низкий уровень;

С – средний уровень;

В - высокий уровень.

Таблица 9

Типы развития психологической готовности детей контрольной группы по итогам контрольного эксперимента



Имя

Процент успешности выполнения заданий

Тип развития

1

Дина

778

В

2

Лена

67

С

3

Матвей

67

С

4

Женя

88,9

В

5

Саша

72,2

В

6

Ваня

67

С

7

Вася

72,2

В

8

Кристина

72,2

В

9

Вова

50

С

10

Степа

55,6

С

11

Анжела

72,2

В

12

Толя

55,6

С

13

Маша

77,8

В

14

Дима

83,3

В

15

Таня

72,2

В

16

Петя

77,8

В

17

Юра

55,6

С

18

Клара

67

С

19

Лида

77,8

В

20

Нина

50

С



Н - низкий уровень;

С - средний уровень;

В - высокий уровень.

Таким образом, по итогам контрольного эксперимента можно сделать следующие выводы: были проведены диагностические задания, которые подтвердили результативность использования метода экспериментирования для развития интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет и, в соответствии с выделенными нами интегративными типами психологической готовности детей к обучению в школе определили, что в экспериментальной группе высокий уровень психологической готовности к обучению в школе демонстрируют 13 детей, 6 человек показали средний уровень развития, низкий уровень психологической готовности к обучению в школе у детей выявлен не был.

В контрольной группе высокий уровень психологической готовности к обучению в школе демонстрируют 11 детей, 9 человек показали средний уровень, низкий уровень психологической готовности к школе у детей выявлен не был.


ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Для подтверждения гипотезы об эффективности использования метода экспериментирования для развития интеллектуального компонента психологической готовности детей к обучению в школе разработали систему заданий и упражнений, включающих в себя различные виды экспериментальной деятельности.

По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент с привлечением дошкольников контрольной группы, не принимавшей участие в исследовании.

Все дошкольники экспериментальной группы улучшили свои результаты. Успешность выполнения заданий также повысилась с&63,4% до 76,7%. Наиболее высокие баллы детьми также были получены за задание, связанное с&описанием сюжетной картины и&установлением причинно- следственных связей, определением смысловой значимости сюжета. Также успешно были выполнены задания с&бочками (средний балл 4,2 из 6 возможных), деление предметов на группы и&исключение лишнего (2,3 из 3 возможных).

Повышение среднего балла диагностических заданий психологической готовности детей к обучению в школе исследуемой группы позволили нам сделать вывод о том, что детское экспериментирование является хорошим средством психологической готовности к обучению в школе дошкольников.

Таким образом, можно рекомендовать проводить целенаправленную систематическую работу по формированию психологической готовности детей к обучению в школе с использованием экспериментирования.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследовательской работы, можно сделать следующие выводы.

Первая задача была изучить специфику интеллектуального компонента психологической готовности (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) у детей 6-7 лет к обучению в школе.

В результате анализа теоретической литературы по теме исследования была обоснована необходимость психологической готовности детей к обучению в школе.

В процессе экспериментирования идёт обогащение и&восприятие детей дошкольного возраста, активизируются их мыслительные процессы. Экспериментирование включает в&себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и&построение доступных выводов, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Опираясь на исследования академика Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьякова, который пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование и на положительный результат нашего исследования, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал и способствует эффективной психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Вторая задача: предоставить потенциал интеллектуального компонента психологической готовности (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) у детей 6-7 лет к обучению в школе.

Была разработана диагностическая программа, в ходе работы которой происходит формирование, развитие и коррекция интеллектуального компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Третья задача: изучение уровней по развитию интеллектуального (причинно-следственные связи, пространственная ориентация, нахождение четвертого лишнего предмета, обобщение, перцептивное восприятие) компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе в ходе констатирующего эксперимента.