Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для любого реально существующего предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии
1.2 Организация службы маркетинга
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «БЭТ-ИКС»
2.1 Краткая характеристика организации
Таким образом, для совершенствования маркетинговой деятельности в ООО «БЭТ-ИКС» необходимо проводить постоянный мониторинг действий и цен конкурентов посредством службы конкурентной разведки.
По итогам 2016-2017 гг. по данным директора ООО «БЭТ-ИКС» 20% потенциальных клиентов отказались от приобретения товаров на предприятии ввиду завышенных цен и ушли к конкурентам. При этом 2% среди «потерянных» клиентов высказали желание вернуться в ряды покупателей при изменении системы ценообразования на предприятии. Следствиями сложившегося в ООО «БЭТ-ИКС» ценообразования являются:
а) потеря значительной прибыли на товарах повышенного спроса;
б) потеря клиентов по причине высоких наценок на товары-индикаторы, что равносильно потере прибыли от продаж всех ценовых групп.
По нашему мнению, разработанный в работе проект мероприятий по доработке существующей системы ценообразования сможет вернуть «потерянных» клиентов обратно в клиентскую базу ООО «БЭТ-ИКС». Ввиду этого предполагается, что рост продаж минимум на 2% в 2017 году (за счет возвращения клиентов). Фактически рост продаж за счет новой системы ценообразования и активной работы службы конкурентной разведки будет значительно больше, несмотря на то, что служба опосредованно влияет на эффективность работы предприятия и обеспечивает его информацией для разработки решений. Дополнительный прирост продаж может быть обоснован путем использования передового опыта российских компаний в сфере организации конкурентной разведки. Как показало исследование большого количества статей, представленных в Сети Интернет, а также в журнале «Управление продажами», все авторы утверждают, что внедрение конкурентной разведки приводит, прежде всего, к тому, что повышается эффективность продаж компаний, так как отдел продаж не всегда может отследить изменения в работе конкурентов и в состоянии рынка. Таким образом, конкурентная разведка, согласно обобщенному мнению автором исследованных работ – это, прежде всего, инструмент повышения эффективности и объемов продаж.
Определим, как скажется на выручке ООО «БЭТ-ИКС» внедрение разработанных мероприятия при пессимистичном сценарии (т.е. при минимальном росте продаж на 2%):
1. Выручка предприятия до мероприятия составляла 217407 тыс. р. Выручка после мероприятия составит:
В1 = 217407 х 1,02 = 221755 тыс. р.
2. Себестоимость реализованной продукции до мероприятия составляла 173643 тыс. р. Рост объемов продаж на 2% также вызовет рост себестоимости реализованной продукции (ее переменной части) на эту же величину:
С1= 162722*1,02 + 10921 = 176897 тыс.р.
3. Коммерческие расходы вырастут на 112 тыс. руб. и составят:
14431+112 = 14543 тыс.руб.
4. Управленческие расходы вырастут на 964 тыс.руб., т.е. составят: 10070+964=11034 тыс.руб. При этом предполагается продажа одного автомобиля, который был предназначен для того, чтобы возить управленческий персонал в связи с приобретением другого, более вместительного и комфортабельного, в 2017 году. Расходы на содержание автомобиля в месяц составляли порядка 84 тыс.руб., в год экономия составит: 84*12 = 1008 тыс.руб. Следовательно, конечная сумма управленческих расходов будет равной:
11034-1008 = 10026 тыс.руб.
Представим в таблице 9 прогнозные величины.
Таблица 9 - Прогнозные показатели деятельности
ООО «БЭТ-ИКС»
Показатели |
Ожидаемое выполнение 2017 г. |
Прогноз 2017 г. |
Отклонения, (+,-) |
|
абсолютные |
относительные, % |
|||
Выручка |
217407 |
221755 |
4348 |
2,0 |
Себестоимость |
173643 |
176897 |
3254 |
1,9 |
Коммерческие расходы |
14431 |
14543 |
112 |
0,8 |
Управленческие расходы |
10070 |
10026 |
-44 |
-0,4 |
Прибыль от продаж |
19263 |
20289 |
1026 |
5,3 |
Проведем расчет величин, необходимых для определения эффекта:
- прирост выручки определяем как разницу между прогнозным показателем выручки (В1) и отчетным показателем 2017 г. (В0):
Д3=∆В=В1-В0=221755 – 217407 = 4348 тыс.руб.;
- прирост себестоимости определяем как разницу между прогнозным показателем себестоимости (С1) и отчетным показателем 2017 г. (С0):
∆С=С1-С0= 176897 – 173643 = 3254 тыс.руб.;
- определяем общую величину расходов предприятия, необходимых для реализации мероприятия:
Р3= 3254 + 112 + 964 - 1008 = 3322 тыс.руб.
Рассчитываем эффект от предлагаемого мероприятия:
Э3 = 4348 – 3322 = 1026 тыс.руб.
Таким образом, разработанные мероприятия имеют экономическую эффективность. Помимо экономического эффекта предприятие сможет повысить свою конкурентоспособность, а со стороны покупателей будет обеспечен высокий социальный эффект ввиду удовлетворения потребностей по приемлемой цене.
Для создания образа «ценового лидера» на рынке в ООО «БЭТ-ИКС» предлагается использовать метод, в котором ассортимент делится на группы с разным уровнем цен – ценовые группы (ЦГ). Каждой ЦГ соответствует своя ценовая стратегия. Предлагается сформулировать 9 ценовых групп которые соответствуют основным товарным группам ООО «БЭТ-ИКС»:
1 группа – Лекарственная продукция собственного производства;
2 группа – Лекарственная продукция других производителей;
3 группа – Препараты для лечения заболеваний органов чувств;
4 группа - БАДы;
5 группа – Лекарственное растительное сырье;
6 группа – Сопутствующие товары;
7 группа – Товары для материнства и детства;
8 группа – Питание;
9 группа – Косметические средства.
Динамика структуры розничного товарооборота оказывает значительное влияние на валовую прибыль организации. Увеличение в товарообороте доли товаров с более высокими размерами торговых надбавок ведет к повышению среднего уровня валовой прибыли, и наоборот. Влияние изменения структуры товарооборота на уровень валовой прибыли определяется способом процентных чисел с применением приема абсолютных разниц (таблица 10).
На основании расчетов, проведенных в таблице 10, видно, что изменение структуры товарооборота в 2017 г. по сравнению с 2016 г. вызвало рост уровня валовой прибыли на 0,27% к товарообороту. Сумма валовой прибыли за счет этого фактора возросла на 587 тыс. р. (217407*0,27/100). Причиной таких изменений можно назвать рост в общем объеме товарооборота доли товаров с более высоким уровнем торговой надбавки.
Таблица 10 - Расчет влияния изменения структуры товарооборота на валовую прибыль предприятия в 2017 г. по сравнению с 2016 г.
Товарная группа |
Удельный вес в товарообороте, % |
Уровень валовой прибыли в 2016 г. |
Процен-тные числа |
Влияние структуры товаро-оборота на средний уровень валовой прибыли |
||
2016 г. |
2017 г. |
откло-нение |
||||
Лекарственная продукция собственного производства |
21,60 |
19,30 |
-2,30 |
18,95 |
-43,58 |
- |
Лекарственная продукция других производителей |
20,90 |
18,70 |
-2,20 |
15,19 |
-33,42 |
- |
Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
9,50 |
10,60 |
1,10 |
20,68 |
22,75 |
- |
БАДы |
8,40 |
8,90 |
0,50 |
20,03 |
10,02 |
- |
Лекарственное растительное сырье |
7,50 |
7,80 |
0,30 |
20,17 |
6,05 |
- |
Сопутствующие товары |
11,50 |
10,90 |
-0,60 |
20,00 |
-12,00 |
- |
Товары для материнства и детства |
8,40 |
8,30 |
-0,10 |
19,55 |
-1,95 |
- |
Питание |
8,40 |
11,40 |
3,00 |
24,32 |
72,96 |
- |
Косметические средства |
3,80 |
4,10 |
0,30 |
20,09 |
6,03 |
- |
Итого |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
20,00 |
26,85 |
0,27 |
Таким образом, ООО «БЭТ-ИКС» делая скидки для привлечения клиентов и формирования конкурентного преимущества сокращает получаемую прибыль. С одной стороны, таким способом предприятие увеличивает объемы продаж, но с другой стороны не умелое снижение цен приводит к значительным финансовым потерям. Ввиду этого ООО «БЭТ-ИКС» в дополнение к применяемой методике ценообразования предлагается использовать методику ценообразования на основе ABC-анализа. Идея ABC-анализа строится на основе принципа Парето, который формулируется следующим образом: за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин. В настоящее время принцип широко известен, как правило: 20 на 80. Самая простая разновидность ABC-анализа - это отсортированный по убыванию список параметров.
Параметрами в АВС анализе могут выступать чистая прибыль, валовая прибыль, частота реализации (модификация для логистики называется XYZ анализ). В нашем случае, таким параметром выступает валовая прибыль ООО «БЭТ-ИКС». Проведение АВС-анализа в целях совершенствования политики ценообразования в ООО «БЭТ-ИКС» предлагается проводить в следующей последовательности:
1. Размещение товарных групп предприятия в порядке убывания значения вклада в его валовую прибыль.
2. Расчет доли параметра от общей суммы валовой прибыли выбранных товарных групп (это делается для того, чтобы оценить вклад каждой товарной группы в общий результат).
3. Расчёт доли с накопительным итогом (эта операция носит технический характер и служит для удобства дальнейшего определения границ для групп ABC).
4. Присвоение значений групп выбранным объектам.
Как правило создается три группы по показателю доля с накопительным итогом: А, В и С группы.
Группа А включает в себя группы товаров, для которых характерна высокая интенсивность реализации, которые имеют наиболее важное значение в формировании как товарооборота, так и валовой прибыли. Товары в этой группе - основные в товарообороте, на их долю приходится примерно 70-80% общего оборота.
К группе В относятся товары более замедленной оборачиваемости, пользующиеся значительно меньшим спросом, чем товары группы А. Их удельный вес в общем объеме товарооборота составляет 10-15%.
Группа С состоит из товаров еще более редкого спроса и медленной оборачиваемости. В общем объеме продаж их суммарная стоимость составляет 5-10%, однако они занимают 40-50% объема товарных запасов.
Расчеты групп для формирования ценообразования ООО «БЭТ-ИКС» на основе АВС-анализа представлены в таблице 11.
Таблица 11 - АВС-анализ формирования валовой прибыли
ООО «БЭТ-ИКС» за 2017г.
Группа товаров |
Удельный вес, % |
Удельный вес нарастающим итогом, % |
Группа |
Лекарственная продукция собственного производства |
19,35 |
19,35 |
А |
Лекарственная продукция других производителей |
18,91 |
38,26 |
А |
Препараты для лечения заболеваний органов чувств |
11,41 |
49,67 |
А |
БАДы |
10,97 |
60,64 |
А |
Лекарственное растительное сырье |
10,62 |
71,26 |
В |
Сопутствующие товары |
8,54 |
79,8 |
В |
Товары для материнства и детства |
8,25 |
88,05 |
С |
Питание |
7,82 |
95,87 |
С |
Косметические средства |
4,13 |
100 |
С |
Итого |
100 |
- |
Таким образом, наибольшее значение в формировании валовой прибыли ООО «БЭТ-ИКС» имеют товарные группы «Лекарственная продукция собственного производства» и «Лекарственная продукция других производителей», поэтому руководству предприятия необходимо обратить пристальное внимание на увеличение торговых надбавок именно по этим группам.
При использовании разработанной методики ценообразования руководству ООО «БЭТ-ИКС» также необходимо учитывать, что АВС-анализ имеет некоторые ограничения:
1. Оценивается текущая ситуация, после внесения изменений в цены, изменения ситуации на рынке вклад товаров в прибыльность продаж изменится.
2. Исключение из торгового предложения товаров групп В и С приводит к уменьшению общей выручки, и соответственно прибыли.
Как мы видим, контроль цены и показателей сбыта имеет методологическую основу для использования этих показателей в рамках решения задачи максимизации прибыльности продаж. Изменение цены продукта требует обязательного внесения изменений в сам продукт, его стратегию продвижения и каналы сбыта. По результатам проводимых исследований необходимо выявить потребительские ценности в продукте. Это позволит активно влиять на себестоимость продукта, путем отказа от избыточной функциональности либо повышения ценности продукта.