Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для любого реально существующего предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии
1.2 Организация службы маркетинга
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «БЭТ-ИКС»
2.1 Краткая характеристика организации
Традиционными способами увеличения ценности продукта считаются такие методы:
1. Формирование имиджа владения и потребления данного товара.
2. Ограничение мест продаж данного товара.
3. Места продаж приближены к местам потребления товара.
Незначительные изменения в товаре можно будет решить путем его репозиционирования, в то время как значительные изменения могут потребовать вывода товара под новой торговой маркой. Широко используется выпуск линейки товаров для различных сегментов рынка по разным ценам. Для исключения использования товара на «смежном» сегменте ООО «БЭТ-ИКС» может использовать такие приемы:
1. Идентификация потребителей - скидки постоянным покупателям.
2. Место покупок продукта - сеть торговых точек, интернет-магазин.
3. Время покупки товара – ночь (интернет), выходной день (торговая точка).
4. Количество покупки - поштучная цена и цена за опт (3 изделия по цене 2-ух).
5. Дизайн помещения - как следствие коммуникативной стратегии;
6. Набор товаров - сформированный пакет товаров стоит дешевле, чем каждый товар отдельно (лекарственное средство+сопутствующие товары и т.д.).
Успех реализации ценовой стратегии также зависит от взаимодействия с маркетинговыми каналами. ООО «БЭТ-ИКС» может применять такие способы контроля цен в маркетинговых каналах:
1. Товарный кредит / отсрочка платежа - товар принадлежит предприятию, но находится у покупателя.
2. Компенсация затрат - особенно важен этот метод на этапе вывода нового товара на рынок, когда спрос на него формируется. ООО «БЭТ-ИКС» таким способом сможет компенсировать некоторые затраты: хранение, продвижение, транспортировка и т.д. Как правило, при достижении определенного уровня продаж компенсации прекращаются.
3. Специальные предложения клиентам - фирменный подарок, дополнительные бесплатные услуги и т.д.
Таким образом, для эффективного управления ценами на товарный ассортимент ООО «БЭТ-ИКС» необходимо использовать не только классические методы ценообразования, но и применять АВС-анализ товарных группу на предмет степени влияния их стоимости на прибыль, получаемую предприятием. Также можно утверждать, что ценообразование является ключевым элементом в маркетинг-миксе и ценовую стратегию предприятия необходимо учитывать при определении других составляющих маркетинг-микса. При этом определение максимальной торговой надбавки и соответственно верхней границы цен предприятия должно быть основано на постоянном мониторинге уровня цен на аналогичные товары у конкурентов. Для этого необходимо отслеживать товарные позиции, на которые происходит падение и рост покупательского спроса или он остается стабильным на протяжении длительного времени.
Проведенный в данной главе анализ указывает на необходимость совершенствования ценовой политики предприятия как первоочередного инструмента повышения конкурентоспособности предприятия и основы маркетинговой деятельности. Ввиду это в рамках данной работы на предприятии предлагается использовать ABC-анализ для определения на какие группы товара можно делать большую наценку, а на какие нет. При этом верхняя граница цены на товар должна устанавливаться по минимальной цене на рынке на аналогичные товары, а нижняя исходя из минимального уровня установленной рентабельности предприятия. Успешная реализация разработанной стратегии ценообразования будет достигаться также с помощью создания на предприятии службы конкурентной разведки, которая будет постоянно отслеживать действия конкурентов по установлению цен. Также служба будет работать на постоянное повышение конкурентоспособности предприятия. Минимальный экономический эффект от разработанных мероприятий составит 1026 тыс.руб., т.е. можно говорить о том, что разработанные мероприятия имеют высокую экономическую эффективность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены основы организации маркетинга на предприятии.
В качестве непременного условия эффективного функционирования субъекта хозяйствования выступает применение инструментов маркетинга в условиях рынка. Маркетинг представляет собой вид деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей других субъектов рынка при помощи механизма обмена. В связи с этим процесс решения о том, что, для кого, сколько производить и по какой цене реализовывать, субъекту хозяйствования нужно исследовать спрос на продукцию, рынки ее сбыта, существующих конкурентов, покупателей потенциального характера, уровень цен на рынке, провести оценку доступности необходимых ему материально-технических ресурсов и пр. От этого напрямую находятся в зависимости конечные результаты работы и финансовое состояние субъекта хозяйствования.
Объектом исследования в работе выступило ООО «БЭТ-ИКС» - предприятие по оптовой продаже лекарственных средств, медицинских товаров.
Проведенный анализ позволил выделить в основном отрицательные стороны его деятельности: предприятие финансово не устойчиво и его положение кризисное; предприятие не платежеспособно. Однако представленные технико-экономические показатели свидетельствуют по повышении эффективности деятельности ООО «БЭТ-ИКС», что говорит о наличии возможности у предприятия для улучшения своей платежеспособности и финансовой устойчивости. Все перечисленные отрицательные моменты в основном были связаны с получением в 2017 году кредита, с оплатой которого ООО «БЭТ-ИКС» не справляется. Ввиду этого руководству предприятия необходимо улучшить финансовую и ценовую политику для улучшения сбыта.
Функции отдела маркетинга и маркетинговой деятельности «БЭТ-ИКС» сводятся лишь к использованию отдельных элементов комплекса маркетинга, что, конечно же, не может привести к достижению каких-нибудь значительных результатов в завоевании новых рынков сбыта, к упрочению конкурентоспособности предприятия, в основном, по причине того, что основные решения принимаются в головной компании.
Сложившаяся на предприятии организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами являются простота и логичность структуры; значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной структуры. Но в структуре наблюдаются некоторые недостатки. На предприятии не уделяется внимание комплексной системе маркетинга. В службе маркетинга отсутствует распределение обязанностей, в частности – необходимы специалисты. занимающиеся только исследованием цен конкурентов и ценовой политикой.
Проведенный анализ ценовой политики ООО «БЭТ-ИКС» и положение предприятия на рынке указывает на некоторые ее несовершенства. Основу ценообразования предприятия составляет метод полных издержек и учет эластичности спроса на товар. При этом на предприятии ведется минимальный учет конъюнктуры рынка, который отражается только в отслеживании цен на аналогичные товары у конкурентов, в то время как предприятию необходимо также следить за поведением потребителей.
Отрицательным моментом в деятельности предприятия также является отсутствие специализированного отдела, занимающегося управлением ценами. Данная обязанность возложена на маркетинговую службу предприятия, которая выполняет достаточно большой перечень своих прямых обязанностей и не в полной мере справляется с эффективным формированием ценами ООО «БЭТ-ИКС», имеющего большой ассортимент продукции. Еще одним немаловажным моментов на предприятии, указывающим на неэффективность управления ценами является рост затрат темпами, опережающими темпы роста выручки.
Выполненный в работе анализ указывает на необходимость совершенствования ценовой политики предприятия как первоочередного инструмента повышения конкурентоспособности предприятия. Ввиду это в рамках данной работы на предприятии предлагается использовать ABC-анализ для определения на какие группы товара можно делать большую наценку, а на какие нет. При этом верхняя граница цены на товар должна устанавливаться по минимальной цене на рынке на аналогичные товары, а нижняя исходя из минимального уровня установленной рентабельности предприятия.
С целью дальнейшей оптимизации ценовой политики одним ее основных направлений по ООО «БЭТ-ИКС» является эффективное управление дебиторской задолженностью. Оно направлено на оптимизацию общего размера дебиторской задолженности и обеспечение своевременной инкассации долга. С данной целью было предложено предоставлять скидку при условии оплаты дебиторами в меньший срок при договорном большем сроке.
Успешная реализация разработанной стратегии ценообразования будет достигаться также с помощью создания на предприятии службы конкурентной разведки, которая будет постоянно отслеживать действия конкурентов по установлению цен. Также служба будет работать на постоянное повышение конкурентоспособности предприятия.
Минимальный экономический эффект от разработанных мероприятий составит 1026 тыс.руб., т.е. можно говорить о том, что разработанные мероприятия имеют высокую экономическую эффективность. Таким образом, разработанные мероприятия имеют высокую экономическую эффективность. Помимо экономического эффекта предприятие сможет повысить свою конкурентоспособность, а со стороны покупателей будет обеспечен высокий социальный эффект ввиду удовлетворения потребностей по приемлемой цене.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 06.04.2015) // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 01.03.2015) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // Правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru, свободный.
- Альтшулер И.Г. Стратегия и маркетинг. Две стороны одной медали. – М.: Дело, 2015. - 288с.
- Божук С.Г., Ковалик Л.Н., Маслова Т.Д. Маркетинг. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. - 448с.
- Бронникова Т.С. Маркетинг: Теория, методика, практика: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2008. - 208с.
- Васюхин О.В. Ценообразование: теория и практика // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2. С. 117-119.
- Голубкова Е.Н. Маркетинговое управление товаром. – М.: Дело и сервис, 2016. - 176с.
- Гузь А.Н. Модель ценообразования, обеспечивающая максимум прибыли при выводе нового товара на рынок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2015. № 21. С. 11-15.
- Гукасьян Н.А. Маркетинг для предпринимателей. Просто о сложном. – М.: BHV, 2017. – 127с.
- Захарова И.В., Евстигнеева Т.В. Маркетинг и вопросах и решениях. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2015. - 304с.
- Кучин Б.Л., Казаков С.П., Землянская Н.Б. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. – М.: Наука и образование, 2015. - 320с.
- Лев М.Ю. Ценообразование: Учебник ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 253 с.
- Магомедов М.Д., Куломзина Е.Ю., Чайкина И.И. Ценообразование: Учебник. – М.: Дашков и К, 2015. – 256с.
- Манн И.Б. Арифметика маркетинга для первых лиц. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 168с.
- Осинская И.Р. Один шаг до мечты. – М.: Гранд-Фаир, 2015. - 128с.
- Ричи Крис. Маркетинг. – М.: Дело и сервис, 2014. - 224с.
- Румянцева Е.Е. Финансы организации: финансовые технологии управления предприятием: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 459с.
- Савчук В.П. Управление финансами предприятия. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. – 480с.
- Сербиновский Б.Ю., Захаров С.В., Павленко В.И. Маркетинг. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 368с.
- Сухач Т.В Актуальные проблемы государственной политики ценообразования в России // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 418-421.
- Чуев И.Н., Чечевицина Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2015. – 384 с.
- Шефер Бодо. Практический маркетинг. – М.: Попурри, 2016. – 96с.