Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (для любого реально существующего предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии
1.2 Организация службы маркетинга
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «БЭТ-ИКС»
2.1 Краткая характеристика организации
Был проведен SWOT-анализ деятельности ООО «БЭТ-ИКС». Характерные черты сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей внешней среды представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Характерные черты SWOT-анализа
ООО «БЭТ-ИКС»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ (S): |
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ (W): |
- Высококвалифицированный управленческий и торговый персонал - Наличие собственных финансовых ресурсов - Устойчивые связи с поставщиками - Хороший имидж компании - Разнообразный ассортимент - Рост числа постоянных корпоративных клиентов - Ориентация деятельности компании в значительной степени на удовлетворение потребностей клиентов - Получение высокой прибыли - Использование ресурсов Интернет - Регулярные победы на выставках |
- Неэффективное использование работников - Неиспользуемые складские площади |
ВОЗМОЖНОСТИ (О): |
УГРОЗЫ (Т): |
- Расширение ассортимента - Повышение конкурентоспособности - Хорошие возможности для диверсификации - Развитие информационных технологий - Наличие интересных идей и их постоянная подпитка (креативность ведущих специалистов) - Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей (корпоративных клиентов по специальным ценам) - Использование маркетинговых приемов привлечения клиентов |
- Ожесточение конкуренции - Нестабильная финансовая обстановка в стране - Изменение вкусов и потребностей клиентов - Инфляционные процессы - Изменения налоговой политики неблагоприятного характера |
Окончательную оценку сильных и слабых сторон, маркетинговых возможностей и угроз проводят на основе анализа парных комбинаций: с помощью матрицы SWOT-анализа, представленной в таблице 7.
Можно отрицательно оценить то, что на предприятии есть часть неиспользуемых складских площадей в размере 50 кв.м., которые можно сдавать в аренду, что будет приносить предприятию дополнительный доход.
Таблица 7 - Матрица SWOT-анализа ООО «БЭТ-ИКС»
Критерии |
Возможности (Opportunities) |
Угрозы (Threats) |
1 |
2 |
3 |
Сильные стороны (Strengths) |
1.S-O: Позволят ли сильные стороны получить преимущества благодаря возможностям? |
3.S-T: Позволит ли использование сильных сторон преодолеть или избежать нависающие угрозы? |
Слабые стороны (Weaknesses) |
2.W-O: Препятствуют ли слабые стороны использованию возможностей, и как преодолеть слабые стороны за счет появившихся возможностей? |
4.W-T: Препятствуют ли слабые стороны избежать угроз, и возможно ли одновременно преодолеть угрозы и избавиться от слабости? |
Основой рекламной деятельности ООО «БЭТ-ИКС» являются плакаты, буклеты и другие рекламные печатные материалы, которые предоставляются производителями в качестве рекламной поддержки. Данные рекламные материалы направлены на рекламу отдельных товарных линий. Реклама самого предприятия размещается в городских газетах. Также используется телевизионная реклама в виде «бегущей строки».
Для постоянных клиентов планируется проводить фуршеты с проведением конкурсов и лотереи. Эффективность рекламы и стимулирования сбыта устанавливается посредством сопоставления затрат на мероприятия и прироста прибыли от продаж.
К примеру, в 2017 году фирмой по почте было разослано 1000 рекламных листов на сумму 25000 руб. в результате было получено заказов на общую сумму 900 тыс. руб.
Эффективность рекламы определяется следующим образом:
(900000-25000)/900000=0,97.
Таким образом, эффективность рекламы составила 97%.
Информационное обеспечение маркетинга в ООО «БЭТ-ИКС», в основном, сводится к приобретению в отдел маркетинга разной специальной рекламной литературы, справочников, каталогов и т.п. Оснащение рабочих мест персонала отдела маркетинга - оргтехникой на должном уровне. Положительным моментом выступает также и то, что в ООО «БЭТ-ИКС» создана компьютерная сеть, которая связывает воедино разные подразделения: отдел сбыта, отдел маркетинга, бухгалтерию и др. Пользуясь такого рода системой, можно получить справочные сведения о запасах продукции на складе в любой момент времени, сведения об отгрузках продукции, о заключенных договорах и их условиях, сведения о задолженностях.
Координация взаимодействия служб маркетинга и финансовой на предприятии заключается в составлении отделом маркетинга квартальных смет (бюджетов) расходов на маркетинг и подаче на рассмотрение и утверждение в бухгалтерию. Юристы головной компании ООО «БЭТ-ИКС» в обязательном порядке визирует все заключаемые отделом маркетинга и сбыта договоры и консультирует сотрудников отдела по различным правовым аспектам их деятельности.
Подводя итоги данного раздела, можно сделать вывод, что функции отдела маркетинга и маркетинговой деятельности «БЭТ-ИКС» сводятся лишь к использованию отдельных элементов комплекса маркетинга, что, конечно же, не может привести к достижению каких-нибудь значительных результатов в завоевании новых рынков сбыта, к упрочению конкурентоспособности предприятия, в основном, по причине того, что основные решения принимаются в головной компании.
Сложившаяся на предприятии организационная структура имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами являются простота и логичность структуры; значительное уменьшение расходов за счет предельно рациональной структуры. Но в структуре наблюдаются некоторые недостатки. На предприятии не уделяется внимание комплексной системе маркетинга. В службе маркетинга отсутствует распределение обязанностей, в частности – необходимы специалисты, занимающиеся только исследованием цен конкурентов и ценовой политикой.
2.3 Направления совершенствования организации маркетинговой
Проведенный анализ выявил, что для изучения цен, сложившихся у конкурентов на предприятии необходимо создать службу конкурентной разведки. Цели конкурентной разведки для ООО «БЭТ-ИКС»:
1. Определение истинной ценовой стратегии конкурентов для корректировки собственной стратегии ценообразования.
2. Определение потенциала конкурентов (их сильных и слабых сторон) для корректировки собственной стратегии ценообразования.
3. Определение организационных, финансовых, технических и других способов обеспечения конкурентных преимуществ для целей возможной их нейтрализации с помощью эффективной стратегии ценообразования.
4. Оценка общей емкости городского рынка одежды через сумму долей конкурентов для оценки состояния отрасли по изменению динамики и прогнозирования объемов продаж с целью эффективного ценообразования –(чем больше объем продаж у предприятия, тем больше у него возможности по снижению цены на товар).
5. Оценка степени выгодности условий сотрудничества с теми или иными поставщиками (поиск наиболее выгодны партнеров по соотношению цена/качество) и покупателями (поиск потенциальных покупателей и ориентация на них).
Конкурентная разведка в ООО «БЭТ-ИКС» будет выполнять следующие задачи:
- Повышать эффективность ведения бизнеса, главным образом за счет поддержки принятия решений о ценообразовании, как на стратегическом, так и на тактическом уровнях.
- Выполнять функции системы «раннего предупреждения», привлекая внимание менеджеров на возможно раннем этапе к угрозам, которые потенциально могут причинить ущерб бизнесу компании (во время корректировать слишком высоки или слишком низкие цены в целях максимизации прибыли).
- Выявлять благоприятные для бизнеса возможности, которые желательно не упустить, и которые ООО «БЭТ-ИКС» без конкурентной разведки могло бы просто не заметить (получение актуальной информации о модных тенденциях и повышенном спросе на товар позволит предприятию в разумных пределах увеличить цены и получить больше прибыли).
- Выполнять функции механизма управления рисками, что позволит ООО «БЭТ-ИКС» эффективно реагировать на быстрые изменения окружающей среды (для того чтобы не потерять клиентов и соответственно запланированный размер прибыли, необходимо быстро реагировать на ценовые изменения и акции конкурентов).
Структура службы конкурентной разведки будет выглядеть следующим образом (рисунок 6).
Директор
Старший менеджер по конкурентной разведке
Менеджер по конкурентной разведке (полевик)
Менеджер по конкурентной разведке (аналитик)
Рисунок 6 – Структура службы конкурентной разведки
ООО «БЭТ-ИКС»
Таким образом, в цели службы конкурентной разведки ООО «БЭТ-ИКС» будет входить добыча информации о действиях и ценах конкурентов, ее анализ и предоставление результатов отделу маркетинга. Задачи службы конкурентной разведки являются вспомогательной информационной функцией дополнения маркетингового анализа для целей стратегического управления ценами на предприятии.
Служба будет подчиняться непосредственно директору ООО «БЭТ-ИКС», а также будет тесно взаимодействовать с отделом маркетинга и отделом продаж. Для организации службы в штат ООО «БЭТ-ИКС» необходимо добавить 3 новые должности:
- старший менеджер по конкурентной разведке, координирующий все вопросы, связанные с осуществлением деятельности направления «конкурентная разведка» и разрабатывающий программу действий по противостоянию конкурентам;
- менеджер по конкурентной разведке, осуществляющий полевые исследования;
- менеджер по конкурентной разведке, задачами которого является сбор и анализ информации по вторичным источников и анализ данных, получаемых от полевика.
Целью организации службы конкурентной разведки для ООО «БЭТ-ИКС» является создание информационной базы для разработки рекомендаций по созданию общей стратегии развития компании. Для этого перед службой конкурентной разведки руководство ООО «БЭТ-ИКС» ставит следующие конкретные задачи (ранее были перечислены общие задачи и функции службы конкурентной разведки):
- анализ рекламной активности конкурентов;
- анализ ассортимента конкурентов;
- анализ системы стимулирования сбыта конкурентов;
- анализ системы работы с претензиями клиентов;
- анализ процесса продажи;
- анализ квалификации персонала;
- анализ перспектив развития конкурентов (планы, направления развития и др.);
- анализ динамики продаж;
- SWOT-анализ конкурентов;
- анализ ценовой политики;
- оценка имиджа (репутации) конкурентов;
- изучение (опросы) покупателей продукции ООО «БЭТ-ИКС» и конкурентов;
- оценка работы конкурентов на выставках, презентациях;
- оценка PR-деятельность конкурентов;
- оценка материально-технической базы конкурентов;
- отслеживание тенденций рынка (динамика продаж различных моделей);
- согласовывание действий с головной компанией в г. Москве.
Определим требования к новым сотрудникам.
Старший менеджер: возраст – от 25 лет; высшее образование (техническое + маркетинг или экономическое); опыт работы от 3 лет в сфере исследований; опыт аналитической работы; уверенная жизненная позиция и подкрепленные амбиции; умение найти подход к каждому сотруднику и умение работать в команде; умение обучать сотрудников, знание подходов и методик исследования конкурентов; умение работать с большими объемами информации. Менеджер (полевик): возраст – от 21 года; опыт работы – от 1 года; высшее или незаконченное высшее образование; возможен прием на работу студентов старших курсов (5-6 курс); опыт работы или очень хорошее знание принципов, методов и подходов маркетинга и конкурентного анализа; умение работать в команде; обучаемость; активная жизненная позиция.
Менеджер (аналитик): возраст – от 23 лет; высшее образование (маркетинг или техническое + маркетинг); аналитические способности; знание методов обработки данных; опыт работы – от 2 лет; умение работать с большими объемами информации; умение работать в команде; обучаемость.
Для реализации проекта по внедрению конкурентной разведки необходимо определить месячный бюджет на все планируемые мероприятия и единовременные затраты на организацию работы новых сотрудников (таблица Таблица ).
Для того чтобы определить размер амортизации, нужно установить, к какой амортизационной группе относятся указанные выше виды оборудования: компьютеры, оргтехника и телефония – 3 группа, срок амортизации 3 года; мебель – 4 группа, срок амортизации 5-7 лет.
Согласно таблице ( табл. 8) капитальные затраты на реализацию мероприятия составят 112 тыс.руб., а годовой размер управленческих затрат составит: (20+30+2+17+0,25)*12+33+100=964 тыс.руб.
Таблица 8 - Затраты на создание службы конкурентной разведки ООО «БЭТ-ИКС»
№ |
Мероприятие |
Затраты, тыс. руб. |
Период |
Вид затрат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Подбор персонала (3 человека) |
нет, возложено на директора |
ноябрь 2017 года |
нет |
2 |
Оборудование отдела (3 новых места), в т.ч.: |
112 |
ноябрь 2017 года |
капитальные |
2.1 |
Мебель для оборудования рабочих мест, в т.ч. |
32 |
ноябрь 2017 года |
|
- стол (3 шт.х4500 р.) |
13,5 |
|||
- кресло (3 шт.х2500р.) |
7,5 |
|||
- шкаф (1 шт.х7500 р.) |
7,5 |
|||
- стеллаж (1 шт.х3500 р.) |
3,5 |
|||
2.2 |
Компьютеры в сборе (2 шт.х22300р. и 1 шт.х23400 р.) |
68 |
ноябрь 2017 года |
|
2.3 |
Оргтехника и телефония, в т.ч.: |
12 |
ноябрь 2017 года |
|
- принтер (3 шт.х3200 р.) |
9,6 |
|||
- телефон (3 шт.х800) |
2,4 |
|||
3 |
Заработная старшего менеджера (1 чел.х20 000 р.) |
20 |
ежемесячно |
текущие, управленческие |
4 |
Заработная плата менеджеров (2 чел. по 15 000 р.) |
30 |
ежемесячно |
текущие, управленческие |
5 |
Затраты на исследования |
100 |
ежегодно |
текущие, управленческие |
6 |
Амортизация, в т.ч. |
33 |
ежегодно |
текущие, управленческие |
- мебель (стр.2.1*1/5) |
6,4 |
|||
- компьютер (стр. 2.2*1/3) |
22,6 |
|||
- оргтехника и телефония (стр.2.3*1/3) |
4 |
|||
7 |
Расходные материалы (2 пачки бумаги по 200 р.+ картридж для принтера 1400 р.+ папки и канцтовары около 200 р.) |
2 |
ежемесячно |
текущие, управленческие |
8 |
Отчисления с заработной платы ((стр.3+стр.4)*30%) |
17 |
ежемесячно |
текущие, управленческие |
9 |
Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний ((стр. 3+стр.4)*0,5%) |
0,25 |
ежемесячно |
текущие, управленческие |