Файл: 1. Понятие, структура Особенной части уголовного права и ее значение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 672
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия которые явно выходят за пределы его полномочий, нужно в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных НПА и иных актах (постановлении, распоряжении,приказе, трудовом договоре и т.п.).
Явный (очевидный, существенный, грубый) выход действий лица за пределы предоставленных полномочий – понятие оценочное и устанавливается применительно к конкретных обстоя-вам дела. Поэтому в п.22 ППВС №19 – устанавливается - При рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 286 УК РФ, судам надлежит выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности обвиняемого должностного лица, с приведением их в приговоре, и указывать, злоупотребление какими из этих прав и обязанностей или превышение каких из них вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Абз.2 п.19 ППВС №19 - Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.). Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).
Под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества).
Субъективная сторона – прямой и косвенный умысел. Мотивы могут быть различными и не имеют значения. Субъект – специальный – должностное лицо – такой же как и в ст.285 УК!!!
Ч.2 - То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления – также как и в ст.285 УК РФ!!!
Ч.3 - если они совершены: а) с применением насилия или с угрозой его применения - выражается в нанесении побоев, совершении иных насильственных действий, связанных с причиненим потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (например, связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещеии), а также в умышленном причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью квалифиц.по совокупности п.а ч.3 ст.286 УК РФ и ст.111 УК РФ. При убийстве также – п.а ч.3 ст.282 УК РФ и ст.105 УК. Имеется ввиду здесь как физическое так и психическое насилие. Угроза применения насилия – угроза причинить физический вред, такая угроза должна быть реальной, при угрозе не нужно доп.квалификации по ст.119 УК РФ.
б) с применением оружия или специальных средств - При квалификации действий лица по пункту "б" части 3 статьи 286 УК РФ судам под применением оружия или специальных средств надлежит понимать умышленные действия, связанные с использованием лицом поражающих свойств указанных предметов, или использование их по назначению. Отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия или специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, судам следует учитывать, что основания, условия и пределы применения оружия или специальных средств определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности", Федеральном законе от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Федеральном законе от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране", Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральном законе от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). К специальным средствам относятся специальные палки, средства ограничения подвижности и сковывания движения, специальные газовые средства, водометы, бронемашины, средства разрушения преград, служебные животные и другие средства, состоящие на вооружении органов внутренних дел, войск национальной гвардии, федеральных органов государственной охраны, органов федеральной службы безопасности, органов уголовно-исполнительной системы и др.
в) с причинением тяжких последствий - Под тяжкими последствиями следует понимать последствия совершения преступления в виде крупных аварий и длительной остановки транспорта или производственного процесса, иного нарушения деятельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего и т.п. Сюда следует отнести также и причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом доп.квалификации по ч.1-2 ст.111 УК РФ – не требуется, а если по ч.3-4 – будет иметь место совокупность. Не требует доп.квалификации по ст.109 УК причинение смерти потерпевшему по неосторожности. Если же превышение должностных полномочий сопряжено с умышленным убийством, содеянное квалифицир.по совокупности ч.3 ст.286 УК РФ и ст.105 УК.
В случаях когда должностным лицом причиняется вред здоровью потерпевшего средней тяжести или тяжкий, а также в случае когда причиняется смерть потерпевшему, но данный вред причинен в условиях превышения пределов необходимой обороны или мер необходимых для задержания лица совершившего преступление содеянное охватывается ст.108 или ст.114 УК РФ и не требует доп.квалификации.
Термины должностное лицо, лица занимающие гос.должности… и т.п. закреплены в примеч.1-4 ст.285 УК РФ и раскрыто в ст.285 УК РФ!!! П.2-11,13-15,18-22 ППВС №19;
P.S. Различия: - должностным лицом может быть "лицо", а государственным служащим - только гражданин Российской Федерации; - профессиональная служебная деятельность на должностях государственной службы - это не есть (не всегда) функции представителя власти. Поэтому для определения случаев, когда государственный служащий является должностным лицом, необходим анализ его правового статуса (прав, обязанностей, ответственности и т.п.), закрепленного в должностном регламенте государственного служащего или ином акте в зависимости от занимаемой должности; - согласно КоАП РФ (СТ.2.4.) должностными лицами могут быть, например, "лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица...", т.е. лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Напротив, государственные служащие получают денежное содержание исключительно за счет средств соответствующего бюджета; в отношении их существует запрет на занятие предпринимательской деятельностью. Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод. Понятия "государственный служащий" и "должностное лицо" пересекаются: государственный служащий
может как являться должностным лицом, так и не являться им, а должностное лицо может состоять на государственной службе или не состоять на ней. Существует категория лиц, являющихся одновременно и государственными служащими, и должностными лицами.
118.Получение взятки, дача взятки (ст.290,291 УК РФ).
Ст.290 УК. Получение взятки.
Объект – общ.отношения, связанные с интересами гос.службы. Предмет – деньги, ценные бумаги, иное имущество в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте (наркотические средства, психотропные вещества, оружие и т.п.).А также услуги имущественного х-ра (ремонт квартиры, строительство дачи) и имущественные права (право пользования, сервитут и т.п.) (п.9 ППВС от 09.07.2013 №24.
Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, исполнение обязательств перед другими лицами).
Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной дея-ти и приравненные к ним средства индивидуализации (ст.1225 ГК).
Все что входит в предмет должно иметь денежную оценку!!! Поэтому не яв-ся предметом получения взятки услуги нематериального х-ра, не влекущие для взяткополучателя имущественной выгоды (например, предоставление возможности приобрести какой-либо редкий товар или услугу, выдача положительной рецензии на работу).
Объективная сторона – ч.1 - Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде: а) денег, ценных бумаг, иного имущества ; б)в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу)
за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица; в) если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
П.3 ППВС №24 - Под входящими в служебные полномочия действиями (бездействием) должностного лица следует понимать такие действия (бездействие), которые оно имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения). Получение денег за дея-ть не связанную со служеб.полномочиями не образует состав.
П.4 ППВС №24 – образует состав и способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению действий (бездействию) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц выражается в использовании взяткополучателем авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания любого влияния на других должностных лиц в целях совершения ими указанных действий (бездействия) по службе, например путем просьб, уговоров, обещаний, принуждения и др. При этом получение должностным лицом вознаграждения за использование исключительно личных, не связанных с его должностным положением не образует состав.
П.5 ППВС №24 - Общее покровительство по службе может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения. Относящиеся к общему покровительству или попустительству по службе действия (бездействие) могут быть совершены должностным лицом в пользу как подчиненных, так и иных лиц, на которых распространяются его надзорные, контрольные или иные функции представителя власти, а также его организационно-распорядительные функции.При получении взятки за общее покровительство или попустительство по службе конкретные действия (бездействие), за которые она получена, на момент ее принятия не оговариваются взяткодателем и взяткополучателем,