Файл: Министерство образования и науки донецкой народной республики государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный университет Институт физической культуры и спорта Кафедра спортивных игр Направление подго.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры и спорта
Кафедра спортивных игр
Направление подготовки: 49.03.01 Физическая культура
(Профиль: Физкультурное образование)
-
К защите допустить:
Зав. кафедрой циклических видов спорта
_________
к.б.н., доцент Москалец Т.В.
(подпись)
«______» ______________________ 20 _____ г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры»
Студент: | Гарбуз Олеся Олеговна | ____________ | |
| | | (подпись) |
Научный руководитель: | Старший преподаватель кафедры ЦВС Акопов В.Э. | ____________ | |
| | (подпись) |
Работа представлена на кафедру «____» _________ 2022 г. рег. № | _______________ |
| (подпись принявшего) |
Донецк 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................. | 3 | |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ .............................. | 6 | |
1.1. | Понятие агрессии в современной науке ........................................... | 6 |
1.2. | Предпосылки агрессивного поведения человека ............................ | 10 |
1.3. | Специфика причин и проявлений агрессивности ........................... | 14 |
1.4. | Психофизиологические особенности детей среднего школьного возраста ............................................................................................... | 19 |
1.5. | Особенности организации занятий физической культурой с детьми среднего школьного возраста .............................................. | 25 |
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .............. | 30 | |
2.1. | Организация исследования ............................................................... | 30 |
2.2. | Методы исследования ........................................................................ | 31 |
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ......................................... | 34 | |
3.1. | Анализ уровня агрессивности и физической подготовленности у детей среднего школьного возраста до проведения эксперимента | 34 |
3.2. | Снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры .................................................... | 47 |
3.3. | Анализ уровня агрессивности и физической подготовленности у детей среднего школьного возраста после проведения эксперимента ...................................................................................... | 56 |
ВЫВОДЫ ..................................................................................................... | 67 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ........................................................................... | 69 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Опросник Басса-Дарки .............................................. | 74 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бланк ответов .............................................................. | 76 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Примерный план-конспект урока для учащихся экспериментальной группы по теме «Гимнастика» ................................. | 77 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность, но и цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется у детей в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает все общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и научно – практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на агрессивность.
Большое внимание исследователи агрессивности уделяют занятиям физической культурой, считая её удобной моделью для изучения данного феномена. Современные психологи термином "агрессия" обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение и считают, что необходимо направлять его в нужное русло.
Стремление найти пути разрешения противоречия между необходимостью снижения агрессивности у детей среднего школьного возраста и отсутствием научного обоснования воздействия средств физической культуры, как условия снижения агрессивных проявлений, определило проблему нашего исследования.
Исходя из вышеизложенного, возникает необходимость специального педагогического исследования по проблеме снижения агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры. В этой связи, выбор темой исследования «Снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры» является актуальным.
Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование влияния средств физической культуры на снижение агрессивности у детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы агрессивности и агрессии, проявления особенностей агрессивного поведения подростков;
2. Исследовать выраженность агрессивных и враждебных реакций подростков 14-15 лет;
3. Определить влияние занятий физической культурой на снижение агрессии подростков 14-15 лет.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре с детьми среднего школьного возраста
Предмет исследования: влияние средств физической культуры на снижение подростковой агрессии.
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; методы математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- определены предпосылки агрессивного поведения детей среднего школьного возраста, специфика причин и проявлений агрессивности;
- установлены наиболее эффективные средства физической культуры, направленные на снижение агрессивности подростков;
- разработана методика снижения уровня агрессии у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры;
- экспериментально доказано, что в экспериментальной группе выраженность агрессивных и враждебных реакций снизилась во всех изучаемых показателях: физическая агрессия снизилась на 26%; косвенная агрессия снизилась на 26%; раздражение снизилось на 21%; негативизм снизился на 17%; обида снизилась на 36%; подозрительность – 47%; вербальная агрессия – 27%; угрызение совести снизилось на 23%.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, результаты педагогического эксперимента позволяют повысить эффективность процесса снижения агрессивности у детей среднего школьного возраста средствами физической культуры, способствовать формированию интереса к двигательной деятельности и потребности к занятиям физической культурой, повысить здоровьесберегающие ресурсы организма детей. Материалы и результаты исследования могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных школ.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что занятия физической культурой оказывают комплексное влияние на агрессию подростков 14-15 лет, и частично снижают у них выраженность агрессивных и враждебных реакций.
Структура дипломной работы. Состоит из введения, трех глав, выводов, списка литературы в количестве 51 наименования и 3 приложений. Работа иллюстрирована 16 таблицами и 3 рисунками. Общий объем работы 79 стр.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
-
Понятие агрессии в современной науке
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. Одни из них связывают агрессию с инстинктивными влечениями (З. Фрейд, К. Лоренц), в других агрессивное поведение трактуется как реакция на фрустрацию. (Дж. Доллард, Л. Берковитц), в-третьих, агрессия рассматривается как результат социального научения (А. Бандура). Имеется множество разновидностей этих подходов. Наибольшее экспериментальное подтверждение получили фрустрационная теория агрессии и теория социального научения. Однако до сих пор идут споры о биологической обусловленности агрессии. Кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной (по определению Э. Фромма) [7, 26].
Необходимо узнать психологическую сущность самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение», для выделения личностных особенностей агрессивных подростков. Термин «агрессия» сегодня часто употребляется в широком контексте. Уточнение значения и смысла этого понятия необходимо для научного понимания природы человеческой агрессивности. Отчего общество действует агрессивно, какие меры следует принять, чтобы избежать подобное деструктивное поведение? В наше время этот вопрос стал объектом систематического научного изучения, но не на все вопросы имеются ответы. Агрессия подразумевает либо вред, либо унижение жертвы, следует, что причинение телесных повреждений считается неотъемлемым. Результат агрессии – негативные последствия. Выражение агрессии у людей безграничны и разнообразны, А. Басс определил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия [12]:
• физическая – вербальная;
• активная – пассивная;
• прямая – непрямая.
Некоторые авторы агрессию анализируют, как модель поведения, а не как причину, эмоцию, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется с отрицательными чувствами такими, как ярость, гнев; с такими мотивами, как желание обидеть, нанести вред; с такими установками, как этнические и расовые предрассудки. Невзирая на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, итогом которого становится нанесение вреда, их наличие не считается важным обстоятельством для подобных действий. Гнев, ярость вовсе не считаются важным условием атаки на иных людей, применением силы. Отрицательные эмоции, установки, мотивы не всегда сопровождаются непосредственными поступками и нападками на иных людей. В определении агрессии планируются действия, в которых агрессор намеренно наносит вред жертве, остаются непроясненными многие вопросы. Также существуют некие причины возникновения негативных эмоций. Итогом сложно преодолимой преграды на пути к достижению цели является эмоциональная напряженность в ходе выполнения деятельности. Нередко и сам успех в деятельности может стать итогом эмоциональной напряженности. К примеру, успешно сделанная первая попытка на состязаниях, зачастую ошеломляет не только лишь конкурентов, однако еще и самого спортсмена, сделавшего её. Вынужденная пауза в деятельности, к примеру отсрочка исполнения попытки, считается так же фактором появления эмоциональной напряженности. Любое прекращение работы порождает у молодых людей состояние напряженности, из-за стараний завершить данную работу, осуществить образовавшуюся у него необходимость достичь установленной цели [22].
Термин агрессия (от лат. aggredi - нападать) персональное или коллективное действие, поведение, нацеленное на причинение психологического или физического ущерба, либо вреда, либо на ликвидирование другого человека, либо группы людей. В существенной доле агрессия появляется как реакция субъекта на фрустрацию и сопутствуется эмоциональными состояниями бешенства, ненависти, злости, враждебности. Агрессия делится на:
-
экспрессивную (проявления чувств, эмоций); -
враждебную, которая характеризуется целенаправленностью, осмысленным намерением причинения ущерба иным; -
инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия применяется ровно как способ её свершения.