Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 285

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Вопрос о рассмотрении и изучении изменений, происходящих в пенсионной реформе Российской Федерации, в настоящее время является чрезвычайно острым и актуальным. Пенсионное обеспечение, к проблемам которого в настоящее время приковано пристальное внимание не только в России, но и во многих странах, является одной из основных составляющих системы социальной защиты населения. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить проблемы существующей системы пенсионного обеспечения.

К основным из них, по нашему мнению, можно отнести следующие:

- достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации;

- повышения уровня пенсионного обеспечения граждан;

- формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему государства.

Объект. Правоотношения, складывающиеся в сфере порядка назначения и выплаты различных видов государственных пенсий в Российской Федерации

Предмет. Нормы действующего российского законодательства, регулирующие порядок назначения и выплаты различных видов государственных пенсий.

Цель. Комплексное исследование понятия и видов государственных пенсий, а также предложение практических рекомендаций с целью совершенствования правоотношений в рассматриваемой сфере.

Задачи:

- рассмотреть особенности современной государственной системы пенсионного обеспечения;

- проанализировать пенсионную систему в России и зарубежных стран;

- определить порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

- предложить практические рекомендации с целью совершенствования правоотношений в рассматриваемой сфере

Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.

1. Общие положения о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации


1.1. Особенности современной системы государственного пенсионного обеспечения

Россия в ст. 7 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г[1]. провозгласила себя социальным государством, где все люди являются свободными и равными в правах. Ценность человека в государстве неоспорима, ввиду этого государство обязано заботиться об улучшении социально-правового положения граждан не только путем признания их прав, но и путем гарантирования и обеспечения их реализации. Инструментарий социальной политики обширен, что позволяет использовать его для поддержания различных категорий граждан - пенсионеров, лиц с инвалидностью, членов многодетных семей, детей-сирот. Полноценное социальное и пенсионное обеспечение может применяться к тем гражданам, которые действительно лишены способности позаботиться о себе самостоятельно в силу наступления определенных обстоятельств. Например, пенсионеры относятся к такой категории граждан ввиду того, что достигли определенного возраста, который может сопровождаться определенными проблемами со здоровьем.

Сегодня социальная ситуация в стране довольно неоднозначна, и особое внимание в последние годы сосредоточено на пенсионном обеспечении.

В России пенсионное страхование зародилось в XIX в., значительно позже, чем в других государствах мира. Право на пенсии возникало только у отдельных категорий граждан, как правило, относившихся к высшим слоям населения[2]. Октябрьская революция 1917 г. приостановила развитие пенсионной системы в стране, а окончание революции стало причиной практически полной отмены выплаты пенсий гражданам советского государства. О необходимости обновления пенсионной системы власти заговорили только в 20-х гг. XX в. В основу формирования пенсионной системы были положены принципы, провозглашенные на конституционном уровне и касавшиеся обязательной государственной поддержки граждан при достижении ими определенного возраста. К 1927 г. система пенсионного обеспечения приобрела относительно стройные черты и формально входила в систему социального обеспечения и страхования. Уже тогда социальное обеспечение не ограничивалось только пенсионными и социальными выплатами, но включало и формы социального, санаторно-курортного и медицинского обслуживания советских граждан. Государство поддерживало пенсионеров и нетрудоспособных граждан, которые вследствие определенных заболеваний были не способны обеспечивать себя. Все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и пенсиями по возрасту, инвалидности и потере кормильца, выплачиваемыми за счет государства и колхозов, другими формами социального обеспечения[3].


Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных изменений всей пенсионной системы, прежде всего путем формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно­финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципи­ально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъем матери­ального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспечен­ных граждан. В этих целях в 1990 г. был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного устройства страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона от 20.11.90 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), который привнес значительные изменения в правовые основания функционирования пенсионной системы[4].

Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно четко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области соци­ального обеспечения в России.

ПФР осуществляет ряд социально значи­мых функций, в том числе[5]:

  • установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, со­циальных пенсий, пенсии госслужащих;
  • выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
  • назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
  • ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обяза­тельного пенсионного страхования;
  • формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
  • адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
  • реализация международных соглашений.

Пенсионная система представляет собой совокупность создаваемых институтов и норм в России, которые направлены на предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсионных выплат. Свой современный вид пенсионная система России получила 1 января 2002 г. Она включает три базовых компонента - государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Можно утверждать, что в 2013 г. начался новый этап развития пенсионной системы. Прежде всего, государство позаботилось о сохранении трехуровневой системы пенсионного обеспечения. Основные цели развития и усовершенствования системы пенсионного обеспечения сводятся к следующему[6]:

  • гарантии по обеспечению надлежащего уровня пенсионного обеспечения;
  • использование коэффициента замещения трудовой пенсии по старости в 40 % от заработной платы;
  • повышение размера трудовой пенсии по старости, которая бы составляла не менее двух-трех размеров прожиточного минимума;
  • повышение эффективности накопительной системы пенсионного обеспечения.

В 2015 г. пенсионная система России подверглась определенным изменениям. До 31 декабря 2015 г. гражданам 1967 года рождения и моложе следовало выбрать для себя вариант пенсионного обеспечения - оставить только страховую часть пенсии и отказаться от накопительной либо сохранить обе части своей будущей пенсии[7].

Страховая часть является базовой формой государственного пенсионного обеспечения. Пенсия гарантирована, но ее размер зависит от ситуации, которая будет в стране на начало выплат, прежде всего от соотношения числа работающих граждан и пенсионеров и от ситуации с госбюджетом.

Накопительная часть - это средства обязательных пенсионных накоплений, которыми в интересах будущего пенсионера управляют профессиональные участники рынка.

Сочетание накопительной и страховой части позволяет сформировать наиболее надежный вариант пенсионного обеспечения. Такая «комбинированная» пенсия состоит как минимум из двух элементов - бюджетного и рыночного, что помогает защитить потенциальные выплаты от различных по характеру рисков.

И страховая, и накопительная части пенсии формируются за счет страховых взносов, которые начисляет работодатель за своих работников. Взносы на страховую часть фиксируются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде в виде пенсионных прав, гарантиро­ванных государством, регулярно индексируются государством. Но сами деньги идут на вы­плату пенсий нынешним пенсионерам. Взносы на накопительную часть пенсии живут другой, более сложной финансовой жизнью. Это реальные средства, которые можно передать в управление компании, она будет вкладывать средства в инвестиционные проекты и тем самым увеличивать суммы с течением времени. Можно вместо управляющей компании выбрать негосударственный пенсионный фонд, который работает с несколькими управляющими компаниями, отслеживает состояние счета гражданина, снижает риски потерь.


Сегодня окончательно сложились виды пенсий, подлежащих выплате гражданам. В их число теперь входят страховая пенсия, пенсия по государственному пенсионному обеспечению, накопительная пенсия.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата для компенсации гражданам заработной платы или другого дохода, которые они получали в период трудовой деятельности, а также компенсация дохода, который утратили нетрудоспособные члены семьи за­страхованного лица в связи с его смертью.

К страховой пенсии устанавливается фикси­рованная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии. Размер выплаты ежегодно индексируется государством. Согласно ст. 6 Федерального закона «О страховых пенсиях»[8], (далее Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия назначается в трех случаях: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца (в соответствии со ст. 11 данный документ вступает в силу с 1 января 2019 г., за исключением подп. «б» и «в» п. 5, пп. 6 и 7 ст. 7, вступающих в силу с 1 января 2025 г.). Для назначения страховой пенсии требуется одновременное соблюдение ряда условий, которые предусмотрены ст. 8 Закона № 400-ФЗ:

  1. Достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных прил. 6 к Закону № 400-ФЗ). Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещающих на постоянной основе го­сударственные должности субъектов Российской Федерации, замещающих на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, возраст указан в прил. 5 к Закону № 400-ФЗ.

Уже в 2017 г. начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021 г. увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию - по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

В случае если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины соответственно), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно).

  1. Страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2019 г. он составляет 10 лет и поэтапно, по одному году, увеличится к 2024 г. до 15 лет.
  2. Тридцать индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2019 г. - 16,2 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 г.